Перевозка живой рыбы. Обязательные условия транспортировки | Простая Рыбалка! 🐟
Перевозка живой рыбы — явление достаточно редкое. Рыба является специфическим товаром, при этом желательно соблюдать правила транспортировки данных грузов. Правила описаны в разнообразных методиках и санитарных нормах. Но, те практические знания, которые играют важную роль, приобретаются многочисленными перевозками.
Рыба требует специфических условий хранения. Её желательно перевозить в прохладную погоду, чтобы обезопасит от сильного нагревания воды. Иначе, рыба может пропасть. Обязательным условием является то, что при перевозке живой рыбы водный температурный режим должен быть ниже 15 градусов.
При перевозке сазана карася и карпа, требуются температура плюс 8 градусов. А для большой рыбы, такой как: форель, сёмга, стерлядь требуется температура 6 градусов. При длительных перевозках охлаждение воды до требуемой температуры происходит благодаря льду. Для этого применяется ёмкость с отверстиями, в которую укладывается лёд. При погружении такой ёмкости в воду, происходит таяние льда, охлаждается воды и кроме этого происходит обогащение кислородом.
Ёмкость для перевозки рыбы в обязательном порядке должна быть чистой. Стерильность в данных условиях не является обязательной, так как рыба неприхотлива к чистоте. Требуемые нормы и правила гласят не иметь на стенках никаких остатков от предыдущих перевозок. Перед тем как загружать рыбу необходимо убрать все загрязнения.
Важно учитывать, что вода для перевозки рыбы должна быть пресной, а не хлорированной. Непозволительно использование мутной воды. При нарушении вышеописанных условий рыба может пропасть еще во время перевозки.
Запрещается перекладывать в емкость для транспортировки повреждённую рыбу. Подготовку рыбы для транспортировки необходимо начинать заблаговременно. Перевозимую рыбу сначала откладывают в отдельные садки, а затем, обследуют на присутствие болезней и ранок. Рыбу, предрасположенную к заболеваниям и повреждениям, перевозят в отдельной емкости. Емкость желательно заполнять на 70—75%, от общего объема водой.
Желательно заливать в емкость именно ту воду, в которой рыба разводилась. После перегрузки в емкость для транспортировки рыбы выжидают несколько минут, чтобы рыба успокоилась и привыкла к новой среде обитания, после чего можно отправляться в путь. Во время движения нужно осматривать состояние транспортируемого груза.
При увеличении температуры воды, её охлаждают колотым льдом или доливают воду из аналогичного водоема. Если нужно сменить воду, её заменяют частично. Нельзя допускать резких перепадов температур в воде, где перевозится рыба. Необходимо совершать замену воды маленькими частями для благополучия рыбы. Важно осуществлять процедуру обогащения кислородом. Благодаря этому процессу рыба живет дольше. Повышение содержания кислорода в воде выполняются перемешиванием длинной, тонкой тростью.
Допускается кратковременная транспортировка живой рыбы без наличия воды в емкости. Такую операцию можно осуществить только при условии длительностью не более чем на 3 —4 часа. Запрещается совершать остановки и задержки в пути. Двигаться нужно предельно быстро, чтобы сохранить живучесть рыбы.
По прибытии желательно сразу рыбу поместить в прохладную воду.
Автоперевозка живой рыбы по всей России
Добро пожаловать на официальный сайт транспортно-торговой компании TTK SAPSAN LOGISTIC! Автоперевозки грузов с транспортно-торговой компанией ООО TTK SAPSAN LOGISTIC – это оптимальные маршруты и высокий уровень сервиса! Для решения вопроса автоперевозки позвоните нам по телефону 8 (495) 256 30 31 или пришлите заявку по электронной почте. С этого момента с Вами будет работать Ваш персональный менеджер, который подберет, и рассчитает для Вас наиболее рентабельный и оптимальный способ перевозки груза. Транспортно-торговая компания TTK SAPSAN LOGISTIC — надежный партнер для серьезного бизнеса!
Транспортно-торговая компания TTK SAPSAN LOGISTIC дорожит репутацией и доверием клиентов!
Услугу перевозки грузов по России сегодня предлагает большое число компаний, но не все готовы предложить клиенту развернутый пакет услуг и гарантировать идеальную доставку груза. Наша компания дает гарантии не только на своевременную доставку, но и на сохранность любого груза, независимо от его количества и качества, независимо от расстояния. Мы имеем безупречную репутацию у постоянных клиентов и дорожим ею. Транспортно-торговая компания TTK SAPSAN LOGISTIC работает как с разовыми проектами по перевозкам, так и с постоянными заказчиками. Мы одинаково ответственно относимся к поручениям индивидуальных клиентов и крупным многократным заказам на перевозку, которые поступают от больших предприятий. Грузоперевозки по России — это доставка Ваших грузов в любую точку нашей необъятной страны. Мы работаем в этой сфере несколько лет, гарантируем сохранность Вашего груза и профессиональную работу. Сложные маршруты и логистика – не проблема! Наши менеджеры всегда готовы просчитать Ваш маршрут.
Транспортно-торговая компания TTK SAPSAN LOGISTIC предоставляет услуги по перевозке живой рыбы. Транспортировка осуществляется на современных грузовых автомобилях, в обязательном режиме соблюдаются санитарные нормы и поддерживается оптимальный температурный режим.
- Мы располагаем большим автопарком и подберём тот автотранспорт, который Вам потребуется для перевозки живой рыбы.
Компания TTK SAPSAN LOGISTIC будет рада длительному сотрудничеству. Перевозка живой рыбы осуществляется всегда точно в срок, поскольку мы не только планируем маршрут и ведем отслеживание, но и оперативно оформляем необходимые дорожные документы.
Перевозка рыбы является важным производственным процессом прудового рыбоводства. Живую рыбу перевозят в воде и без воды (во влажной атмосфере и в особой упаковке). Наиболее распространенный способ — это перевозка рыбы в воде.
Наиболее благоприятной температурой для перевозки теплолюбивых рыб (карпа, сазана) считается температура 6-8°. Величина потребления кислорода в зависимости от температуры, размеров и вида рыб колеблется от 25 до 1000 мл на 1 кг живого веса в час. Для перевозки нельзя применять хлорированную воду, которая вредна для рыб. Особенно чувствительны к свободному хлору щука, форель, карп, линь, угорь. Количество воды, необходимое для перевозки рыбы, зависит от возраста рыбы и длительности перевозки.
Для перевозки живой рыбы используют бочки, молочные бидоны, полиэтиленовые пакеты, чаны, съемные цистерны, молоковозы, специальные автомашины и железнодорожные вагоны. В бочках емкостью 150-200 л перевозят 1,2-1,5 тыс. годовиков карпа со средним весом 25 г при перевозки до 5-6 часов. В молочных бидонах 15-20 тыс.
Удобны и легки для перевозки полиэтиленовые пакеты. В них имеются приспособления для смены воды и газов. В пакет емкостью 50-80 л «садят» 50-60 тыс. личинок при длительности перевозок до суток. Пакеты укладывают на траву, мох в ящики. В молоковозе можно перевозить 20-30 тыс. годовиков, в специальной автомашине по 40-50 тыс. При перевозке рыбы находят применение и съемные цистерны, которые легко крепятся и подключаются к системе подачи воздуха. Перевозят рыбу и в специальных вагонах системы ВНИОРХ (В-2), где имеется установка для аэрации воды. В один вагон загружают 80 тыс., годовиков карпа.
Чтобы сократить отходы рыбы во время перевозки, необходимо соблюдать следующие правила:
- к перевозке допускается только здоровая рыба, которая перед перевозкой 2 часа выдерживается на проточной воде;
- тара должна быть чистой, без запаха, гладкой внутри;
- вода заливается в емкости для перевозки на 3/4 объема за полчаса до погрузки из прудов, где содержалась рыба;
- разница между температурой воды в таре и пруду не должна превышать более 2-3°, если разница значительная, то она уравнивается путем добавления воды из пруда;
- погрузка рыбы производится быстро, но без травмирования рыбы;
- герметически закрывать емкости не рекомендуется;
- перевозку рыбы осуществляют в прохладное время суток —вечером, ночью, рано утром;
- в пути рекомендуется избегать стоянок, так как во время движения вода обогащается кислородом;
- воду в пути охлаждают мелко колотым льдом, который помещают в марлю закрывающие отверстия емкостей в пути;
- в пути следят за состоянием рыбы.
