Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6 – Основные средства
П. Гаманьков, фото автора
Первые полноприводные самосвалы Tatra Jamal T 163 сошли с конвейера более десяти лет назад. В России они появились почти сразу же после начала производства, но. Тогда это были автомобили с двигателями норм Euro 2 и ниже, а грузовики с двигателями воздушного охлаждения стандарта Euro 3 появились на нашем рынке сравнительно недавно. Это ли не повод взять на тест новый самосвал Tatra Т 163-390 SCT 6х6?
Прежде чем перейти к тесту самосвала Т 163-390 SCT 6х6, остановимся подробнее на особенностях конструкции чешских машин. Принципиально иная концепция построения грузовиков из города Копрживнице является их основной «изюминкой», без понимания которой нет смысла рассуждать о потребительских качествах этих внедорожников.
Первый грузовик на этом заводе был произведен в далеком 1898-м, всего через несколько лет после создания знаменитых грузовиков компании Daimler. В 1923 г. инженер компании Ганс Ледвинка предложил инновационную на те времена концепцию создания собственных грузовиков, которая и предопределила путь развития компании Tatra на многие годы. Основная идея инженера заключалась в создании максимально надежной трансмиссии, практически не подверженной эксплуатационному износу. Говоря точнее, надо было отказаться от использования карданных шарниров в трансмиссии – из-за низкого качества металла они не могли долго «ходить». Тогда и родилась идея создать хребтовую раму, к которой крепятся основные узлы и агрегаты грузовика, а приводной вал должен размещаться непосредственно внутри трубы. Кроме решения проблемы трансмиссии такая конструкция подразумевала установку разрезных мостов с независимой подвеской, а значит, огромный диапазон перемещения полуосей в вертикальной плоскости и, как следствие, высокую проходимость.
Эта конструкция с некоторыми изменениями и доработками дожила до наших дней, и ее применяют на грузовиках Tatra. Здесь необходимо сказать несколько слов о достоинствах и недостатках конструкции с хребтовой рамой.
Трубу изготавливают из рессорной стали, у нее огромная прочность и жесткость на кручение, что позволяет существенно снизить нагрузки на надстройку и подрамник автомобиля. Благодаря полному приводу и независимой подвеске эффективность использования в карьерах самосвалов Tatra сравнима с лидерами отрасли сочлененными самосвалами. Хребтовая рама надежно защищает конструкцию автомобиля снизу. Повредить силовой агрегат, коробку передач или какой-либо другой узел, наехав на валун в карьере, практически невозможно. Но у такой конструкции есть и недостатки. Хребтовая рама надежно прячет агрегаты не только от булыжников, но и от механиков. Добраться до двигателя или коробки передач сложно, а некоторые узлы, например раздаточная коробка, вообще спрятаны внутрь несущей трубы, и для ремонта или замены механикам придется разобрать хребтовую раму, т. е. разъединить машину на две части.Тема отдельного разговора – фирменный «татровский» двигатель воздушного охлаждения.
Гадкий утенок
По привычке мы часто называем подобные капотные самосвалы «ямалами», но сами «татровцы» предпочитают величать все семейство машин серией Т 163. Объясню почему. Первые партии грузовиков серии Jamal поставили в российское Заполярье около десяти лет назад. Тогда машины показали себя не лучшим образом. К чести чешских машиностроителей по всему списку претензий они провели тщательную работу над ошибками, и новые партии машин достаточно успешно эксплуатируются в жестких условиях Крайнего Севера. Проблемы-то решили, а не очень добрая слава осталась, поэтому сейчас от названия Jamal отказались, как бы подчеркивая, что у современных самосвалов и первых партий «ямалов» мало общего.
Чисто внешне самосвалы этого семейства сложно спутать с какими-либо другими: их облик уж очень чудаковатый и самобытный. Не последнюю роль здесь сыграла своеобразная капотная, а точнее, полукапотная компоновка. Для улучшения обзорности края капота обрезали и, чтобы водителю проще было почувствовать габариты, на края бампера установили специальные рожки, что сделало внешний облик машины совсем уж неповторимым. Один в один – гадкий утенок. Забегая вперед, скажу, что, попав в труднопроходимый карьер, как в сказке, утенок превратился в прекрасную птицу и легко пролетал там, где другие «полноприводные пернатые» с трудом трогались с места. В этом грузовикам Tatra нет равных.
