Регламент погрузочных работ: ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И РАЗМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ \ КонсультантПлюс

Основные требования, которые необходимо соблюдать при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ

Каждая компания, сфера деятельности которой связана с грузоперевозками, сталкивается с вопросом организации погрузочно-разгрузочных работ. Чтобы избежать проблем при приеме или отправлении товаров, необходимо четко соблюдать требования, предъявляемые государственными органами.

Закажите грузоперевозку с аккуратной погрузкой и разгрузкой в компании «Мультимодал Лайн». Каждый заказ страхуется в обязательном порядке.

Доставляем товары из Москвы в Европу, Америку, Азию, Африку, Австралию самолетами, мультимодальным способом или грузовыми машинами. Закажите индивидуальный расчет стоимости у наших логистов по телефону или через форму обратной связи!

  1. Документы
  2. Права и обязанности сторон
  3. Погрузка и разгрузка по закону
  4. Правила ручной погрузки-разгрузки

Документы

Согласно Уставу автомобильного транспорта, грузоотправитель должен произвести погрузку и закрепление груза на машину и позаботиться о его безопасности, в то время как разгрузка и снятие креплений − задача грузополучателя.

Однако норма эта диспозитивная, поэтому применяется лишь в том случае, если в договоре на транспортировку не указаны другие условия. Когда разграничение обязанностей не прописано в официальном документе, грузоотправитель и грузополучатель ответственны за закрытие и открытие бортов машины либо люков автоцистерн и т.д.

Погрузку и разгрузку может по соглашению с отправителем и получателем груза взять на себя автотранспортное предприятие. Это могут быть:

  • тарные, катно-бочковые, а также штучные грузы, которые доставляются предприятием торговли или общепита с относительно небольшим товарооборотом;
  • любые тяжеловесные и негабаритные грузы, если у предприятия есть средства механизации работ по погрузке и разгрузке.

Соглашение необходимо оформить в виде отдельного документа или включить пункты о погрузочно-разгрузочных работах в договор перевозки. Если логистическая компания заключает долгосрочное соглашение на транспортировку автомобильным транспортом, то оформить обязанности по погрузке и разгрузке лучше в виде приложения к договору.

В основном документе при этом будут предусматриваться:

  1. условия, которые бы обеспечивали максимальное использование механизмов для погрузки и разгрузки;
  2. обязанность грузоотправителя самостоятельно осуществлять предварительную подготовку грузов, а также предоставлять стоянку и место для мелкого ремонта погрузочно-разгрузочного оборудования.

Кроме того, грузоотправитель должен обеспечить рабочих местом для переодевания и отдыха. Если автотранспортное предприятие взяло на себя организацию погрузочно-разгрузочных работ, то оно несет полную ответственность за повреждение или порчу груза, происшедшую по вине работников.

Грузоотправитель или грузополучатель, подписывая договор с автотранспортным предприятием, могут предусмотреть участие шофера в погрузочно-разгрузочных работах в том порядке, который предписывается Правилами по охране труда на автотранспорте. Шофер должен принимать груз с борта автомобиля при погрузке и подавать груз на борт машины при разгрузке.

Права и обязанности сторон

В обязанности грузоотправителя и грузополучателя входят:

  1. Содержание пунктов и площадок, где будет производиться погрузка и выгрузка товаров, а также подъездных путей к ним в отличном состоянии в любое время года. Это необходимо, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд и возможность маневрирования автотранспорта.
  2. Обеспечение достаточного количества рабочих и предоставление средств механизации, которые необходимы для соблюдения установленных в договоре на транспортировку сроков погрузки и выгрузки.
  3. Хорошее освещение рабочих мест и подъездных путей для проведения работ в ночное время.
  4. Обеспечение наличие весовых устройств принеобходимости.
  5. Проверка соответствия количества оборудованных мест погрузки и выгрузки объемам грузов и характеру выполняемых работ.
  6. Снабжение площадок указателями размещения складов, выездов и въездов.

