70-летие Белорусского автомобильного завода («БЕЛАЗ»)
Праздник большого масштаба
Владимир Чехута,
фото автора и Дмитрия Гладкого
В последние дни сентября 2018 года Белорусский автомобильный завод («БЕЛАЗ») отметил своё 70-летие. Дела у предприятия в первой половине года шли достаточно хорошо, и если тенденция сохранится, то к концу декабря «БЕЛАЗ» вполне мог выйти на докризисный рекордный уровень.
С 2011 года на предприятии идёт модернизация и в развитие производства уже вложено 257 млн долларов. Введён в эксплуатацию расширенный блок производственных цехов № 3, уже работает новый корпус отделки и сдачи карьерных самосвалов, внедрено 489 единиц технологического оборудования. И вот-вот в прессовом цехе заработает новый окрасочный комплекс.
Инвестиции для новых рекордов
Модернизацию задумали потому, что была потребность в производстве самосвалов особо большой грузоподъёмности – 90 т и выше, да не в штучном количестве, а 838 единиц в год. Возникает вопрос, а сколько же выпускалось раньше? На начало модернизации за год собирали 330–340 БелАЗов. К 2017 году цифра удвоилась и составила 615 машин. За восемь месяцев 2018 года произведено 548 единиц техники, к концу года результат приблизился к 800 самосвалам.
Подтянулись заводчане и по грузоподъёмности: если в 2013 году доля белорусского завода на мировом рынке карьерных самосвалов грузоподъёмностью 90 т и выше составляла всего 12%, то по итогам 2017-го она уже превысила 27%. Сегодня «БЕЛАЗ» входит в тройку ведущих мировых производителей.
Большая часть отгружаемой техники жодинского предприятия приходится на Россию и страны СНГ. Но маркетологи предприятия активно работают и на других направлениях. Три года назад первые карьерные самосвалы отправили в Индонезию. К концу 2018 года там уже 80 карьерных машин из Белоруссии. Большая партия машин – 275 единиц – запланирована и в Узбекистан.
Как доказательство правильности выбранной стратегии «БЕЛАЗ» представил карьерный самосвал грузоподъёмностью 450 т. Но пока это единственный экземпляр, машина проходит проверку на прочность в карьерах Кузбасса, и чтобы данные были объективными, нужно 2,5–3 года. Но производство 450-тонника это только база для повышения класса грузоподъёмности выпускаемых самосвалов. Заводчане уже готовы к производству 560-тонников, но в мире нет подходящих шин и в ближайшие 2–3 года не появятся. Разработкой новой шины занимается японская компания Bridgestone.
Конструкторы «БЕЛАЗа» отслеживают все тенденции в карьерной отрасли и готовы предложить, например, грузовики с двигателями, работающими на сжиженном природном газе, карьерные самосвалы на аккумуляторной электрической тяге и автономные комплексы. Кое-что уже реализовано.
290-тонный карьерный самосвал БелАЗ-75320
Осенью 2018 года на Белорусском автомобильном заводе состоялся первый публичный показ новой модели карьерного самосвала БелАЗ-75320. Новый 290-тонный тяжеловоз БелАЗ-75320 удачно занял продуктовую нишу в модельном ряду между 240- и 360-тонниками. Самосвал оборудован 60-литровым V-образным турбодизелем Cummins QSK 60-C с максимальной мощностью 2850 л.с. (2125 кВт) при 1900 об/мин. Мотор агрегатирован с электромеханической трансмиссией компании General Electric. Снаряжённая масса карьерного тяжеловоза составляет 210 т. Геометрический объём самосвальной платформы достигает 123,8 м3, а насыпной (с «шапкой») он достигает 170,6 м3. Габаритный радиус поворота составляет 17,5 м. Автомобиль снабжён крупногабаритными шинами размерностью 53/80 R63. Максимальная скорость БелАЗ-75320 составляет 64 км/ч.
Стоит упомянуть, при создании этого большегруза жодинские инженеры смогли внедрить новые для завода технологии. К ним относится литьё крупногабаритных элементов. Отлитые таким способом части были потом встроены в раму самосвала, в ту её часть, где тяжеловоз испытывает наибольшие нагрузки.