Самосвальная надстройка протестированного «ямала» тоже выглядит достаточно специфично. У кузова нет заднего борта, зато он оснащен огромным козырьком, полностью закрывающим крышу кабины сверху. Такая машина скорее предназначена для эксплуатации вне дорог общего пользования. На машины серии Т 163 устанавливают и кузова с бортами и без козырька, но вместимость у них 12 м
Задние фонари закрыты металлическими щитками, ведь машина создана для работы в карьере, а закреплены фонари непосредственно на кузове, что делает их практически неуязвимыми.
Внутри танка
Кабина расположена высоко от земли, но попасть в салон можно без проблем: есть два поручня и широкие ступеньки. Дверная ручка тоже очень высоко от земли, к ней приходится тянуться, однако алгоритм открывания удобен: достаточно одним пальцем потянуть рукоятку вниз.
Двигатель стандарта Euro 3, это отрицательно сказалось на внутреннем пространстве салона. На старых моделях водителя и двух пассажиров ничто не разделяло, а теперь в салоне осталось место только для двоих, и между ними огромный ящик моторного отсека. Поначалу мне довелось проехать в кабине самосвала на пассажирском сиденье, и там я себя почувствовал пилотом болида, зажатым в кокпите: там очень тесно. Потом пересел за руль. За баранкой чувствуешь себя куда вольготней, чем на месте пассажира, и все же салон просторным не назовешь. Это, пожалуй, единственный серьезный эргономический недостаток. В остальном рабочее место водителя – пример для подражания.
Передняя панель заметно закруглена в сторону водителя, все клавиши управления под рукой. Рычаг коробки передач и кран стояночного тормоза перекочевали на моторный тоннель, работать с ними стало значительно удобнее. Напомню: раньше «кочерга» КП была напольная, рядом размещался «ручник».
Рулевая колонка регулируется по углу наклона и вылету (фиксирующая кнопка спрятана над педалью сцепления), водительское кресло на пневмоподвеске с большим диапазоном регулировок.
Из грязи в князи
Итак, самое время прокатиться. Понаблюдав, как лихо рассекал барханы карьера водитель «ямала», я осмелел. Включаю вторую передачу пониженного ряда, отпускаю сцепление, и машина, чуть дернувшись, остается на месте, уверенно закапываясь задними колесами. Без переднего привода далеко не уедешь, хотя у водителей, работающих в карьере, трюк с движением внатяг при включенных только задних мостах получается на «отлично». Я решил не рисковать и, включив полный привод, легко справился с ситуацией.
Позже, почувствовав, что Jamal способен на большее, я специально глубоко зарывался задними колесами, а затем выбирался из этих ловушек, включая передний привод. В самых затруднительных ситуациях на выручку приходила блокировка дифференциалов. Теперь я могу с уверенностью сказать, что чешские самосвалы пройдут там, где многие полноприводные грузовики сядут.Карьер Раменского ГОКа, где мы проводили тест-драйв, пересекают естественные водные преграды, постоянно приходилось проходить через ручейки и огромные лужи – и для Tatra это не проблема. Проходимость этого вездехода сложно передать словами, лучше один раз почувствовать. Я ставил перед самосвалом все новые задачи, но так и не ощутил предела проходимости. Только водитель машины, наблюдавший все это со стороны, снисходительно улыбался, глядя на мои наивные попытки «посадить» грузовик.
Но и без ложки дегтя не обошлось. Поездка по асфальтовой дороге до места стоянки показала, что при скорости выше 40 км/ч пустую машину нещадно трясет на ямах. Даже пневматическая подвеска сиденья не спасает водителя от неприятных ощущений. Педаль тормоза оказалась совсем не информативной (зато моторный тормоз великолепен), а при переключениях передач рычаг слегка закусывало. Однако оба эти недостатка можно списать на то, что машина не обкатана. Опытные «татраводы» утверждают, что после первого ТО и пробега в несколько тысяч километров претензий к тормозам и работе КП не бывает.
