В транспортной накладной грузоотправитель и грузополучатель одно лицо: Транспортная накладная грузоотправитель и грузополучатель одно лицо \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

Содержание

Транспортная накладная грузоотправитель и грузополучатель одно лицо \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Транспортная накладная грузоотправитель и грузополучатель одно лицо

Подборка наиболее важных документов по запросу Транспортная накладная грузоотправитель и грузополучатель одно лицо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Транспортная накладная:
  • Грузоотправитель в транспортной накладной
  • Грузополучатель в транспортной накладной
  • Исправления в транспортной накладной
  • Когда оформляется транспортная накладная
  • Кто выписывает транспортную накладную
  • Показать все
Еще
  • Транспортная накладная:
  • Грузоотправитель в транспортной накладной
  • Грузополучатель в транспортной накладной
  • Исправления в транспортной накладной
  • Когда оформляется транспортная накладная
  • Кто выписывает транспортную накладную
  • Показать все

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Статья: Документы, необходимые при доставке товаров до клиентов силами сторонней организации
(Давыдова О. В.)
(«Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение», 2020, N 4)Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в трех экземплярах (оригиналах): для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами (п. 9 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

«Справочник по доказыванию в арбитражном процессе»
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
(«Норма», «ИНФРА-М», 2022)4) транспортная накладная (для автомобильного транспорта) (ст. 8 Устава автомобильного транспорта) — составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимые на одном транспортном средстве, на бумажном носителе в трех экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной. Транспортная накладная подписывается грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком или их уполномоченными лицами. Исправление в транспортной накладной должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших транспортную накладную, в которой произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств (п. 10, 11, 12 Правил N 2200).

Нормативные акты

Как оформить ЭТрН при разных сценариях грузоперевозки

Электронная транспортная накладная содержит 9 файлов обмена — титулов. Они содержат различную информацию о грузоперевозке: сведения об участниках, о договоре, о состоянии груза, о его приёме к перевозке и сдаче покупателю. То, какие титулы в ЭТрН заполняют и подписывают участники, зависит от сценария грузоперевозки. Эти сценарии разработаны Минтрансом и протестированы с помощью ведущих операторов ИС ЭПД. В статье рассмотрим их подробно.

Как происходит обмен ЭТрН

Электронный документооборот между участниками перевозки реализован через операторов ИС ЭПД, получивших аккредитацию Минтранса. Оператор ИС ЭПД направляет сведения, содержащиеся в документах в ГИС ЭПД. Взаимодействие между участником перевозки, оператором ИС ЭПД и ГИС ЭПД организовано следующим образом.

Участник перевозки вносит данные со своей стороны, подписывает соответствующий титул и направляет документ контрагентам через оператора ИС ЭПД.

Оператор ИС ЭПД проверяет:

  • соответствие электронного документа XML-формату, установленному Приказом ФНС России от 9 декабря 2021 года № ЕД-7-26/1065@,
  • уникальность идентификатора,
  • действительность УКЭП, которой подписан документ.

При наличии ошибок оператор сообщает о них отправителю, который, в свою очередь, формирует и отправляет новый файл обмена. Если в нём нет ошибок, оператор ИС ЭПД передаёт его в ГИС ЭПД и отслеживает статус обработки документа.

ГИС ЭПД также проверяет документ и сверяет данные с информацией, полученной от других участников этого документооборота. Если обнаружены расхождения, оператор ИС ЭПД сообщает о них отправителю документа.

Затем оператор ИС ЭПД направляет ЭТрН участникам документооборота.

Из каких титулов состоит ЭТрН

ЭТрН включает в себя 9 титулов, 4 обязательных и 5 опциональных.

Этап Номер титула Кто подписывает Какие сведения включает
Обязательные титулы транспортной накладной
Погрузка 1 Грузоотправитель О сторонах перевозки, условиях договора, сведения о водителе, грузе и сопроводительных документах
2 Перевозчик О состоянии груза на его приёме к перевозке
Выгрузка
3 Грузополучатель О приёме товара от перевозчика, состоянии груза
4 Перевозчик О сдаче груза получателю
Опциональные титулы транспортной накладной
Фиксация стоимости 5 Перевозчик О финальной стоимости перевозки
6 Грузоотправитель
Указание о переадресации 9 Грузоотправитель О возврате груза грузоотправителю
Переадресация 7 Перевозчик Об изменении грузополучателя либо его адреса
Эстафета 8 Перевозчик О смене водителя или транспортного средства

Титулы 1–4 обязательны при любом сценарии грузоперевозки.

