Путевой лист экскаватора образец заполнения: Путевой лист строительной машины (ЭСМ-2). Образец, бланк 2021-2022

Содержание

ЭСМ 2 — путевой лист строительной машины: форма, образец заполнения

Кто использует путевой лист строительной машины

Само название рассматриваемого документа предполагает его использование лишь для техники определенного назначения — строительной, способной к самостоятельному передвижению. К такой технике относятся:

  • трактора;
  • грейдеры;
  • бульдозеры;
  • автокраны;
  • экскаваторы.

Поэтому необходимость оформить соответствующий путевой лист возникает лишь при наличии и использовании такой техники и только у специализированных организаций (постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78).

Такой путевой лист служит источником информации о работе, проделанной соответствующей техникой и имевшихся простоях, виновником возникновения которых оказался либо владелец техники, либо заказчик выполняемого на ней задания. Сведения из путевого листа нужны при начислении зарплаты персоналу, занятому в обслуживании указанной техники, и для списания использованных во время работы горюче-смазочных материалов.

Какая форма применяется в качестве путевого листа строительной техники

Бланк путевого листа, применяемый для самоходных строительных машин, входит в число утвержденных на законодательном уровне постановлением № 78. Его официальное наименование — «Путевой лист строительной машины (форма № ЭСМ-2)».

Однако утвержденные Госкомстатом формы с 2013 года необязательны для использования (информация Минфина России № ПЗ-10/2012). То есть организация может разработать подобный бланк самостоятельно, включив в него необходимые реквизиты и поля. Как правило, при самостоятельной разработке бланка за основу берется форма, утвержденная Госкомстатом, а затем в нее вносятся те коррективы, которые считает нужным сделать лицо, намеревающееся применять созданный таким образом бланк.

Скачайте бесплатно бланк путевого листа строительной машины в формате Excel.

Правила и образец заполнения бланка путевого листа ЭСМ-2

При оформлении путевого листа для строительных машин, передвигающихся своим ходом, необходимо руководствоваться рядом законодательно установленных правил.

Их содержит постановление № 78:

  • Выписывают такой документ в одном экземпляре.
  • Составление его допускается на одну смену, один день или одну декаду.
  • Данные на лицевой стороне документа подтверждают 3 работника: диспетчер, механик и машинист.
  • Сведения о выполненной работе, причинах и продолжительности простоев приводятся на обороте формы и заверяются штампом и подписью заказчика.
  • В завершение подписи ставят машинист, прораб, начальник участка управления механизации, а также лицо, ответственное за нормирование.

Узнайте также об обязательных реквизитах для путевых листов, применяемых по автотранспорту.

Посмотрите составленный на бланке формы ЭСМ-2 образец заполнения путевого листа на нашем сайте:

Скачать путевой лист ЭСМ-2

***

Для способной к самостоятельному передвижению строительной техники, используемой специализированной организацией, обязательно оформляют путевой лист. Форма его содержится в числе утвержденных Госкомстатом, но может разрабатываться и самостоятельно. При создании этого документа нужно руководствоваться рядом требований к оформлению, приведенных в постановлении Госкомстата.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Бухгалтерские документы».

Бланк путевой лист строительной машины

Для работы со строительной техникой необходим допуск. Для этого заполняется специальный бланк путевой лист строительной техники, являющийся источником данных о работниках, выполняющих определенные действия. На основе путевых листов начисляется заработная плата и осуществляется контроль над выполнением рабочих процессов.

Порядок применения

Форма путевого листа может быть разработана самостоятельно на предприятии, но чаще всего используется унифицированный бланк, который содержит все требуемые данные и является наиболее удобным в использовании. Именно такая форма позволяет не только рассчитать заработную плату, но и списать топливо, прочие горюче-смазочные материалы по результатам выполненной работы.