Автономный самосвал БелАЗ-7513R
Беспилотный 136-тонный карьерный тяжеловоз БелАЗ-7513R, предназначенный для перевозки горной массы по технологическим дорогам без непосредственного управления водителем. Машина может работать в составе автономных технологических горнодобывающих комплексов и призвана снизить влияние человеческого фактора во время работы в труднодоступных местах добычи с опасными условиями эксплуатации.
Проектирование первых беспилотных автомобилей инженеры начали несколько лет назад. Сначала были созданы прототипы, оборудованные системой дистанционного управления, контроль которой осуществлял оператор по радиосигналу. Здесь использовалась оптико-электронная система управления, обеспечившая безопасное вождение автомобиля в разных погодных и климатических условиях, и соблюдение траектории в полной темноте. Второе поколение беспилотных БелАЗов обучили движению уже по заданной программе.
В проекте третьего поколения усовершенствованы телеметрические алгоритмы. Это привело к появлению полностью автономно управляемой машины БелАЗ-7513R. Её бортовая система представляет собой совокупность электронных структур, осуществляющих дистанционное управление самосвалом, прием–передачу данных и информации по радиоканалу, высокоточное позиционирование транспортного средства, а также комплекс диагностических программ по контролю за узлами и агрегатами.
Если сравнивать с обычным аналогом, вся высокотехнологичная начинка беспилотника (камеры, радары, лидары, электронные контроллеры) приводит к удорожанию машины – примерно $200 тыс. Но учитывая его преимущества: устранение проблемы дефицита водителей, более эффективная эксплуатация в режиме 24/7, а также готовность роботов безотказно трудиться в очень сложных природных условиях, позволяет специалистам утверждать – затраты на беспилотник смогут окупиться в течение года. Сибирская энергетическая компания уже заказала в Жодино 5 автоматизированных самосвалов БелАЗ-7513R. Их поставка ожидается в I полугодии 2019-го года.
Газовая модификация 45-тонного БелАЗа
На заводе создана новая модификация популярного 45-тонного самосвала. Новинка с индексом БелАЗ-75476 получила газопоршневой двигатель «Кунгур-550». Газотурбинный наддув обеспечивает номинальную мощность 550 л.с. (410 кВт) при 2100 об/мин. Мотор, соответствующий экологическим нормам Euro 5, был доработан в 2018 году специалистами екатеринбургской компании «Технология-1604». За основу агрегата взят известный дизель ЯМЗ-240.
В паре с газовым мотором работает 5-ступенчатая гидромеханическая коробка передач. Для питания карьерного тяжеловоза по бортам грузовика установлены два криогенных танка CRIOLNG 16 D650 для хранения СПГ. Ёмкости итальянской фирмы H.V.M. High vacuum Maintenance Srl. сохраняют сжиженный метан под давлением 1,6 МПа при температуре –162 °С.
Для транспортировки сыпучих грузов самосвал оборудован платформой, геометрический объём которой равен 21,5 м3, а с «шапкой» достигает 27,6 м3. Масса тяжеловоза без груза – 33,1 т. Радиус поворота машины по оси следования колеса – 10,2 м. Максимальная скорость составляет 50 км/ч.
БелАЗ-75589 с китайским двигателем Weichai 12М33
В 2018-м году на Белорусском автозаводе был собран первый образец 90-тонного карьерного самосвала БелАЗ-75589, оборудованного китайским турбодизелем Weichai.
Тяжеловоз получил 39,6-литровый Weichai 12М33 (Stage IIIB), развивающий мощность 1103 л. с. (882 кВт) и максимальный крутящий момент 5400 Н.м в диапазоне 1300–1400 об/мин. Двигатель агрегатирован с тяговым генератором, которые приводят два электродвигателя, установленные в ступицы колёс.
Ранее в серии 90-тонных самосвалов БелАЗ-7558 использовали исключительно дизели Cummins мощностью 1050 л.с. Теперь с появлением в линейке более мощного и менее дорого китайского мотора у заказчиков появилась альтернатива.