Внутри
И еще раз о технической составляющей, на этот раз конкретной машины. Самосвал Tatra Т 163-390 SCT 6х6 оснащен самым мощным в линейке 408-сильным двигателем воздушного охлаждения собственной разработки стандарта Euro 3. Это единственный в мире (!) дизель Euro 3 с непосредственным впрыском топлива и механическим ТНВД, не имеющим электронной «начинки». Традиционно 8-цилиндровый чешский дизель имеет V-образную конструкцию с раздельными головками блока цилиндров, что означает его высокую ремонтопригодность. Правда, угол опрокидывания капота не очень большой, но при необходимости ремонта его можно легко демонтировать.
Масляный щуп расположен в доступном месте справа по ходу движения, проверить уровень можно стоя на земле. Для более детального осмотра надо забраться на площадку перед колесом, и дополнительная ступенька на бампере в этом случае очень пригодится. За кабиной самосвала предусмотрены ступеньки для доступа на заднюю площадку обслуживания.На протестированном самосвале установлена 14-ступенчатая КП с двумя передачами заднего хода. Механизм переключения оснащен пневмоусилителем.
Горловина гидравлического бака спрятана под пассажирской дверью, в труднодоступном месте за верхней ступенькой, а потому долить масло достаточно проблематично, зато для проверки уровня есть специальный датчик рядом с горловиной. Удобно. Вместимость топливного бака всего 320 л, и даже на заказ нельзя установить бак большей вместимости, попросту нет места.Впрочем, подобная техника далеко от карьера на уходит, а значит, нет необходимости в большом запасе топлива.
Для очистки воздуха используется два фильтра в общем корпусе по принципу «один в одном». Запасное колесо размещено на передней стенке кузова и опускается с помощью гидравлического механизма, что в случае необходимости существенно облегчит задачу водителю, особенно если придется менять колесо одному.
Каждому по делам
Идеальной техники не бывает. Грузовые автомобили, отлично выполняющие одни задачи, нецелесообразно использовать для других работ. Такая же ситуация с самосвалами Tatra. В снегу, болотах и песках чешские грузовики – боги бездорожья, равных им нет. Они способны годами работать в таких условиях, в которых конкуренты очень быстро выходят из строя. «Чехи» надежны, ремонтопригодны и отлично изучены нашими механиками. И все же область применения этой техники очень ограничена. Зачастую потребитель хочет иметь полноприводную машину, которую можно эффективно эксплуатировать и в карьере, и на дорогах общего пользования. А на асфальте «чехи» не идеальны, хотя бы по причине большого расхода топлива и меньшей грузоподъемности. Зачастую это играет решающую роль. Ну а за феноменальную проходимость чешским грузовикам низкий поклон!
Полная масса автомобиля, кг | 40000 |
Масса снаряженная, кг | 15000 |
Грузоподъемность, кг | 25000 |
Максимальная нагрузка на переднюю ось/ на заднюю тележку, кг | 8000/ 32 000 |
Вместимость кузова, м3 | 14 |
Двигатель | Tatra T3C-928-90 Euro 3 |
Число цилиндров | 8 |
Рабочий объем, см3 | 12667 |
Мощность, л.с. | 408 при 1800 мин–1 |
Максимальный крутящий момент, Н·м | 2100 при 1000 мин–1 |
Коробка передач | Tatra 10 14TS 210L |
Число передач вперед/ назад | 14.02.09 |
Сцепление | однодисковое Tatra MFZ 1×430 |
Максимальная скорость с ограничителем, км/ч | 85 |
Подвеска передняя/ задняя | независимая рессорная/ независимая рессорно-пневматическая |
Вместимость топливного бака, л | 320 |
Шины | 12,00 R24 |
Грузовик ТАТРА JAMAL — полная характеристика автомобиля.
Технические параметры, Габаритные размеры. Отзывы владельцев
|
Татра (Tatra) — один из старейших и известных автомобильных заводов мира, выпускающий не только легковые, но и грузовые автомобили, электро- и тепловозы, оборудование для машиностроения. Легковое автомобильное производство в настоящее время приостановлено.
История компании начинается в июне… Продолжение |
Фотогалерея
Техническая характеристика ТАТРА JAMAL
|
Дополнительная информация ТАТРА JAMAL
|
Быстрый поиск грузовика |
2006 Tatra Jamal
Tatra->ke4257 Jamal — это трехосный грузовик с обычной конфигурацией кабины, который доступен в качестве самосвала или строительного самосвала, предназначенного для работы на самых сложных строительных площадках.
