Чешские грузовики TATRA: из прошлого в будущее*
TATRA — один из старейших и известных автомобильных брендов мира. Через два года завод будет отмечать свое 160-летие. «В багаже» его истории — выпуск экипажей и вагонов, гоночных автомобилей и самолетов, омнибусов и троллейбусов, грузовых и легковых автомобилей. Одна продукция давным-давно » канула в Лету», другая — стала основной производственной программой компании. Наибольшую известность TATRA принесли грузовые машины, изготовлением которых компания занимается уже с 1898 года. Только 25% выпускаемых ею автомобилей предназначены для Чехии, остальные 75% идут на экспорт.
Свою историю компания ведет с июня 1850 года. В моравском селении Копрживнице ремесленник Игнац Шустала открыл мастерскую по изготовлению бричек, а спустя время — «экипажное заведение». Поначалу он работал с двумя подмастерьями, но уже спустя три года был построен первый фабричный корпус. В 1858 году возникла фирма «Шустала и К°».
Завод быстро развивался. В 1870—1880 гг. в его производственных цехах работало более 150 человек, ежегодно выпускалось почти 1200 экипажей. В это же время начался их экспорт в Россию. В экипажах из Копрживнице ездили даже члены императорской семьи.
Новые перспективы для предприятия открылись после строительства железной дороги Студенка — Штрамберк. Предприимчивый Игнац Шустала начинает возводить вагоностроительный завод, и уже в 1882 году были выпущены первые 15 вагонов для перевозки угля. В следующем году было изготовлено 120 вагонов-платформ.
Идея выпускать кареты без лошадей на копрживницком предприятии принадлежит страстному пропагандисту автомобилей и успешному гонщику своего времени барону Теодору фон Либингу. Именно по его рекомендации в 1897 году Карл Бенц продал чешской фабрике не только свой автомобиль, но и новейший оппозитный четырехтактный двухцилиндровый двигатель (рабочий объем 2,75 л, мощность 7 л. с., с водяным охлаждением). Он был установлен на выпущенный летом этого же года автомобиль «Президент», в основу которого лег одноупряжный четырехместный экипаж собственного производства Milord. Так началась триумфальная эра копрживницкой фабрики — производство автомобилей. Каждый автомобиль был индивидуален и получал свое название — «Вьен», «Метеор» и др.
В 1898 г. на заводе был построен первый грузовой автомобиль грузоподъемностью 2,5 т, бескапотного типа, оснащенный двумя двухцилиндровыми двигателями К. Бенца. Компоновка грузовика с силовыми агрегатами, установленными под низкой грузовой платформой сзади, и цепной передачей, с доступом снаружи, и сегодня считается прогрессивной.
Увеличивающийся спрос на легковые и грузовые автомобили привел к полной переориентации завода и активному внедрению перспективных разработок. Первый крупный коммерческий успех фирмы связан с именем конструктора Ганса Ледвинка, который в 1910 году сконструировал автомобиль типа S с абсолютно новым двигателем, коробкой передач и приводом колес.
Разработка другого нового автомобиля — типа U с двигателем мощностью 65 л. с. и уникальными для того времени тормозами на всех четырех колесах — совпала по времени с началом Первой мировой войны. После ее окончания в 1919 году разработка новых автомобилей продолжилась. Автомобиль типа U успешно прошел испытания в горной местности Высоких Татр. Их результаты, использованные в рекламных целях, и дали название марки автомобилей.
В 1919 году марка TATRA впервые появилась на грузовом автомобиле TL4. А начиная с 1920 года фирменный знак NW (Nesselsdorfer Wagenfabriks) был полностью заменен на TATRA. В 1921 г. началось строительство нового автозавода. В 1923 году предприятие в Копрживнице вошло в состав концерна «Рингхоффер-Татра». Ганс Ледвинка, предугадав массовый спрос на автомобили, который охватил Европу в 20-е годы, сконструировал простой автомобиль ТАТRА-11, концепция которого вошла в историю мирового автомобилестроения как татровская. Прямоугольную раму сменила центральная несущая труба хребтовой рамы, к ее переднему фланцу жестко присоединялся силовой агрегат над передней осью, к заднему — главная передача с подвеской и качающимися полуосями. В дальнейшем, вот уже более 80 лет, все автомобили ТАТRA делаются по этой схеме.
Дебют нового автомобиля состоялся на пражском автосалоне в 1923 году. Он успешно участвовал в международных соревнованиях и гонках, на которых неоднократно завоевывал первые места. Преимущества новой конструкции особенно выделялись во время испытаний, проходивших в тяжелых дорожных условиях.
На шасси Т11 устанавливали различные кузова: грузопассажирские, двухместный родстер, ландо, четырехдверные лимузины. ТАТRА-11 выпускали до 1926 года, затем ее сменил тип Т12, подобной же конструкции, но с отдельными усовершенствованиями (тормоза на передних колесах и т. д.). В эти годы предприятие «ставит на поток» новые грузовые автомобили малой грузоподъемности серий Т75, Т30, Т52, Т23, Т24, Т25 и Т26.