Если китайские двигатели хорошо проявят себя и приглянутся горнодобытчикам, то в перспективе Weichai может стать одним из главных поставщиков для жодинского автозавода.
Шахтный самосвал МоАЗ-75851
Могилевский автозавод самосвальные автопоезда МоАЗ-6401-9585 для подземных работ освоил в 1970 году и с тех пор является основным поставщиком самосвалов для шахт и тоннелестроителей.
К 70-летию «БЕЛАЗа» была приурочена премьера 50-тонного шахтного самосвала МоАЗ-75851 (4х4) с шарнирно-сочленённой рамой. Турбодизель Cummins QSX-15 мощностью 535 л.с. (399 кВт) и гидромеханической трансмиссией. Геометрический объём платформы составляет 22,8 м3, а номинальная вместительность не превышает 27,6 м3.
Снаряжённая масса составляет 35,5 т, а полная – 85,5 т. Радиус поворота тяжеловоза – 9,07 м. Скорость самосвала ограничена 40 км/ч.
Шахтный самосвал МоАЗ-65010
В 2016 году специалисты ОАО «БЕЛАЗ» приступили к разработке технического задания на изготовление шахтного самосвала. Основное требование, которое необходимо было учесть – это оптимальные размеры самосвала для эксплуатации в шахте и спуска по стволу. В феврале 2017 года был готов первый экземпляр. Грузоподъёмность нового МоАЗ-65010 составляет 15 т, колёсная формула, как и у большинства подземных самосвалов МоАЗ – 4х4. Одной из главных особенностей машины является габаритная ширина, составляющая всего 2,1 м, что позволяет эксплуатировать его в шахтах с сечением выработки от 9 м2. Конструкция имеет такую особенность, как возможность спуска в шахту в разобранном состоянии через грузовой ствол путём подвеса к кабине клети.
В качестве силовой установки на самосвале установлен турбированный дизель Cummins QSB6.7 мощностью 164 кВт (220 л.с.) с жидкостным охлаждением. Гидромеханическая трансмиссия состоит из коробки передач Dana Spicer 32000 4+2 и ведущих мостов Dana Spicer 16D 2149. Подвеска переднего моста балансирная с углом качания ±12 º, задний мост жёстко закреплён на задней полураме.
Опытно-промышленные
Исследовательские и конструкторские разработки на предприятии ведутся постоянно. Накануне юбилея была собрана опытно-промышленная партия карьерных самосвалов БелАЗ-7555 H с гидромеханической передачей и планетарной КП, маслоохлаждаемыми тормозами и новым ведущим мостом с увеличенным ресурсом.
Модельный ряд набирающих популярность карьерных самосвалов серии БелАЗ-7558 грузоподъёмностью 90 т пополнился новинкой – БелАЗ-75585. На самосвале этой модификации применена новая трансмиссия переменного тока концерна «Русэлпром».
Модернизированы карьерные самосвалы грузоподъёмностью 136, 220 т с трансмиссией переменно-постоянного тока. В составе техники применена инновация ОАО «БЕЛАЗ» – бесконтакторный шкаф управления трансмиссией, основанный на работе полупроводниковых приборов. Первая машина с этим узлом БелАЗ-75306 успешно эксплуатируется на Бачатском разрезе (Кемеровская область).
В перспективе разработка позволит значительно снизить затраты на техническое обслуживание самосвалов с трансмиссией переменно-постоянного тока, повысить надёжность их работы.
Семейство карьерных самосвалов грузоподъёмностью 240 т пополнилось новыми моделями, которые были впервые представлены к 70-летию завода. В конце 2017 года разработана конструкторская документация на карьерный самосвал БелАЗ-75313 с электромеханической трансмиссией производства ПАО «Силовые машины» и двигателем Cummins QSK-60C.