Что еще нужно учесть

Грузоподъемность. Автотранспортное предприятие и грузоотправитель, осуществляя отправку грузов, должны позаботиться о том, чтобы загрузка подвижного состава была осуществлена до полного использования вместимости, однако не выше грузоподъемности.

Легковесные грузы. Если осуществляются сборные перевозки, особенно если речь идет о сельскохозяйственной продукции, автотранспортное предприятие должно нарастить борта и принять иные меры, которые обеспечат повышение вместимости подвижного состава.

Сыпучие грузы. При перевозке навалом, нужно позаботиться, чтобы их поверхность не выступала за верхние края бортов автотранспорта − так удастся предотвратить высыпание груза при передвижении.

Штучные грузы без тары (например, труб, металлических прутков и т.д.), то должны быть объединена грузоотправителем в крупные погрузочные единицы − так называемые транспортные пакеты. Иначе их прием и погрузка будут занимать очень много времени.

Тяжеловесные грузы без тары должны быть снабжены особыми приспособлениями для загрузки − петлями, проушинами, выступами, рамами и т. п. Если осуществляются перевозки на поддонах, отдельные грузовые места нужно расположить таким образом, чтобы можно было без труда пересчитать их количество без нарушения крепления или их положения (исключение составляют закрытые поддоны, опломбированные грузоотправителем). Товары нужно тщательно закрепить, чтобы при передвижении не было падений, сдвигов, потертостей, излишнего давления на двери. Это необходимо не только для обеспечения сохранности груза, но и для предотвращения поломок подвижного состава в пути следования. Автомобили могут быть дополнительно оборудованы для перевозки конкретного типа груза. Такое оснащение производится грузоотправителем по согласованию с компанией-перевозчиком.

Переоборудование кузовов машин может проводить и автотранспортное предприятие по договору с отправителем груза и за его средства. Все приспособления, которые использовались при транспортировке, выдаются грузоотправителю вместе с товаром или возвращаются  ему в соответствие с товарно-транспортной накладной. Важно отметить, что обязанности шофера входит проверить, чтобы укладка и закрепление груза соответствовали требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности автотранспорта. Также необходимо проверить соответствие габарита груза ПДД и состояние креплений, предотвращающих его смещение или выпадение. О замеченных ошибках в укладке и закреплении товаров, которые угрожают его сохранности, сообщается грузоотправителю.

Устранение недочетов и ответственность. По требованию шофера отправитель обязан устранить недочеты, обнаруженные в укладке и закреплении груза. Ответственность за соблюдение при погрузочно-разгрузочных операциях правил техники безопасности, а также за несчастные случаи, которые произошли из-за того, что правила не были выполнены, несет та сторона, которая взяла на себя указанные выше обязательства.

Проверка на пригодность для транспортировки. Перед осуществлением погрузки в автомобили и контейнеры отправитель груза должен проверить их пригодность для транспортировки в коммерческом отношении. Если обнаружится, что автотранспорт не соответствует санитарным нормам или неисправен, грузоотправитель может отказаться от погрузки в данный автомобиль или контейнер и сделать соответствующую отметку на путевом листе или в товарно-транспортной накладной. В случае если возникнут разногласия, необходимо составить акт, который подписывается отправителем груза и представителями компании-перевозчика.

Погрузка и разгрузка по закону

Работы по разгрузке и погрузке товаров регламентируются ГОСТ 12.3.020, 12.3.002, 12.3.009, а также требованиями Межотраслевых правил по охране труда. Способ загрузки должен в обязательном порядке предусматривать предотвращение и снижение до минимального уровня воздействия на сотрудников компании опасных и вредных факторов. Осуществляется это при помощи:

  1. Механизации и автоматизации работ по разгрузке и погрузке.
  2. Применения механизмов и приспособлений, которые полностью отвечают требованиям безопасности.
  3. Эксплуатации исправного производственного оборудования, которое соответствует действующей нормативно-технической документации, а также всем экспедиционным документам.
  4. Обязательного применения различных видов сигнализации, если осуществляется перемещение грузов при помощи подъемно-транспортного оборудования.
  5. Правильной укладки и закрепления грузов в тех местах, где производятся работы, а также в автотранспорте.
  6. Соблюдения требований, которые предъявляются к охранным зонам электропередачи, узлам энергоснабжения и инженерных коммуникаций.