Разразившийся в начале 30-х годов мировой экономический кризис не обошел стороной и завод ТАТRA. Однако именно в это время здесь создаются автомобили высшего класса Т70, Т89 и знаменитый лимузин Т77 — первая в мире машина серийного производства с аэродинамическим кузовом, расположенным сзади 8-цилиндровым двигателем с воздушным охлаждением. Затем появляются серии Т87, Т97, Т600, Т603 и Т613, прославившие марку ТАТRA. Завершилась история семейства заднемоторных легковых автомобилей в конце 90-х годов выпуском Т700, названного «Чешским Rolls Royce». Но это было не «крахом» предприятия, а экономической закономерностью. Ведь основной сферой деятельности компании всё это время являлось производство большегрузных автомобилей, и здесь было немало крупных достижений.
В тридцатые годы, еще во времена выпуска легковых моделей Т70, Т80, на предприятии выпускаются грузовые машины серии Т72, Т82, Т92, построенные по типично «татровской схеме»: с центральной трубой-рамой и независимой подвеской колес. На их базе позднее были созданы десятки модификаций и версий грузовиков разного назначения.
В 1942 году по проекту Г. Ледвинки был поставлен на конвейер Т111 — первый грузовой автомобиль, имевший дизельный двигатель воздушного охлаждения и колесную формулу 6х6. Он был признан экспертами лучшим автомобилем тех лет. Коммерческому успеху способствовала успешная экспедиция машин этой серии в Китай, на Африканский континент и в Тибет.
В конце 50-х годов его сменили грузовые автомобили серий Т137, Т138, на которых была установлена аэродинамическая кабина, сконструированная знаменитым дизайнером Э. Ковардж. В 1970 году в производство была запущена новая серия — Т148. Знаковым для предприятия в Копрживнице стал 1967 год. В это время здесь начали выпускать четырехосный грузовик Т813 KOLOS, предназначенный для армии. Этот мощный автомобиль с колесной формулой 8х8 мог преодолевать подъем более 100%. Для него не были проблемой вертикальные препятствия до 600 мм, клиренс автомобиля составлял 380 мм. По ровной дороге или асфальту он мог буксировать до 100 тонн, а по пересеченной местности — до 12 тонн. В то время на автомобилях ТАТРА впервые были применены система, изменяющая давление в шинах, а также тахограф и система, поднимающая полуось, если колесо повреждено, что давало возможность машине доехать до базы. За 15 лет производства заводом было выпущено около 12 тысяч автомобилей Т813. В 1983 году ему на смену пришел модельный ряд Т815 с бескапотной кабиной водителя, а затем — Т815-2. Эти автомобили и до сих пор являются основой производства фирмы ТАТRА. Применяя модульный принцип конструирования автомобилей на основе типовых рядов силовых агрегатов, рам, мостов, кабин и кузовов, можно получить около ста базовых модификаций и версий «татровки».
Сегодня на предприятии ведутся активные работы по совершенствованию конструкций выпускаемых автомобилей с одновременным увеличением объемов производства. В настоящее время TATRA выпускает 4 базовых семейства большегрузных грузовых автомобилей и одно семейство среднетоннажных автомобилей высокой проходимости: машины общего назначения и спецавтомобили для армии и работы в сложных климатических условиях.
С 1997 года на заводе налажен выпуск нового семейства автомобилей — бескапотный с торговым названием TERRNo1, ставший продолжением модельного ряда Т815-2, с колесными формулами от 4х4 до 8х8. Они выпускаются в версиях самосвалов с трехсторонней и задней разгрузкой, седельных промышленных тягачей, бортовых автомобилей и как шасси для установки фургонов, строительных машин и спецоборудования.
Другая популярная серия — капотный большегрузный автомобиль Т163-3 с торговым названием JAMAL с колесной формулой 6х6. Обладающий повышенной проходимостью и высокой грузоподъемностью, он используется прежде всего в качестве самосвалов для работы в тяжелых внедорожных условиях.
Для нужд силовых и спасательных структур предназначены автомобили семейств:
FORCE, с колесной формулой от 6х6 до 12х12, с двигателем Cummins и автоматической коробкой передач или двигателем Tatra и механической коробкой передач Tatra (14 передач). Они оснащаются бортовыми платформами армейского типа, цистернами, системами контейнерной погрузки. Возможно изготовление бронированных кабин, кабин с люками для монтажа стрелкового оружия и т.п.;
ARMAX, с количеством осей от двух до четырех, двигатель и коробка Татра;
Т815-7 с низкой кабиной, позволяющей транспортировку самолетами С-130, двигателями Tatra или Cummins, механической коробкой передач Tatra (14 передач) или автоматической, с колесной формулой от 4х4 по 12х12;
Т810 — среднетоннажный автомобиль с порталовыми мостами (как у армейского «козлика»).
