Сопроводительная ведомость к транспортной накладной: Форма и образец сопроводительной ведомости 2023 года

О возможности транспортно-логистических компаний с 1 сентября 2022 г. в добровольном порядке формировать транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость в электронном виде

Письмо Министерства транспорта РФ
№Д14/59-ПГ от 14.07.2022

Департамент цифрового развития Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от 27 июня 2022 г. № 82464 и сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 336-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав), закрепляющие возможность в добровольном порядке формировать транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость в электронном виде.

В частности, в соответствии с частью 1 статьи 8, частью 3 статьи 11, частью 4 статьи 18 Устава транспортная накладная, сопроводительная ведомость и заказ-наряд оформляются на бумажном носителе или формируются в виде электронного документа.

Для реализации возможности формирования транспортной накладной, заказ-наряда и сопроводительной ведомости в электронном виде разработаны Правила обмена электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, направления таких документов и сведений в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, а также представления иной информации, связанной с обработкой таких документов и сведений, из информационной системы электронных перевозочных документов в государственную информационную систему электронных перевозочных документов по запросу оператора государственной информационной системы электронных перевозочных документов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2022 г. № 931, а также Правила представления информации в государственную информационную систему электронных перевозочных документов и технические требования к информационным системам электронных перевозочных документов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2022 г.

№ 281.

Указанные постановления Правительства Российской Федерации вступят в силу с 1 сентября 2022 г.

Таким образом, с 1 сентября 2022 г. будет обеспечен обмен электронной транспортной накладной, электронной сопроводительной ведомости и электронного заказ-наряда, при этом у транспортно-логистических компаний останется право выбора оформления таких документов на бумажном носителе или формировать их в электронном виде, что обеспечивает поэтапный переход к цифровому документообороту в сфере автомобильного транспорта.


Директор Департамента цифрового развития Д.М. Скачков

Увеличить шрифт

–A+

Сделать закладку

Распечатать

Электронная накладная: новый маршрут | ComNews

С 1 января вступило в силу Постановление «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения РФ», в которые вносятся понятия: «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд», «электронная сопроводительная ведомость». Однако применять эти документы можно будет только с 2022 года, когда вступит в силу пункт 2.1.1 Правил дорожного движения.

Также постановление №2200 предусматривает новую форму транспортной накладной, которая изменилась уже с 1 января 2021 года. Так, в пункте 1 «грузоотправитель» появилось поле для отметки о том, является ли он экспедитором. Если в цепочке присутствует экспедитор, также заполняется новый пункт 1А, в котором указываются сведения о клиенте-заказчике перевозки. Итак, существенным отличием новой формы транспортной накладной является то, что в ней появляется «Экспедитор». Таким образом, новая форма нацелена под будущий переход на электронные транспортные накладные. Многие перевозки происходят с участием экспедитора и для эффективного отслеживания всей цепи поставок в электронном виде нужно, чтобы экспедитор был заявлен в первичном перевозочном документе.

Первый этап эксперимента по тестированию электронной транспортной накладной уже прошел, его проводил Минтранс России с 1 по 30 октября. Целый месяц профильные госорганы, крупнейшие автоперевозчики и грузовладельцы отрабатывали реализацию прототипа единой государственной информационной системы и систем транспортных компаний для обмена электронными транспортными накладными и электронными путевыми листами.

И хотя компании-участники ещё формируют предложения по доработке процесса, основа модели взаимодействия при обмене электронными перевозочными документами уже сформирована.

Предлагаем таймлайн бумажного и электронного документооборота для сравнения.



Выше показана классическая модель доставки с 3 участниками: грузоотправитель – перевозчик – грузополучатель. Она является базовой формулой. Со временем будет более подробно прописано взаимодействие при различных моделях, предполагающих, например, участие экспедитора. Все это бизнесу и регулирующим органам предстоит решить уже в ближайшее время.