Большую часть погрузочно-разгрузочных работ необходимо осуществлять механизированными способами, предусматривающими применение подъемно-транспортного оборудования. Нормативно-технические и нормативно-правовые документы, которые регламентируют порядок осуществления операций по погрузке и разгрузке, устанавливают правила использования конкретных видов такой техники.

Правила ручной погрузки-разгрузки

  1. Для острых, колющих, режущих инструментов или изделий обязательны чехлы или пеналы.
  2. Лед без упаковки и грузы, помещенные в жесткую тару, работники могут переносить только в том случае, если они надели рукавицы.
  3. Не допускаются к переноске грузы с неисправной упаковкой, с поврежденной окантовкой, торчащими гвоздями и т.п.
  4. Стеклянную посуду необходимо устанавливать на устойчивые подставки, а пустую стеклянную тару − хранить в специальных ящиках с гнездами. Битая посуда со сколами и трещинами не должна использоваться.
  5. При погрузке товаров на автотранспорт нельзя использовать доски, толщина которых − меньше 50 мм. Чтобы исключить прогиб, под доски нужно установить прочные подпорки. Грузчики могут переносить грузы, масса которых менее 50 кг. Если вес груза более 50 кг, но менее 80 кг, то допускается переноска грузчиком − при условии, что снятие будет осуществляться при помощи других рабочих.

Время прибытия автомобильного транспорта под погрузку начинает исчисляться с того момента, когда шофер предъявил путевой лист в пункте погрузки, а время прибытия машины под разгрузку − с того момента, когда шофер предъявляет товарно-транспортную накладную в том пункте, где будет осуществляться разгрузка. Если на погрузочно-разгрузочных площадках есть ворота или контрольно-пропускные пункты, а также лаборатории по анализу товаров, то время прибытия транспортного средства на погрузку или разгрузку исчисляется с того момента, когда шофер предъявит путевой лист или товарно-транспортную накладную отправителю или получателю груза у въездных ворот, на КПП или в лаборатории.

Погрузка или разгрузка считается оконченной только после вручения шоферу автотранспорта правильно оформленных товарно-транспортных документов на грузы. При этом при исчислении времени нахождения автомобиля под разгрузкой или погрузкой вычитаются те минуты, когда транспортное средство двигалось от ворот или контрольно-пропускного пункта к погрузочной площадке.  Если машина прибыла для загрузки товаров раньше, чем было согласовано в документах, то она все равно считается прибывшей под погрузку в согласованное время, если грузоотправитель согласен принять его под погрузку.

В обязанности получателя и отправителя груза входит отмечание в товарно-транспортных накладных точного времени прибытия и убытия транспортных средств из разгрузочно-погрузочных пунктов.

Те минуты, которые автомобиль тратит на пробег от ворот или контрольно-пропускного пункта до места проведения работ и которые исключаются при вычислении времени, затраченного на погрузку или разгрузку, определяются в договоре на перевозку грузов автотранспортом.

Погрузочно-разгрузочные работы в тех частях, которые не предусмотрены Уставом автотранспорта и Общими правилами перевозки грузов автотранспортом, осуществляются в соответствие с правилами, регламентирующими перевозки отдельных видов грузов, а также договором перевозки.

Хотите быть спокойными за погрузку и разгрузку груза? Обращайтесь в «Мультимодал Лайн»!

Погрузочно-разгрузочные работы: правила организации, требования.

Опубликовано

Процесс организации погрузочно-разгрузочных работ включает в себя передачу транспортного средства для осуществления перевозки разных типов грузов. Примечательно, что сторона заказчика может отказаться от использования транспортного средства, которое не отвечает регламенту заявки или нормам обеспечения безопасности.