Сегодня завод TATRA является одним из крупнейших представителей машиностроительной промышленности в Чехии, производство грузовых автомобилей является основным его направлением. В настоящее время на предприятии разработана производственная программа, позволяющая выпускать двигатели с предельными значениями эмиссии EURO III, EURO IV. Кроме того, TATRA как первый и пока единственный производитель в мире выпускает двигатели воздушного охлаждения, отвечающие нормам EURO V!
Продукция завода поставляется в страны Центральной Европы, Россию, бывшие страны СССР (прежде всего Туркменистан, Азербайджан, Украину), Индию (есть завод по сборке а/м), ОАЭ, Южную Америку, Австралию. По неофициальным данным, сегодня в мире работает около 150 000 грузовиков Татра. На предприятии используются самые новые конструктивные новинки, проверенные не только продолжительными эксплутационными испытаниями, но и прошедшие «обкатку» в многодневных ралли. С 1986 года автомобили TATRA успешно сражаются на европейских, азиатских и африканских гоночных трассах, где на этих машинах испытываются новые технические решения автомобильных узлов и агрегатов.
Наивысших спортивных успехов добились большегрузные автомобили-фургоны TATRA-DAKAR (TATRA-RALLY), не раз одерживавшие победу в ралли «Париж — Дакар».
В Россию поставки чехословацких грузовых автомобилей начались после Второй мировой войны. Это были самосвалы TATRA-111S и TATRA-111S-2 (этому автомобилю построили в Магаданской области памятник!). Несколько десятков машин работало на строительстве крупных жилых массивов в Москве. Балластный тягач Т141 был самым мощным автомобилем этого класса на наших дорогах. С появлением семейств Т138, Т148 поставки этих машин приняли массовый характер. На Т148 впервые начали монтировать специальные кузова отечественного производства — бетономешалки, вахтовки, насосы для буровых установок и т. д. Сейчас в России эксплуатируется более 15 000 грузовых автомобилей марки TATRA.
*Статья написана в 2008 году
Автор: ТЕХНОmagazine
Автомобильная марка Tatra (Татра)
Самой первой машиной Tatra можно считать машинку с пафосным названием Prasident, собранную в далеком 1897 году. Конечно, если копнуть поглубже, компания возникла в 1850-м. В создании первого автомобиля Tatra непосредственное участие принимал сам Ледвинка, сыгравший ключевую роль в развитии чешского автопрома. Но об этом ниже. Весь модельный ряд Татра.
После окончания Первой Мировой войны руководство «Копршивнице возовки» возвращается в автомобильный бизнес. Название Tatra появилось само собой после испытательной поездки по горам Верхней Татры. Подивившись сноровке чешского автомобиля, кто-то из присутствующих воскликнул: «Да она просто создана для этих Татр!». Дальше, как говорится, дело техники.
Талант Ледвинки
Начиная с 1918-го года и практически до самой смерти Ледвинка будет работать над Татра. Он по праву считается одним из самых талантливых конструкторов 20 века. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на одну из первых хребтовых рам Tatra T11 – до гениальности простую и выносливую.
Tatra T11 была первым автомобилем, созданным руками Ганса Ледвинки. Она оказалась на удивление компактной, сравнительно недорогой. Нельзя не отметить прочную хребтовую раму. Внутри нее размещался карданный вал, а 2-цилиндровый мотор был нетребователен в эксплуатации. И пусть Tatra T11 сложно назвать прорывом 20-х годов, но на звание авангардной марки того времени она вполне могла претендовать.
Продавались первые «Татры» достаточно бойко. 10 000 машин почти за 10 лет – это вполне приличный рекорд для того времени. Примечательно, что к середине 30-х годов модельный ряд Tatra насчитывал уже полдюжины легковых автомобилей.
Аэродинамика во всей красе
Как и большинство инженеров-самоучек, Ледвинка был достаточно упрямым человеком. Его считали не только противником идеи переднего привода – Ганс отрицал саму возможность расположения мотора в передней части авто. С другой стороны, Ледвинка раньше других понял, какую выгоду может принести аэродинамика, если она тщательно продумана. Так появилась Татра T87.
Доведенная до ума, она стала величайшим достижением автопрома Чехии. К сожалению, вслед за взлетом Татра последовало резкое приземление. Уже в 1938-м году Чехословакия была оккупирована гитлеровской Германией, после чего Татре пришлось обслуживать нужды Вермахта наряду с другими предприятиями. Весьма популярной среди немецких офицеров стала Tatra T87.
Когда на территорию Чехословакии пришли войска СССР, Ледвинка был наказан пятью годами лишения свободы. Сравнительно небольшой срок, учитывая все заслуги чешского конструктора перед фашистской Германией. Когда Ледвинка вышел на свободу, он уехал в Австрию и навсегда отказался от работы в автопроме.