Если она поднимается на поверхность и заглатывает воздух, принимают меры к смене воды или аэрации.
Количество воды на 1 кг веса рыбы | |||||||
карп и сазан | линь и орфа | карась
всех возрастов |
стерлядь
всех возрастов |
всех возрастов |
|||
Длительность перевозки в часах | годовики | двухлетки и старше | годовики | старше двух лет | |||
До 2 | 5 | 3 | 7 | 3 | 2 | б | 8 |
3-4 | 6 | 4 | 9 | 4 | 3 | 7 | 9 |
5-6 | 7 | 5 | 10 | 5 | 4 | 8 | 10 |
7—8 | 8 | 6 | 12 | 6 | 5 | 10 | 12 |
9—10 | 10 | 7 | 15 | 7 | 6 | 12 | 15 |
11—15 | 13 | 10 | 16 | 10 | 8 | 15 | 18 |
16-20 | 15 | 12 | 20 | 12 | 10 | 20 | 20 |
20-24 | 20 | 15 | 25 | 15 | 12 | 23 | 25 |
Свыше 24 | 25 | 20 | 20 | 15 | 25 | 30 |
- Перевозка рыбы считается одной из самых сложных логистических задач.
Ведь в некоторых случаях требуется сохранить продукт не в просто свежем, а в живом виде. Транспортно-торговая компания TTK SAPSAN LOGISTIC имеет большой опыт в транспортировке разного вида живой рыбы. И мы всегда гарантируем сохранность товара! Если вам нужна перевозка живой рыбы автотранспортом, транспортно-торговая компания TTK SAPSAN LOGISTIC предлагает по доступной цене доставить данный товар в любую точку России. Мы предоставляем своим клиентам широкий выбор автотранспорта, от компактного автомобиля до многотонной фуры.
Компания TTK SAPSAN LOGISTIC дорожит каждым клиентом, и это не просто красивые слова. В мире сегодняшнего бизнеса мы прикладываем максимум усилий для того, чтобы заслужить уважение у партнеров: транспортные услуги по России выполняют тысячи компаний, удержаться на верхних позициях в списках востребованных поможет только качество услуг. Доставка грузов по всей территории России, и ее правильная организация стали возможными благодаря тому, что мы обладаем собственной базой автомобилей.
- Обратившись в компанию TTK SAPSAN LOGISTIC каждый клиент может рассчитывать на грамотное ведение дела, возможность обсудить всевозможные условия сотрудничества и прийти к окончательной концепции. Надежное долгосрочное сотрудничество с нами — преимущество для Вашего бизнеса!
Для решения вопроса автоперевозки позвоните нам по телефону или пришлите заявку по электронной почте. С этого момента с Вами будет работать Ваш персональный менеджер, который подберет, и рассчитает для Вас наиболее рентабельный и оптимальный способ перевозки груза.
Перевозка живой рыбы — презентация онлайн
ПЕРЕВОЗКА ЖИВОЙ РЫБЫПеревозка живой рыбы
Все перевозки рыбы в живом виде делятся на две группы – внутрихозяйственные
и межхозяйственные.
Внутрихозяйственные перевозки не предполагают перемещение рыбы за
границы рыбоводного хозяйства и связаны, чаще всего, с необходимостью
пересадки рыбы в пруды различных категорий (например, пересадка сеголеток из
выростных в зимовальные пруды, пересадка годовиков из зимовальных прудов в
нагульные и т.

Для внутрихозяйственных перевозок рыба не подвергается специальной
подготовке и используется транспорт, не оборудованный системами
жизнеобеспечения.
Время в пути при внутрихозяйственных перевозках составляет, как правило, не
более 1 часа. Перед высадкой рыбы в водоем необходимо уравнять температуру
воды в транспортной емкости с температурой воды в водоеме.
Перепад температур при выпуске рыбы в водоем не должен превышать 2 ОС для
молоди и 3-4 ОС для взрослой рыбы.
Для внутрихозяйственных перевозок используют, в основном, молочные бидоны,
пластиковые и металлические бочки, брезентовые чаны.
Емкости для внутрихозяйственных перевозок
Пластиковые бочки
«Еврокуб»
Молочный бидон
Для перевозок рыбы лучше использовать бочки и бидоны вместительностью от
20 до 50 литров, оснащенные герметичными крышками и ручками для переноски.
При транспортировке рыбы в емкостях с жесткими стенками, они должны быть
залиты водой доверху.

транспорта вода будет сильно плескаться, рыба при этом будет травмироваться
о стенки емкости.
Подготовка рыбы к межхозяйственным перевозкам
При осуществлении межхозяйственных перевозок требуется подготовка рыбы и
сопроводительной документации, включающая несколько этапов:
1. Получение разрешения органов ветеринарного надзора на осуществление
транспортировки.
2. «Отбор и сортировка рыбы, предназначенной для перевозки. Для длительной
транспортировки допускаются рыбы без видимых механических повреждений,
признаков заболеваний и аномалий поведения. Рыбы, не удовлетворяющие
этим условиям – отбраковываются, так же как и сильно истощенные особи.
3. Противопаразитарная обработка – дезинфекция рыбы, предназначенной к
перевозке, при помощи солевых (50 г/л), формалиновых(20-30 мл на 1 м3) или
иных профилактических ванн.
4. «Голодная выдержка» — содержание предназначенной к транспортировке
рыбы без кормления в чистой проточной воде сроком от 2 до 48 часов в
зависимости от размера рыбы и температуры воды.

5. Посадка рыбы в транспортную емкость. Разница температуры воды в
водоеме и емкости не должна превышать 2-3 ОС, пересадку желательно
проводить при положительной температуре воздуха.
Улучшение условий перевозки рыбы
Перевозки рыбы рекомендуется осуществлять при как можно более низкой
температуре воды. Снижение температуры существенно снижает интенсивность
дыхания рыб и скорость выделения ими опасных метаболитов.
В летнее время оптимальной температурой для перевозки теплолюбивых видов рыб
является диапазон +10-12 ОС, холодолюбивых видов – 6-8 ОС.
В осенне-летний период эти температуры составляют 5-6 ОС для теплолюбивых и 35 ОС для холодолюбивых видов рыб.
Для снижения температуры воды во время транспортировки используют колотый
лед, сухой лед, различные типы холодильных установок. Во избежание прогрева
воды лучше использовать изотермические емкости.
Концентрация растворенного кислорода в транспортных емкостях не должна быть
менее 3-4 мг/л для карповых рыб, 5-6 мг/л для осетровых и 6-7 мг/л – для лососевых
рыб.

желательна не более 40 мг/л, для лососевых – не более 25 мг/л.
Для увеличения плотности посадки рыбы, ее можно анестезировать. В качестве
анестезирующих препаратов используют хинальдин (1:1 млн.), MS 222 (10 мг/л),
хлорбутанол (50 мг/л), хлоргидрат (100 мг/л), новокаин (1:5000). Анестезия позволяет
повысить плотность посадки рыбы в 4-6 раз при длительности перевозки до 7 суток.
Перевозка рыбы в полиэтиленовых пакетах
Полиэтиленовые пакеты
используют, в основном, для
перевозки мелкой рыбы –
подрощенной личинки,
сеголеток, годовиков, а также
оплодотворенной икры.
Стандартный пакет –
двухслойный, имеет объем 40
литров.
В пакет заливается около 20 литров воды, сажается рыба. Оставшаяся часть пакета
заполняется воздухом или чистым кислородом, после чего пакет герметично
закрывается. Сначала герметизируется внутренний пакет, потом – наружный.

Пакеты перевозятся всеми видами транспорта. Их укладывают горизонтально, в один
ряд, закрывают от солнца. Во время перевозки вода в пакетах должна встряхиваться,
это способствует растворению в ней кислорода.
При длительных перевозках рыбы, в пакеты закладывают гранулированный
адсорбент (цеолиты, хитозан), поглощающий аммоний и аммиак.
Рыба в пакетах не травмируется, пустая тара легка и занимает небольшой объем.