В Уставе для реализации погрузки и фиксации грузов ответственность будет нести отправитель продукции, а снятие установленных до этого креплений и процедуру разгрузки – получатель груза. Прочее распределение обязанностей каждая из сторон может зафиксировать в предварительно заключенном официальном договоре.

При реализации соглашений каждая из сторон имеет полное право оформить отдельный документ или внести большое количество специальных дополнений, которые относятся к процедурам разгрузки и погрузки в рамках основного договора осуществления перевозки. В той ситуации, если ожидается реализация перевозок при помощи автомобильного транспорта на продолжительной основе, рекомендуется отмечать обязанности по проведению погрузочных и разгрузочных работ в профильном приложении к официальному договору. Ключевые правила реализации работ включают в себя:

  • осуществление комплексного поддержания пунктов реализации погрузки в качественном состоянии целиком отвечает отправитель грузов;
  • перевозчик должен предоставить предварительное согласие на внесение технических изменений в конструкцию транспортного средства;
  • в ситуации, если масса груза превышает 50 кг, обязательно требуется применять специальные механические средства проведения работ;
  • составные элементы груза не должны выступать над действующими уровнями бортов;
  • размещение тяжелых грузов должно реализовываться в нижней части;
  • обязательно качественное закрепление грузов для исключения риска появления потертостей, падения конструкции или сдвигов;
  • величина груза не должна превышать четырех метров от фактического уровня дороги.

Основные требования к месту реализации работ

Безопасная организация погрузочно-разгрузочных работ – это гарантия стабильной и качественной транспортировки разных типов грузов. Особое внимание при организации площадки уделяется основанию на месте выполнения функциональных мероприятий. Несущие конструкции и использованное в основе напольное покрытие должны эффективно справляться с массой груза, а также размещением и движением по поверхности подъемно-транспортных средств.

Чтобы выполнить качественное размещение грузов разработаны площадки с обозначениями границ установленных штабелей, специальные пути подходов и проездов. Материал полотна должен отвечать регламенту грузов. Большую роль играет защита от потенциальных механических повреждений, воздействия химически активных веществ, высокотемпературных элементов. При организации деятельности обязательно требуется комплексное соблюдение санитарных стандартов: при обслуживании потенциально опасных для окружающей среды материалов необходимо добавление на площадке разграничений и профильных зон. Подобные участки должны отделяться от общественных мест и жилых районов.

Правила применения при работе механизированной техники

При реализации операций может применяться большое количество специальных механизированных средств. К ним относят классические стационарные подъемники, транспортеры, автомобильные краны повышенной грузоподъемности. До выполнения допуска механизмов к осуществлению деятельности необходима предварительная проверка технического состояния, эффективность механизмов проведения захвата грузов, удобство в использовании оборудования.

При плохих погодных условиях категорически запрещено допускать к работе транспортные средства кранового типа. Проблемами может стать снег, туман, порывистый ветер или дождь. Подробные характеристики машин указываются поставщиками техники в соответствующих сопроводительных документах. Дополнительно выполнение аналогичных работ с использованием профильного оборудования предусматривает проведение предварительной оценки параметров груза. Следует обратить внимание на то, что перемещение материалов с неустановленной массой категорически запрещено.

Стандартные требования к организации погрузочно-разгрузочных работ предусматривают полное исключение вероятности смещения объектов при движении транспортного средства: любые маневры полностью контролируются со стороны оператора. Каждое действие с грузами реализуется только при соответствии условия его фактического освобождения от выбранной первичной фиксации. Задачей обслуживающего персонала является проверка технического состояния груза с оценкой отсутствия случайного замещения.

Правила ручного выполнения работ и требования к сотрудникам

В случае реализации всего перечня работ по разгрузке и погрузке товаров вручную без дополнительного применения специальных технических средств рекомендуется учитывать ряд основных параметров:

  • любые операции с острыми, режущими или колющими материалами реализуются исключительно при условии того, что каждое изделие размещено под защитными чехлами или прочными пеналами;
  • хрупкая продукция перемещается только в заранее подготовленной поставщиком таре, которая чаще всего имеет ячеистую структуру;
  • установка тары для временного хранения применяется только в случае поддержания максимальной надежности выбранного основания;
  • при использовании дополнительных погрузчиков допустимая нагрузка не должна превышать 50 кг при расстоянии перемещения до 25 метров;
  • категорически запрещено ручное перемещение токсичных, радиоактивных грузов.