Лучшие автомобили Tatra
Tatra T11 (1923 -1927)
По сути, история марки Татра началась именно с этого автомобиля.
T57 (1932 – 1949)
Наследник 11-ой модели выпускался даже во время войны – он обслуживал немецкую армию.
T80 (1931 – 1935)
Пожалуй, самый роскошный автомобиль за всю историю марки.
V570 (1933)
Данная модель является ультракомпактным форм-фактором городского автомобиля.
Т603 (1957-1975)
Автомобиль, который в 1955-м году окрестили летающей тарелкой на колесах. Ездили на ней преимущественно советские чиновники высокого ранга.
Т613 (1974-1996)
603-ю модель сменила Татра T613, которая имела весьма презентабельный внешний вид. Особенностью автомобиля была способность разгоняться до 190 км/час.
T815 (1983 — по настоящее время)
Главная грузовая Татра 815 находится перед вами. Удачная бескапотная модель выпускается в Чехии более 30 лет и, скорее всего, будет производиться еще достаточно долго. На ее гоночной версии Карел Лопраис выигрывал «Дакар» шесть раз!
МTX Tatra (1991)
Всего было выпущено четыре таких автомобиля. В 90-х годах это был самый быстрый автомобиль за всю историю автопрома.
Читайте далее:
Легендарный производитель TATRA TRUCKS отмечает свое 170-летие :: Tatratrucks.com
Главная О компании Пресса и СМИ Пресс-релизы Легендарный производитель TATRA TRUCKS отмечает свое 170-летие
23 июня, 2020 самых известных чешских машиностроительных компаний и может гордиться самой длинной в мире непрерывной традицией производства колесных транспортных средств. В июне этого года TATRA отмечает 170-летие своего основания.
Посмотреть фотогалерею
За последние несколько лет компания TATRA TRUCKS уже отметила несколько исторических вех. В 2017 году компания отметила 120 лет со дня производства первого легкового автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, а годом позже TATRA TRUCKS исполнилось 120 лет со дня создания первого грузовика, произведенного в Копршивницах. В прошлом году TATRA TRUCKS отметила 100-летие бренда TATRA. А 2020 год ассоциируется со 170-летием существования компании. Тем не менее, торговая марка, статус и владельцы TATRA менялись несколько раз в прошлом, но непрерывное производство автомобилей и местонахождение завода остались неизменными.
Универсальная компания и известный бренд
TATRA – один из старейших производителей автомобилей с непрерывной историей в мире и один из старейших производителей грузовых и легковых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в истории. В июне 1850 года начала писаться долгая история компании, известной сегодня как TATRA TRUCKS. В то время местный уроженец Игнац Шустала начал свой бизнес в Копршивницах. Сначала он производил кареты и колесницы, позже занялся производством железнодорожных вагонов.
В 1897 году компания, несколько лет назад сменившая владельцев, создала первый легковой автомобиль под названием Präsident. А через год из ворот завода в Копрживнице выехал первый грузовик. В 1904 году владельцы перенесли административный центр копршивницкой мануфактуры в Вену. Постепенно для ее автомобилей было принято название Nesselsdorfer Automobile, происходящее от немецкого названия Kopřivnice. С 1911 года на автомобилях стал использоваться логотип NW, а затем двуглавый орел с надписью Nesselsdorfer.
Конец Первой мировой войны стал переломным в истории компании и бренда TATRA. Согласно акту о так называемой нострификации новой Чехословацкой Республики, административный центр компании был перенесен обратно в Копрживнице. И компания стала использовать чешское обозначение Kopřivnická vozovka вместо немецкого названия. Кроме того, с 1919 года автомобили, произведенные в Копрживнице, носили марку TATRA, которая была создана во время послевоенных испытаний автомобиля U-типа в словацких Татрах. Название TATRA не появлялось в названии компании до 19 г.27, когда Kopřivnická vozovka сменила название на Závody Tatra, акционерное общество по производству транспортных средств и железнодорожных вагонов. Обозначение TATRA было зарегистрировано в качестве товарного знака в середине 1930-х годов.
Одной из важных вех в истории компании TATRA является 1923 год. Тогда всемирно известный дизайнер Tatra Ганс Ледвинка разработал уникальную систему шасси, известную как «концепт Tatra», состоящую из центральной несущей трубы. и оси с независимо подвешенными качающимися полуосями, скрепленными болтами в единое целое. Однако это решение успешно используется до сегодняшнего дня.
Знаменитые аэродинамические автомобили представляют собой еще один фундаментальный вклад TATRA в историю автомобилестроения до Второй мировой войны.