Лист выдается на одну смену или на день, допускаемся возможность заполнения листа на декаду, если вид деятельности предусматривает это, например, при работе с автокраном. Бланк заполняется в одном экземпляре, делает это диспетчер перед выездом на объект. Для некоторых предприятий эта обязанность возлагается на машиниста или механика.

Заполнение листа требуется в следующих случаях:

  • для работы с трубоукладчиками;
  • для использования автогрейдеров;
  • при работе с погрузочной техникой – тракторами, бульдозерами, экскаваторами;
  • при работе с автокранами и прочей строительной техникой.

После завершения смены или декады лист подписывается и сдается в бухгалтерию, где и осуществляется дальнейший расчет.

Особенности заполнения

Путевой лист должен быть заполнен с обоих сторон, обязательным является указание названия организации, контактной информации, название объекта, на котором будет выполняться работа. Во время заполнения в бланке указывается наименование техники, ее техническое состояние, имя оператора, получающего допуск.

На обратной стороне листа указывается заказчик работ, все виды работ и отдельные этапы. Также имеются специальные графы, в которых будут отображаться замечания к работе оператора. Обязательно записываются время выезда и возвращения, техническое состояние техники после завершения работ. Полностью заполненный бланк после окончания смены сдается в бухгалтерию, где он будет храниться от пяти лет.

Печать путевых листов от «Мастер-Бланк»

Компания «Мастер-Бланк» предлагает оперативную печать путевых листов, журналов и других бланков, требуемых для осуществления деятельности предприятия. Нашим заказчикам мы предоставляем следующие преимущества:

  • печать осуществляется по стандартным макетам или разработанным нашим дизайнерским отделом;
  • возможность выполнения заказа по макетам, предоставленным заказчиком;
  • печать осуществляется только на собственном производстве с использованием высококачественных материалов;
  • мы выполняем заказы точно в срок;
  • наши цены самые привлекательные.

Оставляйте заявку прямой сейчас, звоните нам по телефонам в Санкт-Петербурге +7 (911)101-29-30 или 8 (812) 903-76-78. Наши менеджеры с удовольствием проконсультируют Вас и помогут оформить заказ.

 1382-сон 02.07.2004. Об утверждении инструкции по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов, товарно-транспортных накладных для грузовых автомобилей перевозчиков

Типовая форма № 2-тм

Междугородное автомобильное
сообщение

Договор №__________________
Заказ №_____________________

ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНАЯ
НАКЛАДНАЯ ______________№

серия

Место для штампа
Срок доставки груза


«__»___________200_ г.

«____»___________200_ г.

Автомобиль ________________________________ к путевому листу №

марка, гос.№

Перевозчик____________________________________________________________________________________

наименование

Водитель_________________________________________________ Вид перевозки______________________ код

Ф. И. О.

Заказчик (плательщик)________________________________________________________________________ код

наименование

Грузоотправитель___________________________________________________________________________ код

наименование

Грузополучатель____________________________________________________________________________ код

наименование

Прицеп ___________________________________ Полуприцеп _________________________________________________

марка, гос.

марка, гос.№

Пункт погрузки 1________________________________ Пункт разгрузки 1__________________________________________

адрес

адрес

Пункт погрузки 2_________________________ Пункт разгрузки 2_________________________________________________

адрес

адрес

Телефон_______________ Склад работает_________________Телефон__________________ Склад работает______________
Автомобиль подать__________________________________ Автомобиль подать_____________________________________

Переадресовка ___________________________________________________________________________________________

наименование и адрес нового грузополучателя, подпись ответственного лица

Расчет с плательщиком производит___________________________________________________________________________

наименование и адрес автопредприятия

РАСЧЕТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗКИ (производится ТЭП на основании заявки на перевозку)

Расчет стоимости

Вес груза

Наименование груза

Вид упаковки

Класс груза

Расстояние перевозки

За тонну

Всего

За спец. трансп.