К выполнению задач по погрузке и разгрузке могут допускаться только лица старше 18 лет. Обязательно предварительное освидетельствование у врача с предоставлением соответствующего разрешения на осуществление деятельности. В случае работы с животными необходимо предварительное выполнение прививок. Служащие инженерно-управляющего звена, которые несут ответственность за безопасное осуществление данных мероприятий, должны располагать профильными навыками реализации самых сложных технологических процессов, разбираться в стандартах выполнения работ, обладать соответствующей квалификацией.

Регламент техники безопасности

Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ предполагает наличия у подсобных рабочих и грузчиков необходимой экипировки, к которой относятся перчатки и рукавицы, каски, очки. Исходя из типа груза действующий набор спецодежды может включать в себя наличие специальной обуви с защитными вставками, респиратор. При реализации данных работ не должно быть животных и людей. Стандарты также предполагают, чтобы вся площадка, на базе которой будут реализовываться манипуляции, должна иметь защитную ограду от внешних проникновений. Требования безопасности также учитывают:

  • автоматизацию сложных работ;
  • наличие фактической ширины проходов в случае выкладки грузов не менее одного метра;
  • показатель высоты стеллажей составляет более 1,6 метра;
  • выносится запрет на перенос тяжелых грузов по лестницам, которые не оборудованы поручнями;

Любые используемые подъезды и проходы должны быть целиком свободны, а при эксплуатации специального подъемного оборудования необходимо использовать сигнализацию, исключены работы на мокром и скользком полу.

Видео на тему: «Требование безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ»

Другие

Руководство DOT по безопасности груза

Знаете ли вы о правилах безопасности груза DOT, которые могут применяться к вашему автопарку?

 

Надлежащее крепление груза гарантирует надежную фиксацию и транспортировку груза. Несоблюдение правил крепления груза может привести к серьезным последствиям. Если громоздкие или тяжелые грузы не закреплены должным образом, вы рискуете повредить свои транспортные средства и груз, а также подвергнуть своих водителей ненужной опасности.

 

Что такое защита груза?

Текущие правила DOT по креплению грузов были впервые опубликованы Федеральным управлением по безопасности автомобильных перевозчиков (FMCSA) в 2002 году. Крепление груза — это общий термин, охватывающий все факторы, которые необходимо учитывать, если ваш автопарк перевозит тяжелые грузы или оборудование:

 

Системы безопасности

Все части транспортного средства, ограничивающие движение, включая изголовья, переборки, стойки, стойки и точки крепления.

 

Крепежные устройства 

Любые устройства, предназначенные для удержания груза на прицепе, включая фрикционные маты, цепи, канаты, лямки, зажимы, защелки, скобы, скобы и крюки.

 

Крепления  

Комбинация крепежных устройств, которые работают вместе, чтобы прикрепить и удерживать груз на платформе прицепа.

 

Предел рабочей нагрузки (WLL)  

Максимальное безопасное усилие, которое может быть приложено к любому компоненту, как определено производителем.

 

Безопасность груза: факторы, которые следует учитывать

Ответственность за правильную погрузку и соблюдение мер безопасности лежит на автотранспортном перевозчике и водителе. Это основные факторы, которые необходимо учитывать для обеспечения безопасности груза DOT.

 

Габариты транспортного средства + груз

Правила погрузки DOT основаны на знании точных размеров перевозимого вами оборудования. После загрузки прицепа не должно быть выступов, и водители должны иметь хороший обзор со всех сторон транспортного средства.

 

Вес автомобиля + груз

Точный вес вашего автомобиля и оборудования, которое вы перевозите, должен быть известен. В противном случае вы не сможете точно совместить массу груза с массой автомобиля и прицепа, чтобы не превысить номинальную полную общую массу (GCWR).