Перевозка рыбы в живорыбных машинах
Перевозка рыбы в живорыбных машинах
загрузочный
люк
люк для
выгрузки
рыбы
Машина оборудована системой аэрации
воды. Имеется компрессор, приводимый в
действие от вала отбора мощности
машины. Сжатый воздух подается через
трубчатые диффузоры.
распылители воздуха
карданный вал
коробка отбора
мощности
Вместимость цистерны стандартной
живорыбной машины – 3 м3. Емкость имеет
два верхних люка, предназначенных для
погрузки рыбы и один нижний люк – для
выгрузки.

обратный
клапан
манометр
компрессор
вентиль
Устройство живорыбной машины
Для охлаждения воды за кабиной водителя
размещается контейнер с запасом
колотого льда – вместимостью от 200 до
400 кг. За один рейс в машине можно
перевести до 1 тонны рыбы.
Многие рыбхозы, купив живорыбную машину, подвергают ее модернизации. Цистерну
покрывают слоем теплоизоляции, затем окрашивают в светлый цвет, хорошо
отражающий солнечные лучи. Компрессор демонтируют, вместо него за кабиной
водителя приваривают стойки для нескольких кислородных баллонов.
Перевозка рыбы в живорыбных контейнерах
Живорыбные контейнеры – изотермические емкости,
оборудованные верхним люком для загрузки рыбы, а
при большом объеме – нижним люком для выгрузки.
Могут иметь вместимость от 50 литров до 10 м3.
Перевозка рыбы в контейнерах, как правило идет с
использованием чистого кислорода.
В отличие от живорыбных машин, использование
нескольких контейнеров позволяет осуществлять
перевозку рыбы раздельно по виду, размеру или
месту выгрузки.

Перевозка рыбы в живорыбных контейнерах
Способы перевозки живорыбных контейнеров
Перевозка рыбы в живорыбных контейнерах
Специализированные автомобили, предназначенные для транспортировки
живорыбных контейнеров, оснащаются системами мониторинга температуры воды и
концентрации растворенного кислорода.
Панель управления подачей кислорода в контейнеры монтируется в кабине водителя
и позволяет совершать регулировки не прерывая движения машины.
Для возможности подмены воды в пути, машины часто оборудуются встроенным
насосом и возят с собой шланги для закачки воды длиной до 100 метров.
Перевозка рыбы в живорыбных вагонах
живая рыба
Живорыбный вагон
Для перевозки живой рыбы по железным дорогам серийно выпускаются специальные
живорыбные вагоны.
На каждые 4-5 вагонов, в которых перевозится рыба, в составе имеется
обслуживающий вагон, в котором имеются купе для персонала и устанавливается
аварийный источник электроэнергии – дизель-генератор.

Общая вместимость живорыбного вагона по воде – 30 кубических метров.
За один рейс в живорыбном вагоне можно перевозить до 12 тонн товарной рыбы, или
до 2 тонн производителей и ремонтного молодняка.
Перевозка рыбы в живорыбных вагонах
Внутри живорыбного вагона располагаются
два резервуара для рыбы – один объемом
20 м3 и второй – объемом 10 м3.
В состав системы жизнеобеспечения входит
электрический холодильный агрегат,
поддерживающий заданную температуру
воды и система аэрации.
Аэрация осуществляется при помощи флейт
– труб с форсунками для разбрызгивания
воды.
Устройство живорыбного вагона
Для перекачивания воды через систему
охлаждения и аэрации имеется
циркуляционный насос.
Вместо электрической системы охлаждения иногда используют колотый лед.
Контейнеры со льдом имеют сетчатое дно и устанавливаются над емкостями
для рыбы, так чтобы талая вода в них стекала.
Вместо системы аэрации на основе флейт могут быть использованы баллоны
с техническим кислородом.

Перевозка рыбы в живорыбных судах
Водоподготовка (фильтрация, аэрация)
Емкости для рыбы
контейнер холодильник
с адсорбентом
Контейнеры для длительной перевозки рыбы
компрессор механический
фильтр
насос
При длительной перевозке рыбы в воде в
опасных количествах накапливается
аммиак.
Для снижения его концентрации можно
подменивать воду в пути или
использовать специальные контейнеры.
Контейнеры для длительной перевозки
рыбы кроме системы аэрации воды
(компрессор и распылители воздуха) и
терморегуляции (электрическая
холодильная установка) снабжаются
контейнером с адсорбентом.
Контейнер для длительной
перевозки рыбы
В качестве адсорбентов используются цеолиты или хитозан, способные поглощать из
воды все формы неорганического азота (аммиак, аммоний, нитриты и нитраты).
Для того, чтобы адсорбент не забивался грязью, в состав системы жизнеобеспечения
включают механический фильтр и насос, обеспечивающий циркуляцию воды через
блоки системы жизнеобеспечения.

Количество воды (в литрах), необходимое
для перевозки одного килограмма рыбы
в зависимости от времени в пути
Перевозка рыбы в контейнерах со льдом
Перевозка рыбы в контейнерах со
льдом применяется, в основном, для
холодолюбивых видов рыб или в
зимнее время, когда температура
воды в водоемах низкая.
В изотермический контейнер
устанавливаются сетчатые кассеты,
на которые, на слой травы или
марли, укладывается рыба.
Контейнер для перевозки
рыбы со льдом
В верхнюю кассету закладывается
колотый лед. В пути лед тает,
каплями стекая по рыбе и увлажняя
ей кожные покровы.
Температура внутри контейнера
обычно опускается до +0,5-1 ОС.
В пути необходимо следить, чтобы запас льда в верхней кассете не кончался и
периодически сливать талую воду, накапливающуюся в нижней части емкости.
При перевозке 1 центнера рыбы таким способом, в зависимости от времени в пути,
требуется от 10 до 100 кг льда.

Перевозка рыбы в атмосфере «водяного тумана»
Перевозка рыбы в атмосфере «водяного
тумана» идет при очень низких температурах
воды — +0,2-0,4 ОС. В таких условиях рыба
фактически впадает в состояние анабиоза.
Емкость для перевозки представляет из себя
изотермический контейнер, внутри которого,
на перфорированных поддонах укладывается
рыба.
В верхней части емкости расположены
форсунки (обычно центробежные),
распыляющие воду на сверхмелкие капли.
В результате работы форсунок в камере
создается атмосфера со 100% влажностью –
«водяной туман».
Емкость для перевозки рыбы
в атмосфере «водяного тумана»
Чтобы форсунки во время работы не
забивались грязью, в системе
устанавливается механический фильтр
тонкой очистки и циркуляционный насос.
Количество воды – 20-50 литров на 1 ц.
рыбы.
Перевозка оплодотворенной икры и спермы
Перевозка оплодотворенной икры
происходит в изотермических
Крышка ящиках, в специальных
перфорированных кассетах.

Лед
кассеты укладывается слой
влажной марли, сверху – икра,
которая снова укрывается слоем
марли. В верхнюю кассету
Кювета
с сетчатым закладывается колотый лед.
дном
Изотермическая
емкость
Слой марли
Контейнер для перевозки
оплодотворенной икры
В оплодотворенном виде, в
основном, перевозят икру рыб с
длительным сроком инкубации –
лососевых, иногда осетровых.
Для перевозки небольших порций
икры используют полиэтиленовые
пакеты с кислородом.
Перевозку спермы рыб осуществляют в термосах или изотермических емкостях
со льдом, куда укладывают герметично закрытые пробирки или бюксы со
спермой. При температуре +1,0-1,5 ОС сперма карпа хранится до 2 суток,
форели – до 9 суток и осетровых – до 14 суток.
Первичная обработка свежей живой рыбы
Живая рыба относится к наиболее ценным в пищевом и биологическом отношении продуктам питания человека. Однако сохранение рыбы в живом виде сопряжено с определенными трудностями.
Рыба, предназначенная к реализации в живом виде, должна быть здоровой, без поражений кожи, упитанной, за счет этого хорошо переносить недостаток кислорода, температурные колебания, транспортирование и хранение в местах потребления. Кишечник такой рыбы должен быть пустым.
Лучше всего переносит транспортирование зимующая рыба, она наиболее спокойна, потребляет мало кислорода, не бьется, не травмируется при перевозке, поэтому составляет наименьшие потери.
Перевозку лучше переносят двух-трехлетки, поскольку в этом возрасте рыбы меньше подвержены инвазионным заболеваниям.