Опциональные титулы заполняются и подписываются в зависимости от сценария.

Сценарий 1. Простая перевозка груза

Грузоотправитель формирует титул 1 в своей учётной системе или веб-сервисе, подписывает её квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет участникам перевозки через оператора ИС ЭПД.

Перевозчик получает файл обмена грузоотправителя, сверяет данные, а затем на основании титула 1 заполняет титул 2 и подписывает электронную транспортную накладную КЭП.

Получатель принимает груз и подписывает свой раздел документа КЭП (титул 3).

Перевозчик подписывает титул 4 своей КЭП и завершает документооборот.

При этом в ГИС ЭПД фиксируется каждое подписание транспортной накладной ЭТрН с помощью КЭП со стороны участников перевозки.

При таком сценарии грузоперевозки заполняются только основные титулы транспортной накладной ЭТрН. При более сложных сценариях потребуется заполнить дополнительный титул.

Сценарий 2.

Перевозка сборного груза со склада временного хранения

Грузы от разных заказчиков принимаются на складе временного хранения или ином складе. Склад формирует сборный груз и заказывает его перевозку экспедитором до конечного грузополучателя. Грузоотправителем является экспедитор, а заказчик перевозки сборного груза — склад, но заказчик каждого груза в составе сборного груза — первичный грузовладелец. При этом склад может привлечь к грузоперевозке третью сторону — ещё одного экспедитора.

Грузоотправитель формирует титул 1 в своей учётной системе или веб-сервисе. В сведениях об участниках перевозки грузоотправитель указывает следующие данные:

  • в разделе 1: Экспедитор 2 с признаком «является экспедитором»,
  • в разделе 1а: Экспедитор (склад),
  • в разделе 8 (ЛОП): Экспедитор (склад) об условиях договора перевозки.

Дальнейший документооборот аналогичен документообороту при базовом сценарию. Перевозчик

заполняет титул 2 информацией о фактических условиях перевозки груза. Грузополучатель заполняет титул 3 информацией о приёмке груза, о принятом грузе и об обстоятельствах приёмки.

Перевозчик заполняет титул 4 информацией о выдаче груза покупателю, подписывает своей КЭП и завершает документооборот.

Сценарий 3. Перевозка груза с перегрузкой груза без размещения в зоне длительного хранения

Груз перегружают из одного «магистрального» грузового автомобиля в несколько небольших автомобилей, которые затем доставляют груз конечным получателям, не размещая на складе для длительного хранения. Перевозка происходит с участием экспедитора.

При таком сценарии грузоперевозки оформляются две ЭТрН. Первая — на перевозку груза «магистральным» ТС.

Грузоотправителем и грузополучателем в ЭТрН1 будет экспедитор, который организует грузоперевозку. В титуле 1 должна быть указана следующая информация об участниках перевозки:

  • в разделе 1: Экспедитор с признаком «является экспедитором»
  • в разделе 1а: Заказчик услуг Экспедитора
  • в разделе 8 (ЛОП): Экспедитор
  • в разделе 2: Экспедитор
  • в разделе 6: Перевозчик 1

Перевозчик 1, который предоставляет «магистральное» ТС, заполняет титул 2 ЭТрН1, где указывает сведения о принятии груза к перевозке.

Грузополучатель, он же экспедитор, по факту прибытия груза на склад для кросс-докинга заполняет титул 3 информацией о приёме груза и обстоятельствах приёмки.

Перевозчик 1 со своей стороны заполняет титул 4 сведениями о выдаче груза грузополучателю, подписывает его, и на этом оборот ЭТрН1 завершается.

Для того, чтобы доставить груз конечному грузополучателю на других автомобилях, экспедитор нанимает другого перевозчика и оформляет новую ЭТрН2.