После долгого перерыва ОАО «БЕЛАЗ» возобновило сотрудничество с ведущим российским машиностроительным предприятием по выпуску дизелей и дизель-генераторов ООО «Уральский дизель-моторный завод». В результате изготовлен 240-тонный карьерный самосвал БелАЗ-75319 с двигателем 12ДМ-185А производства ООО «УДМЗ» и электромеханической трансмиссией переменного тока производства ПАО «Силовые машины».
Ближайшая перспектива
На предприятии активно ведутся работы над созданием самосвалов повышенной проходимости с электромеханической передачей, а также над разработкой карьерных самосвалов с гидромеханическими передачами нового поколения и с перспективными системами управления. До 2020 года здесь планируют создать новую технику для обслуживания аэропортов, это будут аэродромные тягачи БелАЗ-74270 для буксировки самолётов взлётной массой до 600 т, для транспортировки специального наземного оборудования и тягачи для транспортировки багажных и контейнерных тележек.
Для нужд горной промышленности создаются шахтные погрузочно-транспортные и машины (ПТМ) грузоподъёмностью от 16 до 50 т. Планируется расширение модельного ряда погрузочно-доставочных машин (ПДМ) за счёт создания техники с электроприводом, дистанционным управлением, а также машин, использующих в качестве силовой установки сменные аккумуляторные батареи.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Первые 136-тонные карьерные самосвалы БелАЗ для добычи меди поступили на Удокан
Экономика 431
Поделиться
Первая партия 136-тонных БелАЗов поступила в автомобильный парк компании «Удоканская медь».
Всего до февраля 2023 года на предприятие прибудет 15 таких машин, а до конца 2023 года – 58 карьерных самосвалов. Первая партия БелАЗов в разборном виде поступила на железнодорожную станцию Новая Чара из Республики Беларусь на восьми платформах. Их сборку осуществляют специалисты завода – изготовителя в ремонтно-механической мастерской компании «Удоканская медь».
Собственный вес карьерного самосвала составляет 107 тонн, машина способна увезти 136 тонн груза. Высота самосвала достигает уровня двухэтажного дома, а длина — 11,5 метров. При этом, при своих больших размерах автомобиль сохраняет высокую маневренность. Также в числе преимуществ машины – возможности перевозить груз по технологическим дорогам в различных климатических условиях — при температуре от – 50 до + 50 градусов, комфортное и безопасное размещение водителей.
На Удоканском месторождении БелАЗы будут перевозить горнорудную массу для последующего её измельчения, флотации и металлургической переработки на горно-металлургическом комбинате.
В июле 2020 года компания начала разработку месторождения в рамках горно-капитальных работ с попутной добычей руды на карьере Западный (разработка двух участков карьера предусмотрена в рамках первой очереди проекта).
«В рамках горно-капительных работ подготовлены площадки, автомобильные дороги, отвалы вскрышных пород, при этом на сегодняшний день объем попутной добычи на карьере Западный составил более 2 млн. тонн руды», — рассказал первый заместитель генерального директора-операционный директор «Удоканской меди» Алексей Ящук.
По его словам, карьерные самосвалы БелАЗ позволят обеспечить открытые горные работы при добыче в проектных объемах — до 15 млн тонн в год.
«В дальнейшем компания готова рассмотреть возможность использования гибридных карьерных самосвалов БелАЗ с дизель-электрическим приводом, позволяющим сократить выбросы в атмосферу и затраты на эксплуатацию за счет экономии топлива», — отметил Ящук.
Напомним, количество работников «Удоканской меди» в 2021 году увеличилось на 70% по сравнению с 2020-м.
Подписаться
Авторы:- Ирина Краснова
Забайкальский край Экономика
- 31 мар
Стойкие заблуждения
- 27 мар
Как чинить «стояк»: способы поддержки эрекции
- 24 мар
Еще 5 минуточек: сколько нужно времени для идеального секса?