Существующие способы перевозки приближены к естественным условиям обитания, т. е. транспортирование живой рыбы производится в воде. Вода должна быть чистой, без посторонних примесей и запаха, содержание диоксида углерода не должно превышать 2,5 мл на 1 л воды, количество растворенного в воде кислорода для растительноядных рыб должно быть не менее 4 мг/л.
Наиболее благоприятна для выживания рыбы вода температурой 4-6 °С, а также допустима вода температурой не выше 10 °С. Температура воды влияет на содержание растворенного в ней кислорода, необходимого для жизнедеятельности живой рыбы. Существует зависимость содержания кислорода от температуры (в мл/л), которая выражается специальным уравнением.
Повышение температуры воды влияет на нормы посадки рыбы, поскольку содержание кислорода в воде уменьшается, а потребность в кислороде и пище у рыбы увеличивается.
Необходимо остерегаться резких колебаний температуры воды при погрузке и выгрузке рыбы, поскольку перепад температуры в 5 °С приводит рыбу к шоковому состоянию и она может частично погибнуть.
Для транспортирования в живом виде следует отбирать только здоровую рыбу, не имеющую наружных повреждений, плавающую вверх спинкой.
Живую рыбу, отсаженную из орудий лова, рассортировывают по видам, пересаживают в живорыбный транспорт. Перевозят рыбу водным, автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом.
Выбор способа перевозки сопряжен с расстоянием, сезонностью и назначением рыбы (длительная отсадка или быстрая реализация), наличием наиболее подходящих в конкретных условиях путей сообщения и подвижного состава, шоссейных дорог или водных путей от пунктов заготовки рыбы до мест назначения.
Плотность посадки при транспортировании рыбы зависит от ее вида, размера, возраста, сезона перевозки и других факторов. Расчетные нормы посадки указаны в соответствующей нормативно-технической документации.
Во время перевозки необходимо постоянно наблюдать за состоянием рыбы. Рыбу, которая начинает засыпать, а также снулую рыбу удаляют и хранят в охлажденном состоянии.
Нормы отхода зависят от вида транспортного средства, расстояния, на которое транспортируется рыба, количества загружаемой рыбы. Нормы отхода растительноядных рыб выше, чем карпа.
Для перевозки по воде применяют лодки-прорези, живорыбные баржи, специальные самоходные изотермические суда. Перевозка в лодках-прорезях, живорыбных баржах наиболее приближена к условиям естественного обитания рыб и в меньшей степени отражается на их жизнедеятельности.
Самоходные изотермические суда оснащены аэрационной системой, приборами автоматического регулирования воды, холодильными установками, механизмами для погрузки и выгрузки рыбы. Самоходные суда способны перевозить до 30 т живой рыбы.
Перевозку рыбы автомобильным транспортом осуществляют в живорыбных автомашинах, которые представляют собой грузовую машину с изотермической автоцистерной или со специальной контейнерной установкой, снабженной системой принудительной аэрации воды. Автоцистерна может перевозить до 1,5 т живой рыбы.
Рыбу перевозят также в брезентовых чанах или бочках, которые помещают на обычные грузовые автомашины.
Транспортирование живой рыбы на длительное расстояние производят по железной дороге в специальных живорыбных вагонах с принудительной аэрацией, охлаждением воды. Воду в вагонах охлаждают льдом либо используют систему искусственного охлаждения.
Перевозка живой рыбы воздушным транспортом используется при акклиматизационных работах, чаще всего при этом рыбу помещают в полиэтиленовые пакеты, которые наполнены водой, обогащенной кислородом.
Применяемые в настоящее время способы перевозки живой рыбы основаны на приближении условий транспортирования к условиям обитания. Главным недостатком этих способов является необходимость перевозки большого количества воды.
Доказана возможность транспортирования живой рыбы в состоянии анабиоза, электронаркоза и во влажной воздушной среде.
При этих способах замедляются жизненные процессы рыбы и уменьшается ее потребность в кислороде.
Применение влажной воздушной среды при перевозке рыб наиболее перспективно. Практическая организация транспортирования рыб в состоянии анабиоза и электронаркоза сопряжена со значительными трудностями.
Живая рыба, доставляемая в места потребления большими партиями, поступает в реализацию не сразу, часть ее хранится в садках на живорыбных базах. Садки бывают деревянными, железобетонными, земляными.
Деревянные садки помещают в естественные водоемы. Они представляют собой плот с вмонтированными в него несколькими ларями, которые имеют щели для прохождения воды, крышку и ложное дно. Насыщение воды кислородом и удаление диоксида углерода происходит за счет движения воды в водоеме.
Железобетонный садок состоит из нескольких отсеков, оборудован системой принудительной циркуляции воды и обогащения ее кислородом, механизмами по загрузке и выгрузке рыбы, приборами автоматического контроля и поддержания температуры воды и содержания в ней кислорода.
Земляные садки по конструкции наиболее простые, представляют тип зимовальных прудов: условия среды в них приближены к естественным.
Оптимальная температура воды при стационарном садковом содержании растительноядных рыб находится в пределах: летом 10-12 С, весной и осенью 5-6 °С, зимой 1-2 °С. Количество растворенного в воде кислорода при содержании рыб должно быть не менее 4 мг/л.
При хранении рыбы в садках необходимо тщательно следить за ее состоянием, своевременно отлавливать свежеуснувшую и слабую рыбу для отправки в реализацию в охлажденном или замороженном виде.
Причинами снулости рыбы при садковом содержании являются недостатки растворенного в воде кислорода, неблагоприятные температурные условия, травмы и болезни, а также интенсивные затраты мускульной энергии, которые возникают при преследовании ее другими видами, плавании ее в быстрых потоках воды.
Растительноядные рыбы в живом виде хуже, чем другие карповые, переносят вылов, транспортирование, хранение в местах реализации. Они подвижны, пугливы, легко травмируются. Период наступления посмертных изменений у этих рыб короче, чем у карпа. Зимой толстолобик хорошо выдерживает длительные перевозки железнодорожным транспортом.
Для сохранения растительноядных рыб в живом виде необходимо строго соблюдать непременные условия лова, транспортирования и хранения.
Наиболее эффективно и доступно сохранение качества свежей рыбы достигается ее охлаждением.
Охлажденной считается рыба, имеющая температуру в толще мяса у позвоночника, близкую к криоскопической, но не ниже. Криоскопическая точка у пресноводных рыб находится в пределах от -0,6 до -1 С. Обычно рыбу охлаждают до температуры в толще мышц от -1 до 5 С. В результате понижения температуры замедляются микробиологические, химические и биохимические процессы.
Способы охлаждения рыбы по характеру охлаждающей среды разделяют на охлаждение в неоднородной (охлаждение рыбы во льду или льдо-солевой смесью) и однородной средах (охлаждение рыбы в холодном воздухе или охлажденной жидкостью). Охлаждение льдом сохраняет рыбу от поверхностного обсыхания. Вода, образующаяся при таянии льда, также частично смывает микроорганизмы и продукты разложения.
Лед, применяемый при охлаждении рыбы, может быть дробленым, чешуйчатым, снежным, с добавлением антисептиков, антибиотиков.
Размеры дробленого льда должны быть 1x1x1 см. Такой мелкодробленый лед ускоряет процесс охлаждения, в меньшей степени деформирует и повреждает рыбу. По санитарно-гигиеническим требованиям лед должен отвечать таким же требованиям, что и питьевая вода.
Снежный и чешуйчатый лед имеют большую поверхность охлаждения, поэтому они быстрее снижают температуру в теле рыбы, не травмируют ее.
Смесью льда и соли охлаждают рыбу, предназначенную для дальнейшей технологической обработки.
Примерная дозировка льда при температуре воздуха не выше 20 ° С составляет 80 % массы рыбы, соли — 20 %.
Рыбу перед охлаждением промывают, сортируют по видам и размерам, при необходимости разделывают, взвешивают, укладывают в тару.
Наибольшее применение находят деревянные ящики. Они имеют хорошие термоизолирующие свойства, но тяжелы, неудобны в работе, имеют небольшой срок службы; использование поврежденных ящиков вызывает травматизм рабочих. Кроме того, деревянные ящики нельзя эффективно очистить после использования. Поэтому в рыбной промышленности применяют пока еще в недостаточном объеме алюминиевые емкости, ящики или контейнеры из пластмассы.
Растительноядные рыбы рекомендуется во избежание травмирования и для сохранения качественных характеристик укладывать в емкости вместимостью не более 50 кг ровными рядами спинкой вверх, насыпая на дно тары и на каждый ряд рыбы слой льда. Количество льда в таре для южных районов должно составлять 75-100 % массы рыбы, в этом случае вся рыба будет окружена льдом и ее температура быстро снизится. Температура тела рыбы через 2-3 ч после ее укладывания в лед должна быть близкой к 0 °С.
Охлаждение рыбы при температуре ниже 0 °С проводят при интенсивной циркуляции и высокой относительной влажности воздуха. Для охлаждения рыбы в холодном воздухе используют камеры охлаждения периодического действия.
Охлаждающей жидкостью служит холодная вода. Достоинством этого способа является его быстрота, равномерность теплообмена. Быстрое охлаждение рыбы в жидкой среде обусловлено тем, что теплообмен происходит через всю наружную ее поверхность.
Рыбу охлаждают также орошением холодным рассолом, при этом она проходит по конвейеру, рассол поступает из форсунок, расположенных над конвейером. Рассол после охлаждения рыбы собирается в поддон, расположенный под конвейером, и после повторного охлаждения вновь подается в форсунки.
Рыбу, охлажденную в жидкой среде, хранят в сухом состоянии при температуре окружающего воздуха от -1 до -2 °С. Охлажденную рыбу можно хранить и в охлаждающей среде. Однако в этом случае энергично протекают процессы массообмена (набухание рыбы, экстракция азотистых веществ и другие процессы), ухудшаются качественные показатели рыбы, сокращаются сроки ее хранения. Хранение охлажденной рыбы на воздухе приводит к потерям массы за счет частичного испарения влаги.
В охлажденной рыбе при хранении происходят разнообразные физические и биохимические изменения, наблюдается увеличение плотности мышечных тканей и вязкости тканевого сока, снижение активности автолитических и микробиологических процессов, что благоприятно действует на сохранение качества свежей рыбы и увеличивает срок ее хранения.
У нас в стране впервые выдвинута и развита идея применения для хранения пищевых продуктов температур, близких к криоскопическим. Предложен двухступенчатый способ охлаждения, который в последние годы находит все большее распространение. Суть данного способа заключается в использовании частичного подмораживания рыбы и последующего хранения ее при криоскопических температурах (от -2 до -4 °С). При этом рыба по качеству мало отличается от охлажденной, но срок хранения увеличивается в 2-2,5 раза.
Растительноядные рыбы легко травмируются, имеют в брюшной части отложения легкоокисляющейся жировой ткани. В период активного питания кишечник сильно наполнен содержимым, которое при повреждении тонких стенок брюшной части может загрязнять поверхность рыбы. При отлове рыбы в спускных прудах возможно попадание донных отложений ила в жабры и ротовую полость.
Учитывая перечисленное, при первичной обработке рыб необходимо проводить тщательную мойку поверхности тела, жаберного аппарата, ротовой полости.
Крупные экземпляры растительноядных рыб необходимо оглушать для прекращения агонии. Рыбу после вылова следует защищать от действия ветра и солнечных лучей.
Выловленную рыбу необходимо охлаждать до температуры, близкой к 0 °С. Длительность транспортирования к месту обработки и реализации от момента вылова не должна превышать 2 ч; допускается кратковременная перевозка рыбы-сырца без охлаждения, но с обязательным предохранением ее от воздействия прямых солнечных лучей.
Охлаждение и хранение охлажденной рыбы следует осуществлять в небольших емкостях. Процесс охлаждения растительноядных рыб надо начинать непосредственно после освобождения рыбы из орудий лова и провопить его с соблюдением необходимых требований. Холодильная цепь не должна прерываться ни на одном этапе до реализации или обработки рыбы.
Во время хранения и транспортирования охлажденной рыбы необходимо регулярно следить за температурой воздуха и состоянием рыбы. На транспортных средствах с рефрижерацией температура воздуха должна поддерживаться в пределах от 0 до -2 °С.
При перевозке рыбы, охлажденной льдом без рефрижерации, температура ее тела не должна превышать 5 °С. В случае сильного таяния льда и повышения температуры рыбы до 5 °С необходимо засыпать рыбу дополнительным количеством льда.
Часто для сохранения качества рыбы ее разделывают. Рекомендуется разделывать крупную рыбу, особенно в период активного питания, так как наполненный содержимым пищеварительный тракт является активным фактором порчи рыбы.
Разделывание растительноядных рыб может привести к изменениям липидов за счет соприкосновения их с кислородом воздуха, что отрицательным образом отражается на качестве охлажденной рыбы.
Наиболее приемлемыми способами разделывания растительноядных рыб являются: обезжабривание, потрошение, потрошение и обезглавливание, разделывание на тушку.
При обезжабривании с помощью ножа, специальных щипцов или пальцами извлекают жабры.
Потрошат растительноядных рыб в период активного питания, для этого рыбу аккуратно разрезают посередине брюшка между грудными плавниками от калтычка до анального отверстия, избегая повреждения внутренностей, удаляют все внутренности (кишечник, печень, плавательный пузырь, икру или молоки), затем вскрывают по всей длине почки и тщательно зачищают брюшную полость от пленок и сгустков крови, удаляют жабры.
У рыбы потрошеной и обезглавленной после потрошения отделяется голова. В настоящее время принято голову отделять фигурным (полукруглым) резом, оставляя при тушке приголовок, плечевые кости и калтычок.
Разделывание на тушку осуществляется путем удаления чешуи, срезания плавников, извлечения внутренностей, отделения головы, тщательного зачищения брюшной полости.
В случае направления растительноядных рыб на замораживание их разделывают на потрошеную с головой, потрошеную и обезглавленную, обезглавленную или жаброванную. Мороженую рыбу выпускают разделанной на тушку и филе.
При разделывании рыбы на филе ее очищают от чешуи, удаляют внутренности, зачищают брюшную полость, отделяют голову, плечевые кости, плавники, кроме хвостового, отделяют пластины филе от позвоночной кости и хвостового плавника. При выпуске филе без кожи чешую можно удалять вместе с кожей. Кожу отделяют на шкуросъемных машинах или вручную.
Филе крупных рыб по необходимости может быть разрезано на поперечные куски.
Крупную живую рыбу при поступлении в обработку рекомендуется по возможности предварительно обескровливать, для чего разрезают калтычок, перерезают сердце и аорту.
Разделывание рыбы проводят на разделочных машинах и автоматах, с применением средств малой механизации на отдельных операциях или вручную.
Разделывание рыбы вручную проводят на столах, покрытых легкоочищаемыми материалами (листами нержавеющей стали, мраморными плитами, специальными пластинами и т. п.). Столы содержат в чистоте и в ходе работы систематически очищают и обмывают водой, не допуская накапливания на них крови, слизи, чешуи и внутренностей рыбы.
Отделяемые при разделывании части тела рыбы (икру, молоки и прочие внутренности, головы, кости, плавники, чешую) аккуратно собирают с сортированием по видам отходов с учетом возможного дальнейшего их использования для получения пищевых, кормовых или технических продуктов. Отходы необходимо удалять во избежание их контакта с рыбой.
Разделанную рыбу тщательно промывают для удаления остатков крови и содержимого пищеварительного тракта и направляют на охлаждение.
Транспортирование неразделанной и разделанной охлажденной рыбы железнодорожным и водным транспортом длительностью более 3 ч должно производиться при температуре воздуха от 5 до -1°С.
Хранение охлажденной рыбы осуществляется в холодильниках промышленных предприятий и на базах торговой сети при температуре от 5 до -1°С.
Транспортировка рыбы. Перевозка охлажденной, замороженной рыбы
Перевозка рыбы и морепродуктов, — очень непростой процесс, так как требует соблюдения многих правил, относящихся к скоропортящимся продуктам питания. Кроме того, при транспортировке продукции такого типа, в каждом конкретном случае необходимо учесть еще ряд других моментов:
- Требуется перевозка охлажденной или замороженной рыбы?
- Мелкая рыба или крупная? Морская или пресноводная?
- Какой вид (семейство)? Какое ее текущее состояние или качество?
- Если она уже охлажденная или замороженная, то какой способ и скорость охлаждения/заморозки использовался?
- Применялась ли шоковая заморозка?
- Куда нужно осуществить транспортировку, и в какой срок?
Эти и подобные вопросы относятся также и перевозке морепродуктов: крабов, креветок, кальмаров, моллюсков, морских водорослей и т.д.
Компания «РефПеревозка» занимается транспортировкой разных видов грузов, в том числе и перевозкой рыбы и морепродуктов, уже долгое время. Мы накопили солидный опыт в этой области, что делает нас не только выгодным, но и надежным перевозчиком.
Перевозка охлажденной рыбы
Безусловно, покупая рыбу в магазине или на рынке, практически все мы, как потребители, предпочтение отдаем больше ее охлажденному состоянию, нежели замороженному. Тем более, что качество рыбы легче проверить, когда она охлажденная. Так ее можно хоть оценить на ощупь, внешний вид и запах.
Поэтому вопросам, связанным с охлаждением рыбы и ее транспортировкой, уделяется пристальное внимание.
Максимальное сохранение свойств свежепойманной рыбы, это первый важный этап в доставке качественной рыбной продукции до конечного потребителя. При этом способы охлаждения такой продукции могут быть двух типов:
- Воздушное охлаждение. Способ, при котором продукцию просто охлаждают с помощью холодного воздуха.
- Пересыпка льдом. Более распространенный и практичный способ охлаждения, при котором рыба пересыпается колотым льдом.
Второй вариант позволяет лучше сохранять товарный вид продукции, — рыба не теряет в весе и не обветривается.
Также немаловажным фактором является подготовка рыбы к охлаждению или заморозке. Например, некоторую рыбу, чтобы она меньше теряла свои свойства, необходимо выпотрошить и/или обезглавить.
Все эти первые этапы решает производитель продукции, и соблюдение правил первоначального охлаждения свежевыловленной рыбы значительно влияют на время, при котором охлажденная рыба сохранит свои свойства.
А дальше дело стоит уже за перевозчиком. Транспортировка охлажденной рыбы не менее ответственное дело, в ходе которого также необходимо соблюдать определенные требования перевозок, а также учитывать многие факторы.
Например, так как охлажденная рыба, это скоропортящийся продукт, значит очень важно организовать его максимально быструю транспортировку с самым подходящим маршрутом. При этом необходимо задействовать наиболее подходящий транспорт с полным контролем соблюдения нужной температуры перевозки именно для данного груза.
Транспортировку охлажденной рыбы целесообразнее производить в ящиках от 30 до 60 кг или в контейнерах до 500 кг.
Температурный режим перевозки охлажденной рыбы: до -5oС
Перевозка замороженной рыбы.

Замороженная рыба имеет уже свои преимущества. Благодаря низкой температуре заморозки и поддержанию соответствующей температуры транспортировки, а затем и хранения, такая продукция может храниться длительное время.
А если еще используется шоковая заморозка, то можно максимально сохранить практически все исходные качества свежей рыбы. Благодаря очень быстрой заморозке вода НЕ успевает преобразовываться в кристаллы льда крупного размера, которые разрушают структуру тканей рыбы.
При шоковой заморозке на поверхности рыбы образуется корочка льда, которая отлично защищает как от деформации продукции и ее усыхания, так и от потери цвета и запаха.
Перевозить мороженную рыбу можно в разных упаковочных вариантах с разной вместительностью, начиная с картонных ящиков, коробок и пакетов, до блоков, деревянный ящиков, корзин и даже бочек.
Кроме того упаковки должны быть зафиксированными, чтобы снизить тряску груза в пути. Также важно постоянно следить за поддержанием заданной температуры, так как рыбу нельзя повторно замораживать и перемораживать.
Оптимальный температурный режим транспортировки мороженной рыбы: -18oС
Транспортировка морепродуктов
Несмотря на то, что рыба тоже является морским обитателем, а значит также может быть причислена к морепродуктам, все же ее осознано отделяют от морепродуктов.
Сделано это по той причине, что не все морепродукты употребляют исключительно только в пищу, но применяют и в других областях, например, в медицине и промышленности.
Но, что касается перевозки морепродуктов, правила транспортировки и температурный режим в целом остаются такими же, что и при перевозке рыбы.
Наиболее популярные морепродукты:
Креветки, крабы, раки, гребешки, мидии, кальмары, осьминоги, трепанги, кукумария и др.
Перевозка морепродуктов также осуществляется с использованием тары разных видов и объемов.
Какие виды перевозок мы используем?
Мы используем разный транспорт, в зависимости от разных факторов. О некоторых таких факторах мы упомянули в самом начале этой страницы.
Так, например, во многих случаях можно воспользоваться нашими собственными рефконтейнерами и рефсекциями, благодаря которым можно перевезти мороженную продукцию на большие расстояния.
Для перевозки рыбы и морепродуктов на небольшие расстояния в других случаях можно задействовать, например, изотермические вагоны-термоса, которые хоть и не имеют холодильных установок, но способны сохранять низкую температуру определенное время.
А если требуется транспортировка на небольшие расстояния (до 3 тыс. км) с точным поддержанием низкой температуры (вплоть до -25С), то можно делать перевозку с помощью авторефрижераторов.
Каждый из случаев мы рассматриваем индивидуально, чтобы предложить наиболее оптимальный вариант транспортировки.
Здесь мы рассмотрели только некоторые моменты, связанные с перевозкой рыбы и морепродуктов. Безусловно, разных нюансов в этой области много и если Вам требуется дополнительно уточнить какие-то нюансы, — обращайтесь. Также на основе дополнительных вопросов мы подготовим статьи, полнее раскрывающие интересующие темы.
Более подробно о способах и маршрутах перевозок, смотрите в соответствующих разделах нашего сайта.
Надежно и выгодно перевезем Вашу рыбу и морепродукты
Мы хорошо понимаем, что когда дело касается скоропортящейся продукции, вопрос выбора надежной компании, является первоочередным. И если Вы еще только находитесь в выборе надежного перевозчика, то про себя можем отметить следующее:
- У нас уже есть приличный практический опыт в транспортировках как охлажденной/замороженной рыбы и морепродуктов, так и других грузов.
- Мы сосредоточены на организацию базы наших постоянных клиентов. Поэтому к выполнению каждого заказа нашего клиента мы относимся предельно грамотно и ответственно.
Мы делаем и будем продолжать делать все возможное, чтобы с нами и дальше было надежно!
Более того, уже сейчас с нами сотрудничать также еще и выгодно.
Вот некоторые из наших основных конкурентных преимуществ:
- У нас есть свои собственные рефконтейнера и рефсекции, что позволяет нам не завышать стоимость рефперевозок.
- У нас налажено партнерство с другими перевозчиками и мы продолжаем дальше работать в этом направлении. Благодаря этому, мы способны организовывать максимально оптимальные маршруты с минимальным порожним пробегом.
- Мы предоставляем полное сопровождение грузов. Нужно проконсультировать, а также подготовить все необходимы документы для перевозки? Или нужно решить какие-то другие вопросы, связанные с транспортировкой Вашего груза, будь это экспедирование, страхование или что-то еще? Мы к Вашим услугам!
- У нас Вы можете получить весь спектр услуг для организации перевозки по принципу «от двери к двери», т.е. от погрузки до выгрузки.
Приглашаем Вас воспользоваться услугами нашей компании «РефПеревозка» в транспортировке Вашей рыбы и морепродуктов!
Дополнительные услуги
Страхование
Услуги грузчиков
Сюрвейерские услуги
Перевозка и хранение рыбы
Правила хранения скоропортящихся продуктов во многом
определяет технологию транспортировок. Непрерывность холодильной цепи требует
следования аналогичных условий, как на стационарных холодильниках для хранения,
так и на холодильном транспорте. Неблагоприятные условия хранения продуктов в
стационарных холодильниках создают проблемы для транспортировки и сокращают ее
срок.
В России добычей рыбы в основном занимаются Западное, Северное, Каспийское, Дальневосточное и Азово-Черноморское индустриальные объединения, которые отгружают более 80 процентов объема рыбы.
Концентрация грузов считается наиболее благоприятной для организации транспортировок и их ускоренной доставки в места потребления, но, тем не менее, за счет удаленности пунктов добычи от точек потребления средняя дальность перевозки рыбопродуктов значительно выше, чем прочих скоропортящихся товаров.
До того, как поступить на наземный транспорт, значительная часть рыбы
размещается на морском транспорте длительное время, и ее сохранность снабжается
в портовых холодильных установках и рефрижераторными судами.
Рыбу, которая попадает в порты в уже обработанном виде, перегружают с борта судна в вагоны.
Охлажденную рыбу перевозят в сухотарных бочках, ящиках или ящиках-клетках, которые укладываются в кузов автомобиля или вагоны правильными и плотными рядами. Сохранность рыбы при этом снабжается путем непрерывного таяния льда, переложенного с рыбой слоями.
Наиболее часто осуществляются транспортировки мороженой рыбы. Рыбопродукты, замороженные сухим способом, перевозятся в картонных коробах или деревянных ящиках. Рыба мокрой заморозки транспортируется в специальных контейнерах и противнях, не пропускающих рассол.
Особо жирная рыба и рыба пряных посолов, а также сельдь и маринованная рыба, транспортируется в заливных бочках, а тощая и средней жирности — в деревянных ящиках или сухотарных бочках.
Вяленая рыба упаковывается в драночные короба, мешки,
сухотарные бочки или плетеные корзины, а также ящики, имеющие отверстия для
проветривания.
Рыба в мягкой и жесткой таре укладывается в вагон или кузов в несколько рядов, и прокладывается в шахматном порядке рейками.
Рыба горячего копчения принимается к транспортировке лишь в замороженном виде, и доставляется рефрижераторным автомобильным и железнодорожным транспортом.
Рыба холодного копчения упаковывается в деревянные либо картонные ящики, корзины или сухотарные бочки.
Икра транспортируется в ящиках или бочках в рефрижераторных автомобилях или вагонах.
Живая рыба транспортируется в специальных живорыбных вагонах, имеющих приспособления для аэрации воды, и с помещениями, назначенными для проезда сопровождающих.
Живые раки перевозятся в ящиках или плетеных ивовых корзинах в изотермических вагонах с охлаждением.
При транспортировке погибает часть рыбы, и чтобы избежать
загрязнения воды, которое может вызвать гибель остальных рыб, снулая рыба
немедленно удаляется из общей массы и хранится в охлажденной льдом
воде. Предельный большой срок транспортирования рыбы в таких условиях не должен
превышать трое суток, в другом случае перевозка приводит к уменьшению массы рыба
и избыточному оводнению тканей. При транспортировании живой рыбы внутри района
или города используются автомобильные цистерны.
При транспортировании на судах свежую рыбу пересыпают блочным, чешуйчатым, трубчатым или снежным льдом, название которого зависит от формы кусочков и способа его изготовления. Блочный лед бывает как искусственный, так и естественный, но в настоящее время за счет низкого санитарного уровня водоемов естественный лед использовать не рекомендуют.
За время транспортирования масса рыбы уменьшается за счет потери рыбной слизи, составляя от одного до двух процентов потерь массы рыбы. Доставленная рыба должна иметь температуру ноль градусов, в противном случае рыба уже будет считаться не охлажденной, а свежей.
Перевозка свежей и живой рыбы составляет не больше полпроцента
от общей массы выловленной рыбы — основная масса вылова обрабатывается сразу на
месте, либо доставляется в замороженном виде на перерабатывающие предприятия.
Все нормативы по охране труда и техники безопасности Типовые инструкции Квалификационные справочники Законы, положения, распоряжения Инструкции по видам работ
Учебное пособие по садковому выращиванию морской рыбы в Сингапуре
Учебное пособие по садковому выращиванию морской рыбы в Сингапуре
Рыбоводы в Сингапуре получают свой посадочный материал в основном
из-за рубежа и поэтому в значительной степени полагаются на хорошую упаковку
условиях, охватывающих 8–12 часов времени транспортировки до
максимизировать выживаемость и качество рыбы. Например, потеря
50% акций немедленно удвоили бы цену
оставшихся живых, а это отрицательно сказывается на
экономика производства.Хотя рыбу можно ловить и
продаются свежие мертвецы, фермеры предпочитают перевозить
рыба живет от своих ферм до мест выгрузки, где
рыбу забирают грузовики, оснащенные живыми цистернами.
Затем продукция передается в рестораны, где живут
цена на рыбу выше.
Перевозка живой рыбы включает передачу большое количество (или биомассу) рыбы в небольшом объеме вода. При транспортировке рыба подвергается справиться со стрессом и может умереть или, что еще хуже, выжить, чтобы обеспечить низкорослый товарный урожай.Принципы, регулирующие упаковка, обработка и транспортировка живой рыбы в основном для минимизации стресса.
3.1 Растворенный кислород (DO)
-
Наличие растворенного кислорода не предполагают отсутствие стресса, как и другие неблагоприятные факторы все еще могут существовать при высоком DO, например. высокая температура воды, изменение рН.
-
Потребность рыб в растворенном кислороде зависит от температуры воды, плотности рыбы (количество и размер), время последнего кормления (уровень голодания) и транспорт время.Поэтому важно сохранять транспортировать прохладную воду и рыбную биомассу оптимально, с учетом возможного задержки в транспорте и необходимость дополнительного кислорода рыбой.
Голодание рыба до упаковки также будет замедляться накопление аммиака и минимизация ненужных поглощение растворенного кислорода.
3.2 Аммиак (NH 3 )
Аммиак выделяется рыбой и, как сообщается, токсичен при низких концентрациях 0.6 частей на миллион. аммиак экскреция рыб снижается по мере его концентрации в воде увеличивается, что приводит к высокому кровяному аммиак. Высокий уровень аммиака в крови повышает рН крови влияет на катализируемые ферментами реакции влияющие на обмен веществ. Голодание и понижение температуры снижают выделение аммиака.
3.3 Углекислый газ
Рыбы начинают нервничать при попадании углекислого газа.
(от дыхания) быстро накапливается в воде
так как кровь не может переносить кислород под
эти условия.Низкий уровень углекислого газа
(3–6 частей на миллион) может быть полезным, поскольку предотвращает
накопление неионизированного аммиака. Углекислый газ
также мягкий анестетик и может быть рассмотрен в
снятие стресса во время транспортировки.
3.4 Обращение
Стресс при обращении и упаковке может быть таким тяжелые, вызывающие хроническую и острую смертность. Неправильное обращение и процедура упаковки также могут вызывают осморегуляторные и метаболические нарушения.Поэтому важно действовать аккуратно и быстро.
3.5 Температура воды (тепло и холод)
Температура воды выше 28°С в сопровождении уменьшая растворенный кислород и увеличивая аммиак, создают агрессивную среду. Это вероятная ситуация, если рыба перегружена или перевозка задерживается из-за тропического условия. Слишком низкая температура (<18°C) может вызвать тепловой удар, особенно в молодая рыба.Рыба в состоянии стресса обычно сдается. заболевания через 1-2 недели, если они еще не мертвы пребытие.
4.1 Снижение температуры транспортной воды
Это предотвращает термический стресс и улучшает кислород
стабильность. Лед следует использовать в правильном
количество, и это зависит от вида рыбы и
размер, а также период транспортировки.
В качестве альтернативы можно использовать охлажденную воду (18°C).
используется путем легкого седативного воздействия на рыбу в воде с температурой 18°C.
перед упаковкой, а затем с использованием воды в
такая же температура для транспортировки.Под воздухом
условия перевозки, эта температура увеличивается
примерно на 1–4 °C через 12–14 часов, а рыба
обычно живой.
4.2 Изоляция
Использование изолированных контейнеров, таких как пенополистирол коробки, газетная прокладка помогает поддерживать температура транспортной воды, будучи бедным теплом проводники. Они также уменьшают вибрацию.
4.3 Анестезия
Анестезия предотвращает гиперактивность рыб.То
потребление кислорода свежеупакованной рыбой повышается
в течение 30–60 минут и снижается по мере акклиматизации рыбы.
к новой среде. Первые 30–60 минут
после упаковки поэтому важно. Немного
применяемые анестетики: МС-222, угольная кислота,
бензокаин и феноксиэтанол. Однако использование
некоторых химикатов для анестезии пищевой рыбы
не рекомендуется.