Этот автомобиль относится к категории тяжелых грузовиков, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья и перевозки грузов по бездорожью. Объем кузова грузовика составляет 14 м3, а грузоподъемность около 24 т. На Jamal также можно ездить по дорогам общего пользования, но сигнальные огни должны быть включены постоянно.
Оснащенный 12-литровым дизельным двигателем V8 с воздушным охлаждением и турбонаддувом мощностью 440 л.с., Jamal обладает потенциалом для работы с самыми большими грузами и самыми тяжелыми условиями работы, не отступая.
Технические характеристики- Марка: Mercedes
- Модель: tatra-jamal
- Марка: Mercedes
- Модель: 2006 Tatra Jamal
- Мощность: 436 @ 1800
- Крутящий момент: 1549 @ 1100
- [не использовать] Модель автомобиля: jamal
В в сфере грузоперевозок дизайн — это последнее, что имеет значение, когда кто-то решает купить грузовик. Однако некоторые из европейских производителей стали уделять этой незначительной детали больше внимания, но только не Tatra.
Tatra всегда отличалась прочностью, прочностью и пуленепробиваемостью, а внешний вид никогда не был для нее главным приоритетом.
В результате Jamal выглядит настолько прочным, насколько это возможно, а его внешний вид сильно отличается от всего остального в этом сегменте. Во-первых, это необычная для европейского производителя компоновка кабины над двигателем, которая сочетается с длинным и необычным «носом», напоминающим нам лисью морду.
Массивная решетка радиатора немного мала и не соответствует массивной кабине, но нам нравится изогнутый капот, который улучшает обзор на прямой дороге.
Бампер имеет прочную конструкцию и оснащен большими круглыми фарами, которые выглядят немного неуместно и не делают ничего, чтобы вы забыли о странном внешнем виде автомобиля.
Но, несмотря на свою странную форму, Tatra->ke4257 Jamal очень практичен, предлагает большие открывающиеся двери, удобные подножки и большой дорожный просвет. Капот можно откинуть, что обеспечивает легкий доступ к двигателю. Капот изготовлен из ламината с внутренним покрытием из стального листа, что снижает проникновение шума и позволяет теплому воздуху выходить из двигателя.
Интерьер
Учитывая огромный дорожный просвет, доступ внутрь может оказаться немного затруднен, но вы можете с уверенностью положиться на эргономичные ступеньки и удобно расположенные поручни.
Оказавшись внутри, вас встречает очень утилитарное такси, в котором стиль явно был оставлен в угоду практичности.
К счастью, материалы имеют пуленепробиваемое качество сборки, и все внутри выглядит готовым к работе в самых тяжелых условиях и возвращается, не сломав ногтя. Это правда, что качество сборки не такое изысканное, как у немецких тяжелых грузовиков для бездорожья, но каждая деталь кажется достаточно прочной, чтобы выдержать суровое наказание, не сдаваясь.
Прочная кабина сочетается с интуитивно понятным расположением всех органов управления, расположенных на центральной консоли, которая также расположена под углом к водителю, что улучшает эргономику.
Рулевое колесо на наш вкус великовато и тоньше, чем ожидалось, но, по крайней мере, его можно отрегулировать как по вылету, так и по углу наклона, тем самым добавляя большой приятный «плюс» в отделе комфорта водителя.
Говоря о комфорте, сиденья Jamal плоские, а также немного жесткие, но они имеют достаточную боковую поддержку, которая удержит вас на месте, когда грузовик плывет по пересеченной и ухабистой местности.
Также тут и там «разбросано» несколько мест для хранения, так что по этому аспекту у вас тоже не будет никаких претензий.
Двигатели и трансмиссии
Автомобиль Tatra->ke4257 Jamal оснащен восьмицилиндровыми V-образными двигателями TATRA с турбонаддувом и воздушным охлаждением с непосредственным впрыском топлива. Двигатели предлагаются в версиях Евро 2, Евро 3 и Евро 4, но есть также агрегат, который соответствует последним нормам выбросов Евро 5 благодаря использованию технологии селективного каталитического восстановления (SCR).
Мощнейший двигатель V8 развивает мощность 436 л. с. с крутящим моментом 2250 Нм, чего более чем достаточно, чтобы перевозить огромные объемы груза без особых усилий.