TATRA первой в мире начала массово производить и продавать легковые автомобили с аэродинамическими кузовами в 1930-х годах. Это были знаменитые модели Т 77, Т 87 и Т 97. Однако TATRA также занималась производством грузовиков, в основном широко распространенных типов Т 27, Т 82, Т 85 или Т 72. Эти машины составляли костяк тогдашней чехословацкой армии и широко использовались и в других странах.Компания TATRA также продолжала производить автомобили для железнодорожного транспорта, например, уникальный моторный пассажирский поезд М 290 «Словенская стрелка», который сохранился до наших дней и в настоящее время проходит сложную реконструкцию. Однако TATRA также производила самолеты и авиационные двигатели, например, спортивные самолеты серии T 101/201, которые были прямыми предшественниками знаменитого послевоенного чехословацкого самолета серии Zlín под названием Trenér. Тип Т 101 был даже рекордсменом Чехословакии по пройденному расстоянию, когда его экипаж летал на нем в 1938 в Хартум в Судане.
Грузовики как основа производства
После Второй мировой войны TATRA стала основным производителем тяжелых грузовиков гражданского и военного назначения в Чехословакии и поставила десятки тысяч автомобилей в страны почти всех континентов. Очень хорошую репутацию марки TATRA распространили в десятках стран модели T 111, T 138, T 148, T 813 и T 815. Кроме того, продолжился выпуск лимузинов с исключительным техническим решением и оригинальными кузовами. Это были типы T 600 Tatraplan, T 603 или T 613. TATRA также производила гоночные автомобили, которые добились успеха на многих гоночных трассах. Особого внимания заслуживают Т 607 Монопост, построенный по спецификациям для автомобилей Ф1, или Т 602 Спорт или Т 605. С гоночными вариантами грузовиков, начиная с 19С 80-х годов TATRA регулярно и успешно участвует в престижных марафонах на длинные дистанции, таких как ралли «Дакар», ралли «Шелковый путь» или «Африка Эко Рейс».
Компания вступила в 1990-е годы и новую экономическую среду с производством, основанным в основном на хорошо известном модельном ряду T 815. В начале этого десятилетия Чешское ведомство промышленной собственности присвоило товарному знаку TATRA статус известного товарного знака. Таким образом, набор торговых марок TATRA, зарегистрированных в более чем ста странах мира, составляет важную часть ценности TATRA TRUCKS.
1998 год стал еще одним поворотным моментом, так как производство легковых автомобилей было прекращено. С тех пор компания сосредоточилась исключительно на грузовиках и специальных транспортных средствах гражданского и военного назначения, которые стали краеугольным камнем ее производственно-сбытового портфеля.
В последнее десятилетие прошлого века TATRA постепенно начала проникать на другие рынки, где клиентам требовались определенные модификации и версии автомобилей. Таким образом, TATRA начала устанавливать на свои автомобили двигатели и трансмиссии иностранного производства. Расширению на новые рынки также способствовало использование автомобилей TATRA (в цветах чехословацкой и американской армий) в военных операциях «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» в Ираке в начале 1990-е. В середине того десятилетия опыт Ближнего Востока нашел отражение в проекте T 816 LIWA, благодаря которому TATRA получила первый крупный контракт за пределами традиционных рынков. Именно в этом проекте TATRA впервые использовала иностранные компоненты, такие как двигатели и коробки передач, в соответствии с требованиями заказчика.
Важным для компании Копрживнице стал 2004 год, когда увидели свет два совершенно новых модельных ряда, а именно T 815-7 (FORCE) и T 810 (TACTIC). При строительстве обоих типов конструкторы исходили из требований, предъявляемых к современным боевым машинам. Уже в течение нескольких лет они постепенно стали основой тылового потенциала чешской армии. Однако свое важное место они нашли и в гражданской сфере, особенно среди пожарных и спасателей.
Наиболее важной вехой в деятельности завода в Копрживнице за последнее десятилетие стало его приобретение чешскими владельцами в 2013 году. Компания была реструктурирована и стабилизирована, а через их установлены владельцы Михал Стрнад и Рене Матера. Благодаря этому бренд TATRA воспринимается клиентами как надежный деловой партнер, а чешская общественность считает его частью национального наследия. Об этом свидетельствуют, среди прочего, регулярные размещения на первых местах в опросах общественного мнения «Марка, которой больше всего гордятся чехи» и «Традиционная чешская марка».
В настоящее время TATRA TRUCKS производит четыре модельных ряда стандартных моделей на трех платформах шасси и сотрудничает с компаниями холдинга CZECHOSLOVAK GROUP по разработке специальных военных автомобилей. Модельный ряд TATRA PHOENIX является ключевым элементом программы гражданского производства тяжелых грузовиков с 2011 года. В нем используется сочетание шасси концепции Tatra и конструкторских групп известных мировых производителей. TATRA FORCE предназначена в первую очередь для вооруженных сил, пожарных и спасателей, но также используется в горнодобывающей и строительной отраслях. Бизнес-линия TATRA TACTIC состоит из грузовиков среднего размера с лестничной рамой и жесткими портальными мостами собственной разработки TATRA и предназначена в первую очередь для военных целей.