Документооборот ЭТрН2 происходит по схеме базовой грузоперевозки. Разница только в том, что в титуле 1 указывается большее количество участников грузоперевозки:

  • в разделе 1: Экспедитор с признаком «является экспедитором»
  • в разделе 1а: Заказчик услуг Экспедитора
  • в разделе 8 (ЛОП): Экспедитор
  • в разделе 2: Конечный грузополучатель
  • в разделе 6: Перевозчик 2

Документооборот завершает перевозчик 2 после выдачи всех частей груза конечному получателю.

Сценарий 4. Перевозка с участием одного экспедитора

Организацией грузоперевозки занимается экспедитор, заключивший договор с перевозчиком.

Этот сценарий полностью повторяет сценарий 1, но отличается от него сведениями об участниках перевозки, которые экспедитор вносит в титул 1:

  • в разделе 1: Экспедитор
  • в атрибуте «ГОЭксп» значение «1»
  • в разделе 1а: Грузоотправитель (Заказчик экспедитора)
  • в разделе 8 (ЛОП): Уполномоченное экспедитором лицо

Остальные шаги совпадают с шагами из сценария 1.

Сценарий 5. Перевозка груза с заменой водителя или транспортного средства

Требуется перевезти груз и оформить перевозку ЭТрН. До завершения перевозки осуществить замену водителя или транспортного средства.

Грузоотправитель формирует титул 1 в своей учётной системе или веб-сервисе, подписывает её квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет участникам перевозки через оператора ИС ЭПД.

Перевозчик получает файл обмена грузоотправителя, сверяет данные, а затем на основании титула 1 заполняет титул 2 и подписывает электронную транспортную накладную КЭП.

Информация об этом направляется через оператора в ГИС ЭПД, грузоотправителю и грузополучателю. Затем возникает необходимость заменить водителя или автомобиль.

Перевозчик заполняет в части перевозчика данные о новом ТС или новом водителе, подписывает файл обмена перевозчика о заменах водителей или ТС и снова отправляет его в ГИС ЭПД, а затем грузоотправителю и грузополучателю.

Грузоотправитель заполняет в транспортной накладной титул 3, направляет на согласование перевозчику, а после этого — грузополучателю.

После выгрузки товара перевозчик заполняет титул 4 сведениями о выдаче груза и завершает документооборот.

Сценарий 6. Перевозка скоропортящегося груза

Перевозка происходит без посредника-экспедитора, по договору, заключённому между грузоотправителем и перевозчиком.

Этот сценарий почти полностью совпадает с базовым сценарием перевозки. Отличие в том, как грузоотправитель заполняет титул 1.

В сведениях об участниках перевозки он указывает:

  • в разделе 1: Грузоотправитель
  • в разделе 8 (ЛОП): Грузоотправитель

А в сведениях о грузе и сопроводительных документах на него указывается температурный режим, данные, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законодательством РФ.

Сценарий 7. Возврат товара

Грузоперевозка организована с участием экспедитора, а заказчик перевозки — иностранное лицо. В процессе перевозки нескольких наименований груза, оформленных одной ЭТрН, поступает уведомление от грузополучателя о невозможности принять груз. В этом случае перевозчик должен вернуть груз грузоотправителю, оформив переадресовку.

Экспедитор создаёт титул 1 ЭТрН в своей учётной системе или веб-сервисе, подписывает файл квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет оператору ИС ЭПД. В информации об участниках перевозки должны быть указаны следующие сведения:

  • в разделе 1: Экспедитор, в атрибуте «ГОЭксп» значение «1»,
  • раздел 1а: Заказчик – иностранное лицо,
  • в разделе 8 (ЛОП): Уполномоченный экспедитора.

Перевозчик на основании титула 1 заполняет титул 2 и подписывает электронную транспортную накладную своей КЭП.

Получатель заполняет титул 3, где сообщает об отказе принять груз и указывает причину отказа.

Перевозчик заполняет титул 4 и передаёт транспортную накладную ЭТрН оператору ИС ЭПД, который снова проверяет все данные и отправляет сведения в ГИС ЭПД.

Затем электронную транспортную накладную получает экспедитор, который становится грузополучателем, так как груз возвращается к нему. Он заполняет титул 9 информацией об указании о переадресации и отправляет накладную перевозчику на согласование.

Перевозчик возвращает товар экспедитору и заполняет в накладной ЭТрН титул 7 о переадресовке, подписывает ЭТрН электронной подписью и отправляет в ГИС ЭПД.