За время тестирования ПЭК оформила 160 транспортных накладных и 50 электронных путевых листов. Компания отработала все запланированные сценарии грузоперевозок: классическую перевозку «грузоотправитель – грузополучатель», перевозку с заменой водителя в рейсе, а также вариант перевозки с заменой точки выгрузки на маршруте. В итоге мы выделили несколько вопросов, которые можно рассмотреть для усовершенствования модели обмена электронными перевозочными документами.

Первый вопрос касается возможности оперативно оформлять ЭТрН в любое время. Так, схема оформления ЭТРН предполагает, что при отправке груза накладную подписывает не только водитель (простой электронной подписью), но и руководитель подразделения компании-перевозчика (квалифицированной электронной подписью).

Однако большинство рейсов загружается ночью, и руководитель физически не может присутствовать в это время на загрузке, чего требует нынешний порядок работы, когда руководитель должен лично подписать документ усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом технически прототип ГИС Минтранса РФ, разработанный ФГУП «ЗащитаИнфотранс» позволяет подписывать ЭТрН круглосуточно. Вопрос лишь в том, как организовать взаимодействие внутри компании и с регулирующими органами так, чтобы поставить на поток оформление ЭТрН, в том числе в ночное время. Поэтому можно было бы предусмотреть, чтобы была возможность подписывать документ квалифицированной подписью на следующий день, когда машина уже в пути или даже разгружена, или сделать подписание автоматическим.

Продолжая тему непроизводственного простоя, мы увидели еще один вопрос – он касается присвоения Минтрансом России идентификатора перевозки. Напомню, что предполагалось проводить верификацию сведений в транспортной накладной через прототип ГИС Минтранса России, разработанный ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» в тот момент, когда транспортное средство уже загружено. Результат прохождения верификации – это присвоение ЭТРН идентификатора перевозки – ID Минтранса России. Но, если в IT-системе какой-либо сбой, а транспорт уже готов к отправлению, то происходит проблема – простой транспорта. Особенно, если речь идет о перевозке в ночное время суток. Поэтому необходимо обсудить, можно ли разрешить транспорту проходить верификацию Минтранса России заранее, до начала рейса. И в целом продумать механизм досрочного оформления перевозки.

Еще один важный вопрос – изменение данных о водителях и транспортных средствах в пути.

Когда проводился эксперимент, если нужно было изменить данные о водителе или транспорте, они корректировались разными сотрудниками вручную и не всегда своевременно. В итоге часть рейсов отбраковывалась, потому что данные в разных системах отличались друг от друга. Например, некоторые водители вводили свои паспортные данные и номера машин латиницей, тогда как нужно было вводить кириллицей, делали ошибки (опечатки) при вводе данных, в результате чего ID рейса Минтранса России не формировалось. И необходимо было создавать новый ID.

Поэтому при настройке взаимодействия необходимо обратить внимание на регламентирование и автоматизацию этого процесса. По нашему мнению, риски можно минимизировать, если менеджер будет за несколько часов до каждого рейса отправлять в Минтранс России заявку на перевозку, предваряющую ввод информации водителем при погрузке.

В целом же эксперимент показал, что электронные перевозочные документы – шаг к комплексной цифровизации транспортной отрасли, что повышает прозрачность при взаимодействии бизнеса и государства, а также делает грузоперевозки безопаснее.

Плюсы, минусы и все, что между ними

Существует два основных типа документов, по которым перевозятся все морские грузы: оригинальные коносаменты и морские накладные. Каковы плюсы и минусы каждого? Давайте посмотрим ниже:

Неправильный тип документа морской перевозки может привести к серьезным последствиям в цепочке поставок компании и может непреднамеренно увеличить финансовые риски. И наоборот, выбор правильного типа документа может иметь большое значение для обеспечения упорядоченной и безопасной цепочки поставок.

ОРИГИНАЛ КОНосамента (БОЛ)

Три основные функции:

1) Получение товаров
  • Действует как получение отгруженных товаров
  • Идентифицирует товары, штуки и вес

2) Договор перевозки

  • Служит договором между грузоотправителем и перевозчиком

3) Правоустанавливающий документ

  • Владение товарами, определяемое владением документом
  • Если первоначальный BOL оформляется «по заказу» поименованной стороны («оборотной» BOL), он также предоставляет правовой титул или право собственности на указанные товары

 

По существу, тот, кто владеет первоначальным BOL, имеет право требовать владения товаром от перевозчика в пункте назначения при условии, что первоначальный BOL надлежащим образом индоссирован. Индоссамент важен, потому что он передает право владения товаром от держателя к держателю. Думайте об этом как о подтверждении чека; концепция очень похожа.