Что еще почитать
Аллею памяти спасателей МЧС хотят сделать на Украинском бульваре в Чите
Елена Калабухова
ЧитаКомпанию «Недра» обязали провести рекультивацию земель в Сретенском районе
149
Анна Казак
Чита-
Почему отменяют концерты звезд: «Любая бабка может написать донос»
9578
Илья Литов
Застой на рынке недвижимости: количество нераспроданных квартир космически выросло
9995
Ольга Грекова
«Друзья убежали, а Игоря догнали»: выходцы из Средней Азии убили 11-классника
16662
Ирина Бричкалевич
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
Какую денежную купюру не стоит тратить: если ее хранить в кошельке, то она будет привлекать богатство
61464
КалмыкияПочему нельзя надевать одни и те же вещи два дня подряд: ответ вас удивит
18433
КалмыкияЧто произойдет с вашим организмом, если вы перестанете есть хлеб
9916 КалмыкияЯйца, творог, куличи: жителям Алтая рассказали, как выбрать продукты к Пасхе
Фото 8113
БарнаулАнастасия Чебакова
Жители подмосковной деревни Федурново воспротивились строительству небоскребов
Фото 7933
Светлана Репина
Чужая кошка пришла в дом: что значит эта примета
5023
Калмыкия
В регионах:Ещё материалы
AIME-044
%PDF-1. 4 % 1 0 объект >>>]/ON[80 0 R]/Порядок[]/RBGroups[]>>/OCGs[80 0 R 137 0 R]>>/Страницы 3 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 136 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 141 0 R>> эндообъект 79 0 объект >поток GPL Ghostscript 9.022017-10-31T09:33:36+01:002017-10-18T16:51+06:00PDFCreator Версия 1.2.12017-10-31T09:33:36+01:00bb767066-b64d-11e7-0000-b21312883476auuid e071e5cf-7811-4a5b-8638-31141ab05360application/pdf
Механическая 3D деревянная головоломка — БелАЗ-75710, 69.
90 CHFБелАЗ 75710 — самый большой грузовик в мире, воссозданный как механическая деревянная модель компанией Eco Wood Art. . Комплект состоит из 453 деталей, обработанных лазером и промаркированных. Кроме того, 3D-модель имеет заводной мотор, который позволяет тяжеловесу двигаться самостоятельно благодаря резиновым лентам. Большое углубление можно сложить. Люк, который можно открыть, особенно интересен, позволяя хорошо видеть механику внутри модели.
Очень впечатляющая 3D-модель, которая также может быть окрашена в цвет дерева и имеет много поклонников.
Возрастная рекомендация: от 14 лет
Количество деталей: 453
Размер модели: 43,5 x 21, 0 x 17,5 см и резак/складной нож рекомендуется)
В комплекте: Экологически чистая березовая фанера, резинки, воск, деревянные ручки, скрепки, зубочистки, наждачная бумага и инструкция по сборке в картинках.
Материал: дерево, резина, воск
Наконечник:
Модель также можно красить красками для дерева (не входят в комплект). Однако важно, чтобы стыки не были склеены засохшей краской.
Обратите внимание:
Сборка требует некоторого умения, так как порой филигранные детали приходится время от времени соединять вместе с контролируемым усилием. Если процедура будет слишком небрежной или грубой, отдельные детали могут быть непоправимо повреждены. Здесь, как и в других частях модели, применяется следующее: Внимательно изучите инструкцию по сборке, меньше усилий, больше терпения и точный подход .
Примечания производителя:
EWA — Eco Wood Art разрабатывает необычные и креативные конструкторы с любовью к деталям и производит их самостоятельно. Экологически чистые механические модели, декоративные пазлы и игрушки из возобновляемой древесины березы изготовлены из фанерных панелей. Соответствующие панели созданы с использованием процесса лазерной резки, а некоторые декорированы. Отдельные части можно легко отделить от фанерных панелей и соединить без использования клея. Механические функции реализуются с помощью резиновых лент (например, заводных двигателей) или зубчатых колес и оживляются движениями. При желании можно даже покрасить предметы краской для дерева и сделать их еще более индивидуальными.
Предупреждения:
Не подходит для детей младше 3 лет, так как мелкие детали могут быть проглочены.
Возраст от: | 14 лет |
Тип материала: | Березовый лес |
Группа категорий: | Строительный набор |
Тип артикула: | Строительство |
Основной материал: | Дерево |
Вес изделия: |