Бизнес-линия TATRA TERRA является преемником легендарной модели T 815. Основу снова составляют оригинальное шасси Tatra, модернизированная кабина и двигатели TATRA с воздушным охлаждением и коробки передач Tatra. Автомобили TERRA предназначены в первую очередь для пожарных и строительной отрасли.О компании TATRA TRUCKS a.s.
В 2013 году компания TATRA TRUCKS приобрела всемирно известную компанию по производству автомобилей в Копршивнице, которая после смены собственника прошла успешную реструктуризацию. В дополнение к стандартизированному модельному ряду компания выпускает специальные грузовики, адаптированные к требованиям заказчика. Восемьдесят процентов автомобильной продукции экспортируется. В TATRA TRUCKS работает более 1000 человек. Более 600 сотрудников работают в дочерней компании TATRA METALURGIE, которая является ведущим чешским производителем литья и поковок.
Пресс-служба TATRA TRUCKS
Андрей Чиртек
Пресс-секретарь
TATRA TRUCKS a. s.
Areál Tatry 1450/1, 742 21 Kopřivnice, Чехия
моб.: +602 494 208, тел.: +420 225 113 361
e-mail: [email protected]; веб-сайт: www.tatratrucks.com
История производства :: Tatratrucks.com
Главная О компании История TATRA История производства
В то время как другие производители тяжелых грузовиков, возникшие на исторической территории Чешского государства, не существуют очень долго или были поглощены более успешными, бренд TATRA все еще жив. Это единственная компания, которая держит флаг чешской школы дизайна в своем сегменте. Автомобильный завод TATRA всегда отличался следующими чертами:
- Старейший автомобильный завод в Центральной Европе и второй старейший в мире.
- Первый легковой автомобиль был выпущен в 1897 году, а первый грузовик — в 1898 году.
- Ключевые особенности производства: концепция автомобиля TATRA, дизельный двигатель с непосредственным воздушным охлаждением.
- Исторически важные транспортные средства, которые можно использовать там, где другие не могут проехать.
- Современная производственная программа с уникальными дизайнерскими решениями.
Вернемся вместе к истории производства автомобилей TATRA и вспомним как важные моменты, так и автомобили.
- Основание второго старейшего автомобильного завода в мире
- Путь к машине
- Блестящие идеи и концепция автомобиля TATRA
- Постепенное преобразование в чешскую компанию
- Грузовик, завоевавший памятник
- Легендарные грузовики (TATRA 138, Trambus T 813 и T 815)
- Изменение стратегии после 1989 г. и проекта LIWA
- Достижения, разработанные в доме
- Гражданский и специальный секторы
- Новые автомобили Т 815-7
- Актуальная производственная программа TATRA
Фундамент второго старейшего автомобильного завода в мире был заложен в 1850 году когда Копрживнице официально назывался Нессельсдорф и Игнац Шустала амбициозный предприниматель по производству вагонов и кушеток, официально известный властям как Игнац Шустала.
Это было во времена Австро-Венгрии и Франца Иосифа. Между прочим, Вена сыграла существенную роль в становлении компании, которая позже стала известна как TATRA. В 1891 году братья Гуттманы, местные банкиры, капитализировали Ignatz Schustala & Comp (основанную в 1858 году) и преобразовали ее в Nesselsdorfer Wagenbau Fabriks Gesellschaft.
Игнац Шустала умер от сердечного приступа и не дожил до этой финансовой операции. Хьюго Фишер фон Рёслерштамм , много лет проработавший юрисконсультом в Нессельсдорфе, занял первое место в новой компании. Первоначально он был железнодорожным инспектором и г. производство железнодорожных вагонов в компании г. процветало под его руководством.
Сыновья г-на Шусталы, которые первоначально занимали важные посты на заводе, также не участвовали в развитии производственной программы компании в направлении новых технических достижений. В знак протеста против практики управления акционерным обществом они продали свои акции (кстати, по заниженной цене) и, обиженные, решили в 1895 и 1896 годах учредить еще одно общество, позже названное 9. 0003 Вагонка Студенка .
Путь к машине
Нельзя отрицать, что инженер Фишер из Röslerstamms был провидцем. Именно он сыграл важную роль в постройке первого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания в Австро-Венгрии и Центральной Европе.
Возможно, ему было интересно, как использовать навыки тележников, обойщиков и других ремесленников, которым больше не было места в компании из-за падения спроса на кареты и кареты. Возможно, он пришел к идее производства автомобилей после того, как увидел несколько фотографий 9-го поколения.0003 «безлошадная повозка» , опубликованная в La Locomotion Automobile (комплектные издания с 1895 по 1898 год хранятся в архиве автопроизводителя). Вполне вероятно, проктор Фишер размышлял так: «Мы умеем производить кареты и кареты, а в них только кое-что не хватает по сравнению с теми, что на фотографиях, — добавь двигатель, коробку передач и руль, и будет машина. однажды. Одна из «мелочей» — двигатель — может быть получена от производителя. Остальные детали и сборка могли остаться в Копрживнице». Эта идея была гениальна в своей простоте!