Итого

Прочие доплаты

За оформл. и расчет

Всего


Подпись таксировщика_________________________________

СВЕДЕНИЯ О ГРУЗЕ (заполняется грузоотправителем)

Номенкл. №, код

Наименование груза или номера контейнеров

Ед. изм.

Кол-во

Цена

Сумма

С грузом следуют документы

Вид упак.

Кол-во мест

Способ определения массы

Код груза

Класс груза

Масса брутто, т

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

И т о г о………….

Количество ездок


Всего отпущено на сумму _____________________________ Отпуск разрешил _________________________________

прописью

должность, подпись

Указ. груз за испр.кол. Указ. груз за испр.кол. Отметки о сост. актах ____
пломбой, тарой и упак._________мест________пломбой, тарой и упак.____мест_____________________________

оттиск

прописью

оттиск

прописью

массой брутто, т _________________ к перевозке массой брутто, т ___________ к перевозке ___________________

прописью

прописью

сдал_______________________________________ сдал вод. -эксп.__________________________________________

должность, Ф. И. О., подпись, штамп

подпись

Принял вод.-эксп.____________________________ Принял ________________________________________________

Ф. И. О., подпись

должность, Ф.И.О., подпись, штамп

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Транспортные услуги____

Операция

Способ

Дата и время, час. , мин

Подпись ответственного лица

_____________________

руч., нал., мех.
емкость ковша

код

прибытия

убытия

простоя

___________________

14

15

16

17

18

19

20

___________________

Погрузка

___________________

Разгрузка

___________________
___________________

ПРОЧИЕ СВЕДЕНИЯ (заполняется перевозчиком)

___________________

Расстояние перевозки по группам дорог, км

Код
эксп.

За транспортные услуги

___________________

всего

в городе

I гр.

II гр.

III гр.

с клиента

водителю

___________________

21

22

23

24

25

26

27

28

___________________

___________________

Расчет
стоимости

За тонны

Недогруз а/м. и прицепа

За спец. трансп.

За трансп. услуги

Погр.-разгр. работы (тонн)

Сверхнорм. простой

Прочие доплаты

Скидки за сокращение простоя

Всего

погрузка

разгрузка

29

30,

31

32

33

34

35

36

37

38

39

Выполнено

Расценка
К оплате


Сумма списания_____________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
___________________________________________________
Перевозчик__________________________________________
__________________________________________________



Таксировка__________________________________________
____________________________________________________
___________________________________________________
____________________________________________________
___________________________________________________

Подпись таксировщика _____________________________

Работа строительных машин и механизмов: как оформить учетные документы (часть 2).

Строительная бухгалтерия, № 8, Апрель, 2010

Работа строительных машин и механизмов: как оформить учетные документы

(часть 2)

Ольга Кожушко, консультант

 

В «Строительной бухгалтерии», 2010, № 7 мы начали разговор о заполнении типовых форм первичных документов по учету работы строительных машин и механизмов. Сегодня мы закончим рассмотрение этого вопроса.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.1971 г.

Приказ № 149

— приказ Госкомстата «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету работы строительных машин и механизмов» от 13.06.1997 г. № 149.

 

Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-4).

Используется в строительных организациях, имеющих строительные машины (механизмы) на балансе, для оформления и учета выполнения задания на сдельные работы, измеряемые в натуральном выражении, и является основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу.

Заполняется

в одном экземпляре должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, или уполномоченным лицом и выдается машинистам на весь период выполнения работы. Рапорт-наряд заполняется на одного заказчика.

Описание работ и условий производства, учет выполнения задания отражаются на оборотной стороне формы.

Выполнение работы строительной машиной (механизмом) подтверждается подписью и штампом заказчика.

При использовании документа в организациях, имеющих строительные машины (механизмы) на балансе, выполненные работы подтверждаются лицом, ответственным за их выполнение.

Заполненный рапорт подписывается должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты (техником-нормировщиком), прорабом, начальником участка и передается в бухгалтерию.