 

Преимущества

  • Дает контроль над перемещением и доставкой товаров. Грузоотправитель может сохранить контроль над грузом и может передать свое право владения в момент своего выбора
  • Полезен при отгрузках по аккредитиву, поскольку контролирует передачу товаров и денежных средств

 

 

 

 

 

Недостатки

  • Из-за сроков и необходимости ждать прибытия надлежащим образом заверенного оригинала необходимая передача документов иногда может задержать получателя в получении груза
МОРСКАЯ НАКЛАДНАЯ

Две основные функции:

1) Получение товаров
  • Действует как получение отгруженных товаров
  • Идентифицирует товары, штуки и вес

2) Договор перевозки

  • Служит договором между грузоотправителем и перевозчиком

 

 

 

 

 

 

 

При составлении морской накладной необходимо учитывать несколько ключевых факторов. При использовании морской накладной оригиналы коносаментов не выдаются. Обязанностью перевозчика является доставка груза указанному получателю. Иногда именуются «накладными» и не являются правоустанавливающим документом; морская накладная может быть выдана только с письменного согласия грузоотправителя.

 

Преимущества

  • Нет необходимости физически пересылать за границу, поскольку документ не нужно сдавать в пункте назначения
  • Получателю не нужно ждать исходного BOL от грузоотправителя, чтобы обеспечить выдачу груза. Это позволяет избежать задержек при поступлении товара раньше документов
  • Он не контролирует право собственности на товары или право владения. Получатель может забрать груз после его прибытия, прохождения таможни и оплаты фрахта перевозчику

 

Недостатки

  • Банки не принимают морские накладные при оплате. В отличие от исходного BOL, грузоотправитель не может остановить выдачу фрахта после того, как оплата фрахта была произведена перевозчику
  • .
  • После выдачи морской накладной ее нельзя изменить

Блог был первоначально опубликован 23 августа 2022 г. 7:00

Темы: Логистика, Океан, Оригинал коносамента, Морская накладная

БИЗНЕС-КОММЕРЧЕСКИЙ КОДЕКС ГЛАВА 252. КОНОСАТАТЫ

БИЗНЕС-КОММЕРЧЕСКИЙ КОДЕКС ГЛАВА 252. КОНОСАТАТЫ

БИЗНЕС-КОММЕРЧЕСКИЙ КОДЕКС

РАЗДЕЛ 7. Квитанции, правоустанавливающие документы и другие документы

ГЛАВА 252. КОНосаменты

Разд. 252.001. ОПРЕДЕЛЕНИЯ. В этой главе:

(1) «Агент» включает должностное лицо, сотрудника или управляющего.

(2) «Коносамент» означает документ, подтверждающий получение товаров к отгрузке, выданный лицом, занимающимся транспортировкой или экспедированием товаров. Термин включает авианакладную, авиагрузовую накладную или другой документ для авиаперевозок, сопоставимый с коносаментом для морской или железнодорожной перевозки.

(3) «Товары» означают все вещи, считающиеся движимыми для целей договора хранения или перевозки.

Добавлен Acts 2007, 80th Leg., R.S., Ch. 885 (HB 2278), гл. 2.01, эфф. 1 апреля 2009 г.

сек. 252.002. ОБЯЗАННОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ КОМИССИИ. (a) В этом разделе «общий перевозчик» не включает трубопроводную компанию или курьерскую компанию.

(b) Железнодорожная комиссия Техаса должна:

(1) предписывать формы, сроки и условия для проверки подлинности, удостоверения или проверки коносаментов, выданных обычным перевозчиком;

(2) регулируют порядок выдачи коносаментов обычным перевозчиком; и

(3) предпринять другие действия, необходимые для достижения целей Главы 7.