В этот момент на сцену вышел барон Теодор фон Либиг , либерецкий (райхенбергский) фабрикант. Исключительно благодаря своей дружбе с Карлом Бенцем, изобретателем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, последний согласился поставить один из первых двухцилиндровых двигателей 1897 года выпуска в Копрживнице и осуществлять регулярные поставки дополнительных двигателей для первой серии. автомобилей Копрживнице.
Блестящие идеи и концепция автомобиля TATRA
Всего через несколько лет после появления автомобиля, каким мы его знаем, первый автомобиль Präsident был произведен в Копршивнице в 1897 году. На самом деле только один год отделяет первый автомобиль грузовик, произведенный в мире, и первый грузовик из Копрживнице (1898 г.) друг от друга.
Очевидно, что производство предшественников автомобилей TATRA, носивших в свое время марку NW, всегда было на переднем крае. Скоро г. был выпущен первый полноприводный тягач Jaguar , и это как бы предвещало тот сегмент автомобилей, в котором TATRA начнет праздновать свои международные триумфы.
Серийное производство грузовиков было начато в середине 1920-х годов. Марка TATRA впервые появилась на автомобилях до 1920 года. После некоторой консолидации в руководстве компании, связанной с новым расположением Центральной Европы и созданием независимой Чехословакии, духовник Ганс Ледвинка, дизайнер, приготовил сюрприз для весь мир с тем, что мы сейчас называем «Концепт автомобиля TATRA» .
В 1923 году в качестве нового продукта было представлено шасси , состоящее из центральной несущей трубы, на конце которой были установлены двигатель и трансмиссия прямого воздушного охлаждения с независимо установленными качающимися полуосями. Последующие годы производства автомобилей, спроектированных таким образом, доказали величие конструкции. Постепенно он стал преобладать как облегченная версия в спецтехнике, а позже и в более тяжелых внедорожниках.
Постепенное преобразование в чешскую компанию.
После 1918 года название компании Kopřivnice было изменено с Nesselsdorfer Wagenbau на Kopřivnická vozovka, a.s. . В то время руководство компании переехало из Вены в Прагу после звонка из чехословацких государственных органов.
В 1919 году марка TATRA впервые появилась на автомобилях. По стечению обстоятельств это были первых серийных (с 1914 года) грузовиков, NW TL2 и NW TL4.
Компании не удавалось расстаться с маркой Nesselsdorfer до 1926 года. В то время автомобильная промышленность уже три года восхищалась действительно блестящей концепцией хребтовой рамы Ledwinka. В том же году Kopřivnicka vozovka, a.s. был включен в Ringhoffer Corporation . В 1936 году, после очередного сближения с пражским магнатом, Ringhoffer TATRA, a.s. была основана и два года спустя переименована в Ringhoffer TATRA Werke AG.
После 19 лет45 все производство TATRA окончательно базировалось в Чехии. Создано государственное предприятие TATRA , конструкторы которого в совершенстве разработали проект военного времени первого тяжелого грузовика TATRA с дизельным двигателем прямого воздушного охлаждения собственной оригинальной конструкции TATRA.
Грузовик, завоевавший памятник
TATRA 111 производился следующие 16 лет, до 1962 года. Он буквально увез все фундаментальные конструкции эпохи строительства нового общества , и не только в Чехословакии. О его популярности свидетельствует тот факт, что это единственный грузовик в мире, чьи благодарные покупатели построили ему собственный памятник .
Неудивительно, что это произошло в Магадане, на Дальнем Востоке СССР. Вряд ли сейчас кто-то вспомнит, что производная от Т 111 в виде тяжелого тягача Т 141 когда-то была помещена на пьедестал памятника в Бановце-над-Бебравой, Словакия, .
Легендарные грузовики
Еще одной легендой, появившейся на дорогах в 1959 году (первый прототип был изготовлен в 1956 году), стала TATRA 138 , результатом развития которой стал модельный ряд Т 148. Новый восьмицилиндровый двигатель, позже модернизированный, синхронизированная коробка передач TATRA-Synchro, межосевые дифференциалы, современный дизайн кабины и салона и многие другие технические и конструктивные особенности сделали TATRA высококонкурентным производителем автомобилей в этот период.
В то время тяжелые грузовики TATRA экспортировались в 53 страны на пяти континентах. В конце 19В 60-х годах TATRA еще раз представила вниманию всего мира беспрецедентный дизайн – бескапотный автомобиль T 813 8×8 Kolos – первый четырехосный TATRA, вновь оснащенный двенадцатицилиндровым дизельным двигателем с воздушным охлаждением собственной разработки и трансмиссия, которая позволяла использовать непревзойденную до двадцати передач переднего хода и четыре передачи заднего хода.
После закрытой серии из ста тысяч Т 148 в 1982 году модельные ряды были объединены, и был представлен Т 815 с кабиной СЕ . Кульминацией его разработки стала версия с двигателем, отвечающим требованиям стандарта EURO 2.
Модельный ряд Trambus T 815 также важен для разработки автомобилей TATRA, поскольку при его производстве было принято решение о дальнейшей разработке двигателя V8 с непосредственным воздушным охлаждением, наддувом и охладителем впускного воздуха для стандартов Евро 0 до Евро. 5 спецификации выбросов . С относительно небольшими конструктивными изменениями мощность двигателя 177 кВт и крутящий момент 850 Н·м возросла до нынешних 325 кВт с крутящим моментом 2100 Н·м .
Изменение стратегии после 19 лет89 и проект LIWA.
С изменением политической и социальной ситуации в 1989 году ориентация на единый модельный ряд стала существенной нагрузкой с точки зрения коммерческого развития.
Проект клиента LIWA стал поворотным моментом для TATRA. Исходя из требований конечного заказчика, на T 816 8×8 успешно установили двигатель KHD Deutz с жидкостным охлаждением и автоматическую коробку передач Twin Disc.
Выигранный тендер для армии Объединенных Арабских Эмиратов означал не только производство и продажу партии из 1127 машин в течение восемнадцати месяцев, но и значительное изменение производственной стратегии .
Появились модели ARMAX (1999) и FORCE (1999) модельного ряда . Первым был Т 815-2, получивший обозначение ТЕРРН 0 1 и базировавшийся на гражданском производстве (1997 г.), а машины, пригодные для использования в спецслужбах, были подготовлены путем так называемой милитаризации . FORCE, вторая линейка специальных автомобилей, построенная на возможностях модели с включением двигателей и трансмиссий других производителей в оригинальную концепцию автомобиля TATRA .
Опыт внедрения двигателей с жидкостным охлаждением отразился и на возможности оснащения таким образом гражданских версий ТЕРН 0 1. Гражданский Т 163 модельный ряд (Ямал, 1997 г.) – автомобили, получившие капотную кабину после длительного периода господства компоновки СЕ, были созданы для работы в самых сложных условиях местности .
Достижения, разработанные в доме
TATRA добилась больших успехов в разработка собственного двигателя прямого воздушного охлаждения :
- Во-первых, это первая и единственная компания в мире, которая омологировала дизельный двигатель V8 с наддувом, охладителем впускного воздуха и механическим ТНВД с выбросами Евро 3. спецификация .
- Позднее, в 2006 г., после того как двигатель был оснащен технологией SCR (очистка выхлопных газов путем впрыска AdBlue – 32,5% водного раствора мочевины), также в спецификации выбросов Евро 4 и Евро 5 в 2008 г. Этот шаг также стал беспрецедентным в мировом дизайне автомобилей.
Гражданский и специальный секторы
В 2002 году TATRA приобрела интеллектуальную собственность, права и техническую документацию для производства среднего тяжелого военного автомобиля Ross R 210 , одобренного для эксплуатации в армии Чешской Республики.
Благодаря успешной модернизации автомобиля с лестничной рамой и жесткими мостами в 2004 году он вошел в подтверждена связь с армией Чешской Республики , а позже (2006 г.) подтвержден контракт на перевооружение на 556 средних тяжелых боевых машин с TATRA 810 ATS модели .
В основу проекта модернизации заказчика были положены возможности оригинальной классической рамы и жестких портальных мостов TATRA-Neumann. После выполнения армейского контракта TATRA также предложила гражданскую версию Т 810 (2010 г.).
Новые автомобили Т 815-7
В то же время отделы проектирования и разработки интенсивно работали над совершенно новой линейкой специальных автомобилей, первоначально обозначенных как Т 817, позже Т 815-7 для омологации. В 2004 году в качестве первой версии был представлен собственный средний тяжелый грузовик TATRA – T 817 4×4 с двигателем Cummins и трансмиссией ZF. В последующие два года модельный ряд пополнился версиями 8х8 и 6х6.
Существуют тесные связи между отдельными модельными рядами T 815-7, а их конструкция позволяет значительно варьировать используемые двигатели и трансмиссии.
Помимо двигателей TATRA с воздушным охлаждением (V8, с наддувом, с охладителем впускного воздуха, отвечающих нормам выбросов от Евро 2 до Евро 5 без использования системы впрыска топлива с электронным управлением), автомобили также могут использовать двигатели Cummins или Caterpillar с жидкостным охлаждением . Аналогичным образом, помимо коробки передач с механическим управлением, можно использовать автоматическую коробку передач или собственную коробку передач TATRA с электронной системой трансмиссии TATRA-Norgren (2010).