Здесь заметим, что при заполнении

формы № ЭСМ-4 следует учитывать требования трудового законодательства относительно нормирования труда при сдельной системе оплаты труда. Так, согласно ст. 90 КЗоТ при сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени).

Сдельная расценка

определяется путем деления почасовой (дневной) тарифной ставки, которая отвечает разряду выполняемой работы, на почасовую (дневную) норму выработки. Сдельная расценка может быть определена также путем умножения почасовой (дневной) тарифной ставки, которая отвечает разряду выполняемой работы на установленную норму времени в часах или днях.

Кроме того, при разработке норм выработки (норм времени) и норм обслуживания должны учитываться условия труда. То есть нормы выработки (нормы времени) и нормы обслуживания определяются исходя

из нормальных условий труда, установленных ст. 88 КЗоТ. К ним относятся:

— исправное состояние машин, станков и оборудования;

— надлежащее качество материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы, и их своевременное представление;

— своевременное снабжение производства электроэнергией, газом и другими источниками энергопитания;

— своевременное обеспечение технической документацией;

— здоровые и безопасные условия труда (соблюдение правил и норм по технике безопасности, необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, которые негативно влияют на здоровье рабочих, и др. ).

Приведем пример заполнения

формы № ЭСМ-4.

 

Пример 4.

Застройщик АО «Свет» в лице генерального директора Якимова Н. Н. заключил со строительной компанией ООО «Строй-Ка» в лице директора Игнатюка П. С. договор на выполнение земельных работ. На балансе ООО «Строй-Ка» числится одноковшовый экскаватор марки ЭО-3323. Работы на экскаваторе ведутся машинистом Симоновым А. М. в одну смену. Продолжительность смены составляет 8 часов. Продолжительность работ — 28 дней (с 01.02.2010 г. по 28.02.2010 г.). В первый день работ машинисту был выдан Рапорт-наряд о работе экскаватора, который был подписан машинистом, техником-нормировщиком Яковлевым С. С., прорабом Гнатченко П. А. и начальником участка Кондратьевым М. Р.

Заработная плата машиниста рассчитывается исходя из действующей в строительной организации тарифной сетки. Часовая тарифная ставка машиниста составляет 35 грн. Норма времени 176 часов. За период с 01.02.2010 г. до 28.02.2010 г. им должно быть отработано 20 дней, что составит 160 часов за месяц. Сдельная сумма оплаты составит 5600 грн. (35 х 160). Сумма по тарифу 5090,90 грн. (5600 : 176 х 160). Процент выполнения нормы составил 90,90 %.

За период с 01.02.2010 г. по 10.02.2010 г. расход дизельного топлива составил 31 л в день, что полностью соответствует норме. Претензий к работе машиниста не было.

Заполненная

форма № ЭСМ-4 приведена на рис. 1.

 

 

Карта учета работы строительной машины (механизма) (форма № ЭСМ-5).

Применяется при ручной обработке данных для учета отработанного времени строительной машиной (механизмом), а также для учета выполненного объема работ. Карта ведется в одном экземпляре. Заполняется на основании форм № ЭСМ-1, № ЭСМ-2, № ЭСМ-3, № ЭСМ-4.

Целодневные простои на длительный период, связанные с планово-предупредительным ремонтом и т. д., записываются одной общей строкой.

На основании данных

примера 1 приведем пример заполнения формы № ЭСМ-5 (см. рис. 2).

 

Рис. 2

 

Журнал учета работы строительных машин (механизмов) (форма № ЭСМ-6).

Применяется для учета и контроля ежедневной работы больших и малых строительных машин (механизмов). Журнал ведется у заказчика строительных машин и в организациях, имеющих строительную технику на балансе. Журнал заполняется прорабом строительного участка.

Заполненная

форма № ЭСМ-6 приведена на рис. 3. Для заполнения были использованы данные примера 1.