(c) После разумного уведомления заинтересованных общих перевозчиков и общественности железнодорожная комиссия может изменить правило, принятое в соответствии с подразделом (b) .

Добавлен Acts 2007, 80th Leg., R.S., Ch. 885 (HB 2278), гл. 2.01, эфф. 1 апреля 2009 г.

сек. 252.003. АГЕНТ НЕПРАВИЛЬНО НЕ ВЫДАЕТ КОНосамент или отказывается от него. (a) В этом разделе «общий перевозчик» не включает трубопроводную компанию или курьерскую компанию.

(b) Агент обычного перевозчика не может после законного требования не выдать или отказать в выдаче коносамента в соответствии с главой 7 или правилом железнодорожной комиссии.

(c) Агент, нарушивший этот раздел, совершает правонарушение. Правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, является мисдиминором, наказуемым:

(1) заключением в окружную тюрьму на срок не более шести месяцев;

(2) штраф не более 200 долларов США; или

(3) как штраф, так и лишение свободы.

Добавлен Acts 2007, 80th Leg., R.S., Ch. 885 (HB 2278), гл. 2.01, эфф. 1 апреля 2009 г.

сек. 252.004. АГЕНТ, ВЫДАЮЩИЙ МОШЕННИЧЕСКИЙ КОНосамент. (a) В этом разделе «общий перевозчик» не включает трубопроводную компанию или курьерскую компанию.

(b) Агент обычного перевозчика не может с целью обмана лица:

(1) выдать коносамент;

(2) неправильно описать товары или количество товаров в коносаменте; или

(3) выдавать коносамент без полномочий.

(c) Агент, нарушивший этот раздел, совершает правонарушение. Преступление в соответствии с этим разделом является тяжким преступлением, наказуемым лишением свободы в Департаменте уголовного правосудия Техаса на срок не более 10 лет или менее двух лет.

Добавлен Acts 2007, 80th Leg., R.S., Ch. 885 (HB 2278), гл. 2.01, эфф. 1 апреля 2009 г.

сек. 252.005. АГЕНТ, ВЫДАЮЩИЙ ЗАКАЗ КОНОСАТАЖНОЙ НАКЛАДНОЙ ИЛИ НАБОРЕ ЧАСТЕЙ. (a) За исключением случаев, когда это принято при перевозке за границей, агент обычного перевозчика не может умышленно выдавать или помогать в выдаче ордерного коносамента в двух экземплярах или в виде набора частей.

(b) Агент, нарушивший этот раздел, совершает правонарушение. Правонарушение, предусмотренное данным разделом, является тяжким преступлением, наказуемым:

(1) лишением свободы Департамента уголовного правосудия штата Техас на срок не более пяти лет; и

(2) штраф в размере не более 5000 долларов США.

Добавлен Acts 2007, 80th Leg. , R.S., Ch. 885 (HB 2278), гл. 2.01, эфф. 1 апреля 2009 г.

сек. 252.006. МОШЕННИЧЕСКОЕ ПРИЗНАНИЕ ВЫДАЧИ КОНОСАТАТА. (a) Лицо не может с намерением обмануть агента обычного перевозчика:

(1) выдает лицу коносамент; или

(2) существенно исказить в коносаменте, выданном от имени обычного перевозчика, количество товаров, указанное в коносаменте.

(b) Лицо, нарушающее этот раздел, совершает правонарушение. Правонарушение в соответствии с этим разделом является тяжким преступлением, наказуемым лишением свободы в Департаменте уголовного правосудия Техаса на срок не более пяти лет или менее двух лет.

Добавлен Acts 2007, 80th Leg., R.S., Ch. 885 (HB 2278), гл. 2.01, эфф. 1 апреля 2009 г..

сек. 252.007. МОШЕННИЧЕСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ ИЛИ ПЕРЕДАЧА КОНосамента. (a) Лицо не может с намерением обмана выторговать или передать коносамент, который:

(1) выдан в нарушение Главы 7; или

(2) содержит ложную, существенную констатацию факта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *