Спрос на бензин и дизельное топливо в России превысил уровень 2019 года
- Бизнес
- Сергей Мингазов Редакция Forbes
Минэнерго сообщило о полном восстановлении спроса на основные виды автомобильного топлива вслед за ростом экономической активности населения и бизнеса. Спрос на бензин и дизельное топливо в России превысил допандемийный уровень 2019 года
Спрос на бензин и дизельное топливо в России превысил допандемийный уровень 2019 года.
По данным министерства, за 11 месяцев 2021 года на внутренний рынок поставили 33,3 млн тонн бензина. Это на 1,5 млн т (4,7%) больше, чем в аналогичном периоде позапрошлого года. Поставки дизельного топлива выросли до 35,9 млн т, на 1,4 млн т (4%) больше, чем в тот же период 2019 года.
Материал по теме
В Минэнерго прогнозируют, что рост спроса на внутреннем рынке продолжится, в том числе за счет повышения качества топлива (в первую очередь, дизтоплива) и борьбы с суррогатами. По данным«Петромаркета» за десять месяцев потребление бензина выросло на 1%, до 29,9 млн т, а дизельного топлива — на 2%, до 32,9 млн т.
Но выпуск бензина растет медленнее спроса.
Так, НПЗ за десять месяцев произвели 33,5 млн т бензина (рост на 0,7% в сравнении с 2019 годом) и 66,2 млн т дизтоплива (рост на 2,2%). По оценке «Петромаркета», в 2021 году выпуск может составить 40,8 млн т бензина и почти 80,4 млн т дизельного топлива.Материал по теме
Тем временем розничные цены на автомобильное топливо растут. По состоянию на 29 ноября, цены в среднем с начала года увеличились на 8,5%, а накопленная инфляция составила 7,5%. Эти темпы самые высокие с 2018 года, тогда цены выросли на 9,4%. Тогда правительство приняло решения о создании демпферного механизма, который компенсирует нефтекомпаниям часть потерь от сдерживания цен на заправках и помогает замедлить их рост. Демпфер разрабатывался для диапазона цен на нефть в $40–60 за баррель, в ноябре цены превышали $85 за баррель.
Однако не исключено, что к концу года общий рост цен на АЗС будет ниже 8%. В оптовом звене цены на бензин вернулись к значениям начала года из-за сокращения экспортной альтернативы и низкого спроса в зимний сезон. Но цены на зимнее дизтопливо выросли, в оптовом звене они приблизились к максимуму в 64 000 за тонну.
Материал по теме
Вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов связал рост потребления с увеличением использования личного транспорта и такси, в том числе и на маршрутах между городами, в условиях ограничений на международные авиаперевозки. По его оценке, в целом спрос на независимых АЗС находится на уровне 2019 года, но его структура изменилась — увеличилось использование бензина Аи-95 в ущерб Аи-92.
Фаттахов отметил, что покупатели все чаще переходят на АЗС крупных нефтекомпаний из-за скидок, а у независимых операторов нет возможности для дисконта. Маржа независимых АЗС находилась под давлением весь год — рост оптовых цен на топливо опережал повышение цен на заправках. По оценкам «Петромаркета», реализация бензина в 2021 году принесла прибыль АЗС только в январе и декабре.
Как могут измениться цены на бензин и дизель в России в 2023 году
5 января
RT на русскомиещё 4
В 2022 году бензин на российских АЗС подорожал в среднем на 0,2—0,7%, тогда как общий рост потребительских цен на товары и услуги в стране превысил 12%. По словам экспертов, стоимость горючего практически не изменилась за счёт работы демпферного механизма и переизбытка топлива на внутреннем рынке. Дизель при этом вырос в цене более чем на 8% из-за налоговых нововведений в отрасли. Впрочем, как полагают специалисты, в 2023 году темпы удорожания нефтепродуктов в стране продолжат оставаться в пределах инфляции. Как именно могут измениться цены на автозаправках — в материале RT.
Фото: РИА НовостиРИА Новости
В 2022 году рост цен на бензин в России оказался более чем в 17 раз ниже официальной инфляции. Об этом свидетельствуют материалы Росстата и Минэкономразвития.
Видео дня
По данным ведомств, за последние 12 месяцев литр бензина АИ-92 на заправках страны подорожал в среднем на 0,2% — с 47,11 до 47,21 рубля, а розничная цена горючего АИ-95 увеличилась на 0,7% — с 51,01 до 51,35 рубля за литр. При этом уровень инфляции в России составил почти 12,2% в годовом выражении.
Отметим, что темпы удорожания дизеля также были ниже по сравнению с общим повышением цен на товары и услуги в стране. За год стоимость этого вида топлива выросла в среднем на 8,2% — с 53,94 до 58,37 рубля за литр.
Удерживание цен на нефтепродукты не выше инфляции остаётся одним из приоритетов российского правительства, заявил в конце декабря вице-премьер Александр Новак. По его словам, в 2022 году эта задача была перевыполнена, а в 2023-м власти продолжат держать ситуацию под контролем.
«Вместе с ФАС мы будем внимательно следить, чтобы рост цен не превышал инфляцию. Для этого у нас есть демпфер — уникальный инструмент, который сглаживает колебания мировых цен», — приводит ТАСС слова Новака.
Так называемый демпфирующий механизм заработал ещё в 2019 году. В рамках инициативы государство возмещает нефтяным компаниям недополученные доходы при поставке топлива на внутренний рынок. Если цены на горючее в России ниже экспортных, производители получают компенсацию из федерального бюджета. При более высокой стоимости сырья внутри страны бизнес, напротив, отчисляет в казну часть своей прибыли.
«Таким образом, инструмент позволяет государству регулировать стоимость топлива на внутреннем рынке за счёт выплат добывающим компаниям. Именно благодаря демпфирующей надбавке цены на бензин практически не росли в 2022 году», — пояснил в разговоре с RT ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Кроме того, по словам эксперта, в прошлом году на фоне масштабных западных санкций весной и в начале лета у российских компаний возникли некоторые трудности с экспортом нефти и нефтепродуктов. В результате на внутреннем рынке образовался переизбыток топлива, что оказало дополнительное давление на цены.
Таким образом, бензин стал одним из немногих товаров, которые почти не подорожали за 2022 год, признал и глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. Впрочем, как отметил специалист, обратная ситуация наблюдалась с дизелем.
«С зимним дизтопливом всегда было сложно, и ушедший год не стал исключением. Раньше помогали суррогаты и смешение летних сортов с керосином, что было в принципе разрешено властями. Однако в 2022-м смешение начали облагать дополнительными налогами, и процесс стал затратным. Более того, по экономическим причинам исчезли суррогаты — их невыгодно поставлять на внутренний рынок, так как на них не распространяется демпфер. Все эти события привели к росту цен на дизель», — объяснил собеседник RT.
Вместе с тем на 2023 год Россия запасла достаточный объём топлива для сдерживания розничных цен. Об этом ранее заявил глава Минэнерго страны Николай Шульгинов.
«Министерство энергетики (держит. — RT) ситуацию всегда под контролем. Запасы сформированы на НПЗ, ПНПО и по дизелю, и по бензину. По дизелю — примерно 3 млн т, по бензину — где-то 1,6 млн. Поэтому я не думаю, что нужно волноваться», — заявил Шульгинов в эфире канала «Россия 24».
Тем не менее в текущем году в силу ряда причин темпы роста цен на горючее в России могут оказаться выше, чем в 2022-м. Таким мнением в разговоре с RT поделился главный аналитик компании «ТелеТрейд» Марк Гойхман.
Как напомнил специалист, 5 декабря Евросоюз ввёл эмбарго на морские поставки российской нефти и запретил своим компаниям перевозить сырьё из РФ в третьи страны по цене выше $60 за баррель. С 5 февраля такие же меры должны распространиться и на нефтепродукты.
«В результате этих ограничений может сократиться не только экспорт, но и само производство данной продукции в России, о чём уже предупредили в правительстве. То есть предложение топлива на внутреннем рынке тоже может уменьшиться», — отметил Гойхман.
Более того, с 1 января в России был повышен налог на добычу полезных ископаемых в нефтяной отрасли. Теперь компании вынуждены отчислять в бюджет более значительные суммы и могут несколько поднять ценники на своих АЗС, не исключил эксперт.
Впрочем, по мнению Игоря Юшкова, рост стоимости горючего продолжит оставаться в рамках инфляции. Согласно прогнозу Центробанка, в 2023 году потребительские цены на товары и услуги в России увеличатся в среднем на 5—7%. В этом случае в ближайшие 12 месяцев бензин АИ-92 может подорожать до 49,57—50,51 рубля за литр, горючее АИ-95 — до 53,92—54,94 рубля за литр, а дизельное топливо — до 61,29—62,46 рубля за литр.
Автоэксперт,Марк Гойхман,Евгений Аркуша,Игорь Юшков,Николай Шульгинов,Александр Новак,Банк России,Фонд национальной энергобезопасности,Минэкономразвития,Росстат,Правительство РФ,ЕС,
8Цены на бензин в России остаются замороженными до середины 2019 года
МОНИТОР РОССИИ
Дата: 26 марта 2019 года
Правительство России приняло решение о продлении соглашения с нефтяными компаниями о регулировании цен на бензин в стране. Таким образом, цены на топливо будут заморожены до конца июня, сообщил замминистра РФ Дмитрий Козак. Он также сообщил, что в настоящее время правительство работает над законопроектом о введении лицензий на нефтепродукты. Несмотря на предыдущие заявления, после его вступления в силу власти будут вынуждены разорвать ранее заключенный контракт с производителями нефти, так как действующие механизмы регулирования цен негативно сказываются на рынке.
Цены на бензин в России начали резко расти весной 2018 года, что было связано с падением курса российской валюты и ростом цен на нефть на мировых рынках. Хотя в июне правительство и нефтяные компании заключили сделку, направленную на борьбу с дальнейшим ростом цен, они начали расти лишь спустя три месяца. В итоге они были заморожены 1 ноября 2018 года после встречи премьер-министра Дмитрия Медведева с представителями нефтяных компаний. В середине ноября 2018 года правительство и нефтяные компании наконец разрешили стабилизировать цены на бензин.
В рамках сделки предприятия обязались поддерживать плату за газ до конца 2018 года на уровне мая и июня того же года, а к марту 2019 года проиндексировать ее в соответствии со среднегодовым уровнем инфляции.. В то же время оптовые цены на газ упали на 12 000 рублей за тонну ниже экспортной альтернативы. Это было связано с тем, что нефтяные компании ожидали повышения общего объема продаж на 3 процента в 2019 году по сравнению с 2018 годом. разница между высокими экспортными и низкими внутренними ценами, в то время как фирмы будут возвращать часть своей прибыли в государственный бюджет, если российские цены преобладают над ожидаемыми экспортными.В декабре 2018 года судоходные компании, поставщики топлива и ритейлеры направили Дмитрию Медведеву совместное письмо, в котором предостерегли от повышения цен на товары первой необходимости в результате заморозки цен на бензин. По их словам, нефтяные компании стремятся компенсировать все потери, вызванные замораживанием розничных цен, повышением цен для бизнес-клиентов, чья последующая деятельность привела к повышению цен на их собственные продукты и услуги.
Все тексты, опубликованные Фондом Варшавского института, могут распространяться при условии указания их происхождения. Изображения не могут быть использованы без разрешения.
Похожие сообщения
Цены на бензин в Москве , Россия — 02 ноября 2020
Цены на бензин за литр, октан-95