 

Рис. 3

 

Справка для расчетов за выполненные работы (услуги) (форма № ЭСМ-7).

Применяется для производства расчетов организации с заказчиками и для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами (механизмами).

Отметим, что не так давно на страницах нашей газеты2 мы касались данного документа. Поэтому напомним, что

справка выписывается отдельно на каждый рапорт (путевой лист) работы строительной машины (механизма).

2 См. подробнее статью «Аренда строительной техники с экипажем: правовые, трудовые и налоговые нюансы» // «Строительная бухгалтерия», 2010, № 6, с. 13.

Составляется она

в одном экземпляре представителями заказчика и организации — исполнителя работ (услуг) на основании данных путевого листа (форма № ЭСМ-2) или рапортов (формы № № ЭСМ-1, ЭСМ-3).

Справка заверяется печатью заказчика, передается в бухгалтерию организации, которая использует ее как приложение к документу, выставляемому заказчику для оплаты.

Стоимость работ (услуг) указывается в договорных ценах, по которым осуществляются расчеты заказчика с исполнителем (управлением механизации).

Пример заполнения

формы № ЭСМ-7 приведен на рис. 4. Для заполнения были использованы данные примера 1.

 

Рис. 4

 

Заметим, что при заполнении указанных форм обязательно пригодятся:

— Государственный классификатор управленческой документации ГК 010-98, утвержденный приказом Госстандарта от 31.12.1998 г. № 1024,

для проставления кода ГКУД каждой формы по учету работы строительных машин и механизмов;

Классификатор видов экономической деятельности ДК 009:2005, утвержденный приказом Госпотребстандарта от 26. 12.2005 г. № 375 в части видов работ, которые осуществляются строительной организацией;

— Классификатор системы обозначений единиц измерения и учета ДК 011-96, утвержденный приказом Госстандарта от 09.01.1997 г. № 8, для заполнения отдельных граф форм № ЭСМ-4 и № ЭСМ-5.

Путевой лист как основание для списания использованного горючего

Акценты статьи:

  • типовая форма документов по учету и списанию горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ) законодательством не утверждена;
  • отсутствие документа на списание ГСМ влечет за собой непризнание ГФС расходов на ГСМ, а следовательно, доначисление налога на прибыль, а для плательщиков НДС – доначисление налоговых обязательств.

По этой теме см. также «По каким документам списывать использованные ГСМ?», «Расходуете ГСМ на работу сельхозтехники? Равняемся на нормы».


Первичные документы – это фундамент, на основе которого осуществляется учет. Ведь согласно ч. 1 ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996) именно они являются основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций. Кроме бухучета первичные документы играют определяющую роль в налогообложении: п. 44.1 Налогового кодекса (далее – НК) запрещает налогоплательщикам формировать показатели налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных первичными документами.

Списание горючего имеет свои особенности в документировании. Длительное время для отражения таких расходов в учете использовались путевые листы. Однако согласно Закону от 05.07.11 г. № 3565-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» применение путевых листов субъектами хозяйствования, эксплуатирующими колесные транспортные средства, стало необязательным с 14.08.11 г. Сами же типовые формы этих документов были отменены еще в 2013 году (легкового авто – с 16.

04.13 г. согласно приказу Госстата от 19.03.13 г. № 95; грузового – с 10.12.13 г. согласно приказу Мининфраструктуры и Минэкономразвития от 10.12.13 г. № 1005/1454). Более того, с того времени никто не проверяет наличие такого документа у водителя и не штрафует за его отсутствие (см. ст. 126 КУоАП).

На сегодня только один подзаконный акт предусматривает, что водителю юридического лица нужен путевой лист, – Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем соединении, приведенный в приложении к постановлению КМУ от 25.02.09 г. № 207 (далее – Постановление № 207, Перечень № 207). Так, водители юридического лица должны иметь путевые листы с отметками о проведении предрейсовых медицинского осмотра водителя и осмотра технического состояния автомобиля (п. 1 Перечня № 207). Требовать другие документы от водителя запрещено (п. 2 Постановления № 207).

Несмотря на то что формы путевых листов отменены и, по мнению судебных органов, не являются обязательными для использования предприятиями (см. , в частности, определение ВАСУ от 21.09.17 г. № К/800/34426/16), для списания горючего все равно нужен документ, который будет фиксировать работу автомобиля и потребления им ГСМ. Для этого есть по меньшей мере

два основания:

  • во-первых, чтобы не доначислять налоговые обязательства по НДС на горючее. Если у предприятия нет документа, подтверждающего списание ГСМ, то во время налоговой проверки плательщикам НДС могут доначислить налоговые обязательства за использование ГСМ не в хозяйственной деятельности исходя из стоимости приобретенных ГСМ (пп. «г» п. 198.5 НК). Цель и маршрут поездки, указанные в путевом листе, служат доказательствами, что транспортное средство используется в хоздеятельности;
  • во-вторых, чтобы амортизировать авто в налоговом учете (для плательщиков налога на прибыль). Ведь налоговики предупреждают: если основные средства не предназначены для использования в хозяйственной деятельности, то в налоговом учете амортизацию на них не начисляют (ОИР, категория 102. 05).

Поэтому для списания горючего все равно нужен документ, который будет фиксировать работу автомобиля и потребления им ГСМ. Такой вывод совпадает с официальной позицией Мининфраструктуры (см. письмо от 23.04.13 г. № 4492/25/10-13) и ГФС (см. письма от 09.06.15 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15, от 02.11.15 г. № 23178/6/99-99-19-02-02-15, далее – Письмо № 11999, № 23178).

Здесь на выбор каждого субъекта хозяйствования есть два варианта.

1. В дальнейшем продолжать пользоваться обычной формой путевого листа. Это не запрещено ни одним нормативным актом.

Для справки. отмененные формы путевых листов были утверждены:

Мнение редакции: с позиции бухгалтерского законодательства эти формы путевых листов не являются полноценным первичным документом, в частности, для списания использованного горючего. Ведь в них не предусмотрен денежный измеритель. Они содержат данные о расходах горючего в натуральных показателях.

А вот оценивают такие расходы, то есть приобретают денежный измеритель, по другому документу – им может быть акт на списание ГСМ, который должен содержать все обязательные реквизиты первичного документа. То есть путевой лист нужен как документ учета работы автотранспорта и водителя и является основанием для формирования составления непосредственно документа на списание ГСМ.

2. Разработать собственную форму. Главное, чтобы в ней были все обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона № 996.

По этому поводу ГФС отмечает: поскольку законодательством Украины не определены формы бланка путевого листа, налогоплательщик может использовать удобную для учета форму первичного документа, утвержденную приказом об учетной политике предприятия, при условии наличия всех признаков первичного документа, сведений в нем о хозяйственной операции и подтверждения ее осуществления (см. Письма № 11999, № 23178).

Попутно заметим, что Методические рекомендации по учетной политике предприятия, утвержденные приказом Минфина от 27. 06.13 г. № 635, не содержат требования относительно утверждения приказом об учетной политике формы первичных документов. Значит, соответствующая прихоть контролеров относительно утверждения формы первичного документа приказом об учетной политике не имеет методологического основания.

Впрочем, безопаснее все же утвердить форму путевого листа, который можно будет использовать для списания ГСМ. Для этого, по нашему мнению, достаточно обычного внутреннего приказа по предприятию.

Обязательно ли указывать маршрут и цель поездки?

По нашему мнению, именно цель и маршрут в путевом листе являются теми доказательствами, которые смогут помочь подтвердить право предприятия на налоговый кредит. Судебная практика свидетельствует, что налоговики критически относятся к путевым листам, которые не позволяют идентифицировать направление использования указанного горючего в хозяйственной деятельности из-за отсутствия в них точных маршрутов движения транспортных средств, времени работы, показателей спидометров, марки горючего, подписей ответственных лиц и прочие (см.

, например, постановление Хмельницкого окружного админсуда от 16.11.15 г. по делу № 822/6023/15).

Можно ли составлять путевой лист не каждый день, а только раз в месяц?

Требование оформлять путевой лист только на один рабочий день (смену) и выдавать его при условии представления водителем путевого листа за прошедший день работы было закреплено в ныне не действующих нормативных актах: Инструкции о порядке применения путевого листа служебного легкового автомобиля и учета транспортной работы, утвержденной Приказом № 74 (п. 2.1), и Инструкции о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы, утвержденной приказом Минстата и Минтранса от 07.08.96 г. № 228/253 (п. 2.1).

На сегодня эти требования отменены. Итак, в принципе, ничто не мешает предприятию составлять путевые листы реже, например раз в неделю или раз в месяц. Однако должны вас предостеречь:

Ведь на практике контролеры требуют заполнения в разрезе каждого дня (ежедневно) данных спидометра (во время выезда и заезда), маршрута, общего пробега автомобиля за день, расходы горючего за день. Получается, что указывать показатели спидометра на начало месяца, на конец и выводить общий пробег за месяц
и общие расходы горючего будет неправильным. В ином случае будьте готовы спорить с налоговиками относительно подтверждения расходования ГСМ.

Обязательно ли в путевом листе делать отметки о медосмотре водителей?

Прежде всего отметим, что проведение предрейсового медосмотра является обязательным. Это предусмотрено ст. 18 и 34 Закона от 05.04.01 г. № 2344-III «Об автомобильном транспорте» и п. 1.4 разд. І, разд. ІV Положения о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденного приказом Минздрава и МВД от 31.01.13 г. № 65/80 (далее – Положение № 65).

Результаты медосмотра врач заносит в Журнал предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей (приложение 3 к Положению № 65, далее – Журнал). А при наличии путевого листа – делает запись и в нем (п. 4.6 Положения № 65).

Поэтому в случае если вы применяете типовую форму путевого листа или же предусмотрели соответствующий реквизит в собственно разработанном бланке, в нем и нужно делать соответствующие записи относительно предрейсового медосмотра. Если нет – то только в Журнале.

Обязательна ли подпись механика?

Согласно п. 3.1 Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102 (далее – Положение № 102), система технического обслуживания и ремонта ДТС предусматривает ежедневное обслуживание.

Проверка технического состояния осуществляется ежедневно соответствующим техническим персоналом по возвращении ДТС на место постоянной стоянки, а также водителем перед выездом на линию и во время смены водителей на линии. Если ДТС эксплуатируются без возвращения в конце рабочего дня на место постоянной стоянки, проверка их технического состояния проводится водителем ежедневно перед началом работы (п. 3.6 Положения № 102).

Именно для подтверждения факта осуществления ежедневного обслуживания нужна подпись механика. Однако формально Положение № 102 наличие такой подписи в путевом листе не предусматривает.

Для учетных целей отметки врача и механика никакой роли не играют. Ведь из-за отсутствия таких отметок документ отнюдь не теряет статус первичного. Подтверждает эти слова и решение суда (см., например, постановление Донецкого апелляционного административного суда от 18.01.12 г. по делу № 2а-8135/11/1270).

основные моменты, правила заполнения и пример расчета суммы к списанию ГСМ

Путевой лист – основной документ, по которому происходит списание ГСМ, находящихся на балансе организации. Он подтверждает, что горючее было использовано именно в производственных целях, с целью выполнения определенной работы, а также свидетельствует о наличии действительно понесенных компанией расходов на приобретение топлива.

Основные моменты

Путевой лист – это официальный документ, регламентированный соответствующими подзаконными актами и подлежащий учету.

В путевом листе отражаются следующие показатели:

Рабочая поездка

  • номер документа
  • дата документа
  • данные о ТС
  • сведения о его собственнике
  • информация о водителе авто
  • расход горючего
  • текущий пробег автомобиля
  • точный маршрут движения автомобиля
  • место отправления (откуда выехал) и место приезда (куда поехал)
  • время выхода и время возврата авто в гараж
  • данные спидометра на начало и окончание рабочего дня
  • подпись диспетчера, подтверждающая время отбытия и прибытия авто
  • дата и время предрейсового осмотра
  • подпись медработника, проводившего предрейсовый медосмотр
  • количество рейсов
  • номера ТТН, по которым осуществлялась перевозка

Путевой лист состоит из двух частей. Первая – это основной лист, в котором отражен расчет расходования ГСМ. Вторая часть – это отрывной талон, являющийся основным документом, по которому заказчику работ выставляется счет за оказанные услуги. К первой части должна обязательно прилагаться ТТН. Водитель получает путевой лист минимум на один день, а максимальный срок выдачи составляет один месяц. Срок хранения у путевых листов такой же, как и у других бухгалтерских документов – пять лет.

Правила расчета

На основании данных о километраже, времени и расходе горючего производится расчет потраченного за рабочее время горючего. Полученные данные расхода ГСМ по факту сравниваются с показателем нормативного расхода топлива. Исходя из полученных цифр, фиксируется либо экономия топлива, либо его перерасход.

Расчет путевого листа

Существует стандартная формула расчета нормы затрат горючего – величину пробега автомобиля умножают на норму расхода топлива, и полученную сумму делят на сто км пути. Норма расхода горюче-смазочных материалов для конкретного вида автомобиля можно посмотреть в приложении к приказу Минтранса России под № АМ-23-р, которое называется методическими рекомендациями. Если нужной марки автомобиля в приложении не оказалось, то за основу для расчетов нужно брать автомобиль с похожими техническими характеристиками.

Расход по факту определяется таким способом – от суммы остатка горючего перед поездкой и объема заправленного топлива отнимается остаток ГСМ на момент возвращения автомобиля на его место в гараж. Экономия получается при меньшем объеме расхода топлива по сравнению с нормативом, а перерасход – при большем.

При расчете движения топлива могут вводиться дополнительные поправочные коэффициенты – расход повышается при работах во время зимы, в неблагоприятных условиях, в горах, при поездке на совершенно новом авто или машине после капремонта, а также в городах с населением свыше 1 миллиона и поселках.

Данные о километраже от ворот предприятия до места погрузки товара, а также от места разгрузки товара до ворот гаража в расчет не включаются – они фиксируются отдельно как нулевой пробег в строке путевого листа. В том числе в расчете не участвуют сведения о расходе топлива при простое машины и работе навесного спецоборудования.

Пример расчета путевого листа

Для примера возьмем автомобиль марки ГАЗ 3307, который осуществлял перевозку грузов по городу Москве. Базовая величина расхода топлива для этого автомобиля равняется 21 л на 100 км пути, поправочный коэффициент для городов-миллионников равен 10% или 0,01.

В путевом листе указаны следующие параметры:

  • величина пробега авто на начало работы – 20 000 км
  • цифра пробега на конец рабочего дня – 20 170 км
  • остаток горючего перед выездом – 15 литров
  • заправлено во время поездки – 60 литров
  • остаток топлива на конец рабочего дня – 30 литров

Пробег за рабочее время равен 20 170 км – 20 000 км = 170 км.

Теперь переходим к расчету нормы затрат топлива:

  • (21 л * 170 км) / 100 * 1,1 = 39,27 литра

Фактический расход топлива:

  • (15 + 60) – 30 = 45 литров

Разница между двумя величинами составляет:

  • 45 литров – 39,27 литра = 5,73 литра