Экспедитор подтверждает приём груза от перевозчика и заполняет титул 3 данными об обстоятельствах приёмки. Перевозчик заполняет титул 4 информацией о выдаче груза. На этом электронный документооборот завершается.

Сценарий 8. Частичная приёмка и переадресация на нового грузополучателя

В процессе перевозки груза, оформленной ЭТрН, в адрес грузоотправителя поступает уведомление о частичной приёмке груза грузополучателем с указанием причин. На основании такого уведомления грузоотправитель оформляет перевозку оставшейся части груза новому грузополучателю, то есть переадресовку.

Грузоотправитель формирует титул 1 в своей учётной системе или веб-сервисе, подписывает её квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет участникам перевозки через оператора ИС ЭПД.

Перевозчик получает файл обмена грузоотправителя, сверяет данные, а затем на основании титула 1 заполняет титул 2 и подписывает электронную транспортную накладную КЭП.

Грузополучатель заполняет титул 3, указывая частичную приёмку и её причины. Этот документ направляется перевозчику и грузоотправителю. Перевозчик заполняет титул 4 информацией о частичной доставке груза и передаёт ЭТрН грузоотправителю, который становится грузополучателем.

Новый грузополучатель заполняет титул 9 в ЭТрН информацией об указании о переадресации и передаёт его перевозчику на согласование, после чего сведения поступают в ГИС ЭПД. Перевозчик заполняет титул 7 ЭТрН информацией о переадресовке остатков груза новому грузополучателю.

Грузополучатель заполняет титул 3 информацией о приёмке груза, а перевозчик — титул 4 информацией о выгрузке. Сведения передаются в ГИС ЭПД, и документооборот завершается.

Сценарий 9. Самовывоз

Перевозка груза от продавца к покупателю осуществляется перевозчиком по договору перевозки, заключенному между покупателем и перевозчиком. Так как грузоотправителем является тот, кто заключил договор перевозки, покупатель будет выступать и в качестве грузоотправителя, и в качестве грузополучателя.

Формирует ЭТрН и заполняет титул 1 в этом случае тот, кто занимается погрузкой товаров в автомобиль — продавец. Информация об участниках перевозки будет содержать следующие сведения:

  • в разделе 1: Покупатель,
  • в разделе 8 (ЛОП): Продавец.

Перевозчик заполняет титул 2 информацией о погрузке.

Титул 3 заполняет покупатель. Он указывает информацию о приёмке груза.

Затем перевозчик заполняет титул 4 данными о выдаче груза грузополучателю, и документооборот завершается.

Сценарий 10. Перевозка груза, подлежащего учёту в иных информационных системах

Перевозка груза от грузоотправителя к грузополучателю происходит без посредника экспедитора. Помимо ГИС ЭПД, информация о грузе должна быть передана в другую ИС — например, в систему маркировки.

Документооборот ЭТрН в этом случае ничем не отличается от базового сценария перевозки. Разница только в том, что грузоотправитель в титуле 1, помимо прочей информации о грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике, самом грузе и сопроводительных документах на него, указывает атрибут «УчГосСист» = «1» и заполняет атрибуты «НаимГосСист», «ИдНомУчетЕд», «УчетЕд» (при необходимости), «ИнаяИнф» (при необходимости) данными об системе, в которую следует передать информацию.

Сценарий 11. Внутренние перевозки между складами с привлечением стороннего перевозчика

В этом случае ЭТрН необходима, поскольку возникают договорные отношения с перевозчиком. Если груз между складами перевозят своими силами, без привлечения стороннего перевозчика, то ЭТрН не нужна. Нюанс такой перевозки в том, что грузоотправитель и грузополучатель — это одно и тоже юрлицо.

Грузоотправитель заполняет титул 1 ЭТрН, подписывает его квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет оператору ИС ЭПД.

Перевозчик получает и подписывает электронную транспортную накладную ЭТрН с помощью КЭП, заполняя при этом титул 2 с использованием УИД.

Грузоотправитель, получив груз на другом складе, заполняет титул 3 сведениями о приёмке груза. Перевозчик заполняет титул 4 о выдаче груза грузополучателю и завершает документооборот.