 

Грузоподъемность вашего прицепа

Помимо проверки того, что GCWR не нарушает правила безопасности груза DOT, вам также необходимо убедиться, что прицеп достаточно прочный и способен выдержать вес вашего груза.

 

Требования DOT к креплению: что вам нужно знать

 

Количество и тип необходимых креплений зависит от длины, веса и типа предмета (груза), который вы перевозите. Вот разбивка требований DOT к обвязке:

 

  • Предметы длиной 5 футов или менее и весом 1100 фунтов или менее требуют только одного крепления.
  • Изделия длиной более 5 футов и весом более 1100 фунтов требуют двух креплений.
  • Изделия длиннее 5 футов, но короче 10 фунтов требуют двух креплений независимо от веса.
  • Для изделий длиннее 10 футов требуется дополнительное крепление для каждого 10-футового приращения или его части.
  • Изделия весом 10 000 фунтов и более требуют крепления по всем четырем углам.
  • Колесные или гусеничные транспортные средства массой более 10 000 фунтов требуют четырех прямых (анкерных) креплений и стяжных устройств.
  • WLL от всех креплений должен составлять не менее 50% веса груза.
  • Непрямые крепления (без анкеров) должны устанавливаться под углом не менее 30 градусов к палубе.
  • Защита краев обязательна, если крепление подвергается риску истирания в месте соприкосновения с предметом груза.
  • Стрелы должны быть опущены и должным образом закреплены – желательно с помощью дополнительного устройства для крепления.
  • Для изделий, которые могут катиться, требуются упоры, клинья или опора.
  • Предметы, расположенные рядом и закрепленные поперечной стяжкой, должны либо непосредственно соприкасаться, либо не допускать смещения друг к другу во время перевозки.
  • Все водители и персонал погрузочной площадки должны пройти обучение по выбору, использованию и проверке швартовных устройств.

 

Типы креплений

 

  • Прямое (анкерное) крепление: крепится непосредственно от прицепа к грузу
  • Непрямое (без анкерного крепления) крепление: продевается через или сквозь резьбу и соединяется с прицепом
  • Поперечное крепление: протягивается над или сквозь груз с одной стороны прицепа на другую

 

Для пояснения, прямое (анкерное) крепление крепится непосредственно от прицепа к грузу. Непрямое (без анкеров) крепление ведет через резьбу или через нее и соединяется обратно с прицепом. Поперечное крепление проходит над грузом или через него с одной стороны прицепа на другую.

 

Другие правила крепления грузов, которые вы должны знать

Помимо надлежащих процедур крепления груза, перечисленных выше, правила крепления груза DOT также включают правила перевозки транспортных средств специального назначения, таких как тяжелая техника и сборные конструктивные элементы. Их необходимо крепить специальными методами из-за дополнительных сложностей, связанных с их размером, формой или весом.

 

Существуют также специальные требования для крепления и транспортировки следующих товаров:

  • Бревна
  • Обработанный пиломатериал
  • Металлические рулоны
  • Рулоны бумаги
  • Бетонные трубы
  • Интермодальные контейнеры
  • Автомобили, легкие грузовики и микроавтобусы
  • Тяжелые транспортные средства, оборудование и машины
  • Сплющенные или раздавленные транспортные средства
  • Контейнеры Roll-on/Roll-off
  • Большие валуны

 

Полную информацию можно найти на веб-странице безопасности груза DOT .

 

DOT Compliance Solutions

Как видите, правила DOT по обеспечению безопасности грузов сложны. Лучше всего найти комплексное решение для управления автопарком , которое поможет вам упростить соблюдение нормативных требований, а также повысить безопасность и производительность всего вашего автопарка.

 

В Lytx мы специализируемся на комплексном комплексном решения для управления автопарком , которые упрощают защиту ваших транспортных средств, водителей и груза. Свяжитесь с нашей командой сегодня, чтобы обсудить ваши потребности.