5.1 Рыба перевозится живой как:
5.1.1 Импорт и экспорт (например, мальки пищевой рыбы и мальки, аквариумные рыбки) где
-
живая рыба перевозится воздушным, автомобильным или зарубежный источник на местную ферму для культура.
-
живые аквариумные рыбы из-за рубежа или из местных источники доставляются автомобильным или воздушным транспортом в места упаковки (например, аквариумных рыбок на экспорт или реэкспорт.
-
Запасы живой пищевой рыбы из местных вод получены и экспортированы морем или воздухом.
(a)-(b) обычно методом «пластикового пакета» чье преимущество в том, что только дешевые материалы и оборудование, такое как полиэтиленовые пакеты, резиновые ленты, сжатый кислород, картонные или пенопластовые коробки необходимы.
В таблицах IX/1 и 2 ниже приведены некоторые фактические
условия упаковки живой рыбы, ввозимой в
и экспортируется из Сингапура. Аквариумные рыбки это
упакованы поштучно или в небольшом количестве, с несколькими
пакеты в одной коробке, а мальки пищевой рыбы
упаковываются примерно по 500 штук в мешок по два мешка в
коробка.В целом можно заметить, что рыба
размер увеличивается, количество упаковано в мешок
уменьшается. Однако допускается более высокая биомасса.
более крупной рыбой.
Виды рыб | Информация об упаковке | Страна происхождения/ назначения | Средний вес рыбы (г) или общая длина (см) | Объем воды (1/мешок) | Биомасса () | №мешков в ящике | Время транспортировки (час) | ||||||||
1 Продовольственная рыба мальки (Импорт) | |||||||||||||||
1.![]() | Philippines | 13-45 G | 13 | 10-170 | 1-2 | 10-12 | |||||||||
1.2 Сибас | Таиланд | 5–105 г | 6 | 70–520 | 1–2 | 6–208 | Морской водолей | Европа и АСЕАН | <5 см | 0.15 | — | 70-105 | 12-40 | ||
5-8 см | 0.2-0.25 | — | 50-75 | 12-40 | |||||||||||
10-13 см | 0,6-0,7 | — | — | — | 8-16 | 12-40 | |||||||||
0,9 | — | 4 | 4 | 40 | 40203 Пищевая рыба Fish Fishing Условия упаковки Метод «пластикового пакета» и транспортировка время от 8 до 12 часов | ||||||||||
Условия упаковки | Средняя масса рыбы (г) | №/beg | Биомасса | Темп. | |||||||||||
г / л | 5 No / l|||||||||||||||
рыбных видов | |||||||||||||||
8-11 | 100 | 89- 100 | 7-9 | 7-9 | 28-29 | ||||||||||
11-14 | 50 | 102-128 | 4-5 | 28-29 | |||||||||||
11-17 | 50 | 147 | 4–5 | 28–29 | |||||||||||
2 Сибас | 4.5-5 | 70-100 | 50-100 | 50-100 | 11-20 | 27-28 | 27-28 | ||||||||
> 5-10 | 60-100 | 93-148 | 14-35 | 25-35 | 28 | ||||||||||
> 10-15 | 50-100 | 50-100 | 94-180 | 8-16 | 27-28 | 27-28 | |||||||||
> 15-20 | 50 | 133 | 8 | 27- 28 | |||||||||||
> 20-30 | 35-60 | 200-300 | 7-10 | 7-10 | 27-28 | ||||||||||
35-40 | 222-267 | 6 -7 | 27-28 | ||||||||||||
> 40-50 | 35 | 292 | 6 | 27-28 | |||||||||||
> 50-70 | 25 | 267 | 4 | 27- 28 | |||||||||||
105 | 20–25 | 525 | 5 | 27–28 |
5. 1.2 Местная продукция (перевозка крупногабаритных
рыба в Сингапуре
-
Перевозка живой товарной рыбы с фермы на пункт высадки (на лодке в цистернах).
-
Перевозка живой товарной рыбы из точка посадки в ресторан (в цистернах на грузовики).
-
Перевозка живой рыбы с фермы на ферму (по лодка, в танках).
Таблица IX/3 показывает некоторые местные транспортные условия товарной пищевой рыбы из рыбы фермы.вышеуказанные обстоятельства. С срок перевозки рыбы в открытой таре составляет короткое (<1 часа на лодке) зарыбление биомассой может быть до 1 кг/л (0,14–1,06 кг/л) морским транспортом и 0,1 кг/л автомобильным транспортом (0,5–1,5 ч).
Условия транспортировки | Рыбное средство вес (г) | Контейнер | Объем морской воды (1) | Рыбная биомасса (G / 1) | Время транспортировки (HR) | ||||
Рыбные виды | |||||||||
1 Морской транспорт + 1 (Коммерческий) Перевезенные с аэрацией и льдом | |||||||||
630-760 | 630-760 | INTROFOAS Box | 36 | 140-310 | 0.![]() | ||||
Пластиковый барабан | 96 | 810 | |||||||
Пластиковые бен 25 | 1060 | ||||||||
2 Морской транспорт (экспериментальный) | |||||||||
Grouper & Seabass | 106-135 | 106-135 | Live Fish Tank + 2 | 1400 | 30 | 2.5 | |||
170 | 170 | BIN | 40 | 642 | 0.25-0.5 | ||||
2226-352 | Live Fish Tank + 2 | 1400 | 66 | 1-2 | |||||
3 Автомобильный транспорт+3 (коммерческий) | |||||||||
630-760 | Fiberglass Tain | 300 | 100 | 0.![]() |
6.1 Результаты испытаний упаковки с рыночным размером морской окунь с помощью различных легких седативных средств показаны в Таблице IX/4.
6.2 Установлено, что легкая седация с использованием охлажденного вода (18°С) оказалась наиболее удобной, экономичной и эффективен в использовании.
6.3 Как правило, рекомендуется избегать химикаты с животными, предназначенные для человека потребление. Хотя использование MS 222 разрешены в Соединенных Штатах, например, они требуют, чтобы наркотики не использовались в течение 21 дня до жертва.
Лечение (анестезия) | Средняя масса тела (г) | Кислород:SW объем | Мертвые: Живая | Транспортная вода | Final растворенная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Рыба: вес SW = 1:3) | Соотношение рыб | Температура (C) | PH | PH | PH | Oxygen | (PPM)|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
INALION | Final | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ICE @ 75 г / л | 500 –800 | 2.![]() | 1: 5 | 20-21 | 19-20 | 19-8 | 5-8 | 6 | 7-13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Охлаждаемая вода | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
600-1000 | 600-1000 | 2.4: 1 | 1: | 3 19 | 21 | 8 | 5,5-6 4.4-17.2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(18C) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Угольная кислота | 500–900 | 2.4: 1 | 8: 2 | 19-21 | 19-22 | 19-22 | 6-8 | 7 | 5-17 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
MS 222 | 500 | 3.0: 1 | 0: 1 | 20.6 | 23 | 23 | 8 | 5.4 | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
MS 222 + Ice @ | 700 | 2-3: 1 | 0: 2 | 20.6 | 22-23 | 7 | 6 | 6 | 5-6.5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
75 г / л | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Fish Biomass 143 G / L | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Охлажденная вода | 550- | 4: 1 | 4: 1 | 0: 3 | 18 | 21-22 | 7 | 6 | 10-13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(18с).![]() | 600 | 600 | 1: 1 | 0: 2 | 0: 2 | 18 | 19-20 | 7.1 | 6.2 | 20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Охлаждаемая вода | 570- | 4-5: 1 | 0 : 3 | 18 | 18 | 20-23 | 7 | 6.3 | 9-15 | 9-15 | (18c) | 670 | 1: 1 | 2: 0 | 18 | 18.5 | 7.3 | 6.8-7.3 | 17-18 | 17-18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ Ice @ 25g / l | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рыба означало WT (G) | Упаковка G / L | Плотность рыбы / л * 1 | SW VOL / BAG (L) | Рыба / сумка | Replicate | Group | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 100 | 20 | 7 | 140 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 200 | 40 | 7 | 280 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 100 | 10 | 7 | 7 | 70 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 200 | 20 | 7 | 140 | 2 | 4 |
Название: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страна: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: |
|