Двигатели сочетаются с 14-ступенчатой коробкой передач с пятью скоростями, соединенной с двухступенчатой коробкой передач, все с синхронизаторами, за исключением заднего хода и сверхнизкоскоростной передачи. Они управляют независимыми качающимися мостами с листовой рессорой с дополнительным блокируемым мостом или межосевыми дифференциалами, а также с возможностью частичного привода переднего моста.
Tatra Jamal Характеристики двигателя
Двигатель | л.с. при об/мин | Нм при об/мин 9009 2 | Выбросы |
V8 | 436 @ 1800 | 2100 @ 1100 | Евро 5 |
Плавность хода и управляемость
Tatra->ke4257 Jamal обладает выдающимися внедорожными способностями, а благодаря усиленным мостам его можно использовать на любых дорогах. с ландшафтов без слишком много драма. На менее сложной местности он может легко поглощать даже самые большие неровности, поэтому на езду это не влияет.
На передней оси грузовик оснащен торсионами и телескопическими амортизаторами, а на задней оси установлены обычные листовые рессоры с усилием до 16,5 т на ось, в зависимости от модели.
Благодаря хребтовой раме с независимо подвешенными качающимися полуосями, а также высоконадежному и мощному двигателю с прямым воздушным охлаждением и комбинированной системе подвески с механическими пружинами и пневмобаллонами ходовые качества грузовика являются не чем иным, как превосходными, независимо от условия местности.
Вердикт
Tatra->ke4257 Jamal заслуживает места среди самых надежных внедорожных грузовиков в своем классе. Он отличается непревзойденным качеством сборки в сочетании с мощностью V8 и безудержным полным приводом, который помогает ему преодолевать самые сложные участки местности без лишней суеты. Однако комфорт водителя немного отстал, поскольку кабина могла бы быть более эргономичной.
Рейтинг температурных реконструкций прошлого тысячелетия на основе годичных колец
НАСА/АДС
Рейтинг температурных реконструкций прошлого тысячелетия на основе годичных колец
- Эспер, Ян ;
- Крузич, Пол Дж. ;
- Юнгквист, Фредрик К. ;
- Лютербахер, Юрг ;
- Каррер, Марко ;
- Кук, Эд ;
- Дави, Николь К. ;
- Хартл-Майер, Клаудия ;
- Кирдянов Александр ;
- Контер, Оливер ;
- Мыглан, Владимир ;
- Тимонен, Маури ;
- Трейдте, Керстин ;
- Труэ, Валери ;
- Вильяльба, Рикардо ;
- Ян, Бао ;
- Бюнтген, Ульф
Аннотация
Хронологии годичных колец широко используются для реконструкции высоко- и низкочастотных колебаний температуры вегетационного периода на протяжении столетий и тысячелетий. Актуальность этих временных рядов для крупномасштабных реконструкций климата часто определяется силой их корреляции с инструментальными данными о температуре. Однако этот единственный критерий игнорирует несколько важных количественных и качественных характеристик древесно-кольцевых хронологий. Этими характеристиками являются (i) однородность данных, (ii) повторение выборки, (iii) когерентность роста, (iv) развитие хронологии и (v) климатический сигнал, включая корреляцию с инструментальными данными. На основе этих 5 характеристик предлагается реконструктивно-балльная схема, которая применяется к 39опубликованы реконструкции температуры за тысячелетие из Азии, Европы, Северной Америки и Южного полушария. Результаты не выявили наивысших оценок реконструкции в каждой категории, и каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны. Реконструкции, которые в целом работают лучше, включают N-Scan и Финляндию из Европы, E-Canada из Северной Америки, Ямал и Джело из Азии. Реконструкции, выполненные хуже, включают Западные Гималаи и Каракорум из Азии, Татры и Южную Финляндию из Европы и Большой Бассейн из Северной Америки. Предоставляя всеобъемлющий набор критериев для оценки хронологии годичных колец, мы надеемся улучшить разработку крупномасштабных реконструкций температуры, охватывающих прошлое тысячелетие. Все реконструкции и соответствующие им оценки представлены на http://www.blogs.uni-mainz.de/fb09.климатология.
- Публикация:
Четвертичные научные обзоры
- Дата публикации:
- Август 2016
- DOI:
- 10.1016/j.quascirev.2016.05.009
- Биб-код:
- 2016QSRv..145..134E