Ответственность водителя за сохранность груза: Статья 34. Ответственность перевозчика, фрахтовщика \ КонсультантПлюс

Содержание

Ответственность транспортной компании за груз

Ответственность транспортной компании за груз

Несмотря на всестороннюю законодательную определённость взаимоотношения сторон в хозяйственной деятельности и значительный опыт урегулирования спорных ситуаций, вопрос разделения ответственности между участниками контракта зачастую задаётся в новых трактовках.

Логистика не исключение.

Кто и на каком этапе отвечает за груз? Года и как наступает передача ответственности? Как и кому возмещается ущерб? Вот далеко не полный перечень вопросов неоднократно возникающих при рассмотрении спорных ситуаций.

Что говорит закон?

Гражданский кодекс РФ даёт регламентирует общие требования к ответственности сторон, участников процесса грузоперевозок, в том числе. Закон требует, чтобы ответственность была определена, а условия реализации этого требования участники должны оговаривать в договоре.

Важным требованием, оговоренным в Кодексе, является момент наступления ответственности.

Согласно норм закона, ответственность за груз наступает в момент передачи его перевозчику. Но как быть, если в процесс перевозки вовлечено несколько участников, среди которых:

  • организатор перевозки;
  • владелец транспортных средств;
  • складской комплекс;
  • владелец путей сообщения, если дороги по которым двигается груз платная и тд.

Ведь от качества работы каждого участника зависит сохранность товара и своевременность доставки.

Законодательством определено, что условия договора приобретают силу закона для участников сделки.

Но существуют отраслевые нормативные документы, регламентирующие ответственность сторон в случае наступления ЧП.

Разбираемся дальше.

Ответственность транспортной компании

В соответствии с требованиями законодательства, ответственность за груз принимает на себя транспортная компания в момент формальной передачи груза, т.е. после подписания приёмной накладной. Перевозчик отвечает за груз до момента передачи его на следующий этап транспортировки или непосредственно получателю.

А в каких случаях транспортная компания не отвечает за груз?

Эксперты называют несколько основных причин:

  • если груз принят с дефектами от грузоотправителя и об этом составлен соответствующий документ;
  • имели место повреждения упаковки или тары, которые участники перевозки не заметили при первичном осмотре груза;
  • имеются особенности груза, не указанные в договоре на перевозку;
  • обнаружены ошибки в документах, в результате которых некорректно возложена ответственность на транспортную компанию.

Также отдельного рассмотрения требуют перевозки определёнными видами транспорта, деятельность которых регламентирована внутренними правилами.

Так, согласно ст. 95 Устава ж/д транспорта РФ, при транспортировке по железной дороге перевозчик освобождается от ответственности, если:

  • груз получил повреждения по причине его естественных свойств;
  • превышена норма влажности груза.

В ст. 118 УЖТ РФ говорится, что перевозчик освобождается от ответственности, если:

  • груз прибыл в исправном опломбированном вагоне или контейнере без перегрузок в пути;
  • груз получил повреждения в силу естественных причин при перевозке в открытом подвижном составе;
  • представитель отправителя (или получателя) сопровождал груз.

Для перевозок водным транспортом в статье 166 Кодекса торгового мореплавания РФ указан целый ряд причин. В частности:

  • стихийные бедствия и непредвиденные ситуации;
  • спасение людей и имущества;
  • пожар, возникший не по вине перевозчика;
  • действия властей;
  • военные действия, забастовки и народные волнения;
  • недостаточность или неясность марок;
  • навигационная ошибка экипажа судна (статья 167 КТМ РФ).

Стоит отметить, что для освобождения от ответственности необходимо доказать наличие перечисленных причин, зафиксировав их документально.

Важные детали в определении ответственности

Разрабатывая договор грузоперевозки, необходимо определить ответственность за каждый этап доставки товара, а также за показатели качества, такие как своевременность доставки, безошибочность оформления документов, условия возмещения ущерба, если какой-либо процесс будет не соответствовать оговоренным требованиям. Притом ответственность должна распространяться на оговоренные способы фасовки и объекты учёта.

Например, если водителю выдали 8 паллет товара, он обязан передать эти 8 паллет грузополучателю. Если на паллетах оказалось меньше товара, чем ожидал грузополучатель (но упаковка груза при этом не нарушена), транспортная компания за это ответственности не несет.

Если водитель заметил недостачу или брак при приемке к грузоперевозке (до того, как транспортная компания приняла ответственность за груз), ситуацию лучше исправить на месте: привести предъявляемое к перевозке количество груза в соответствие с документами или заменить поврежденный товар. Если это невозможно, нужно составить акт о приемке груза с пометкой о том, что водитель принял заведомо неправильный объем груза или заведомо бракованный товар.

Компенсация ущерба

Несмотря на отсыл к условиям договора, Гражданский Кодекс определил три случая при которых ущерб должен быть компенсирован:

  • если груз прибыл не в полном комплекте, перевозчик компенсирует стоимость утерянных единиц;
  • если груз получил повреждения, перевозчик возмещает понижение стоимости товара;
  • если у груза есть объявленная стоимость, перевозчик компенсирует ее долю, которая соответствует утерянной или поврежденной доле груза, – или объявленную стоимость полностью, если груз утерян полностью или получил повреждения, после которых его невозможно восстановить.

Чтобы избежать ущерба от недобросовестных действий участников процесса грузоперевозок, следует обращаться в проверенные, давно работающие на рынке логистические компании, в штате которых имеются юристы, специализирующиеся на составлении подобных договоров.

Логистика

Доставка грузов

Транспортная компания

Ответственность

Груз

Все новости в telegram

Экспедитор — обязанности водителя-экспедитора по перевозке грузов по России

Доставка груза, помимо непосредственной перевозки продукции к месту назначения, предполагает решение логистических задач. Это может быть урегулирование разных вопросов, не имеющих ничего общего с самой транспортировкой. Однако без этих процессов сама доставка невозможна или затруднена. Решением этих вопросов занимаются экспедиторы, которые остаются полноправными участниками любой транспортной цепочки.

Экспедитор — это юридическое лицо, которое за вознаграждение контролирует транспортировку груза, выполнение поставленных задач: страхование продукции, оформление документации, организация хранения, маркировки и упаковки перевозимых вещей. Поскольку спросом пользуются мультимодальные грузоперевозки, в обязанности экспедитора входят растаможивание, соблюдение сроков, подбор оптимальных маршрутов и транспортных средств с учетом запроса клиента, класса продукции, установленных сроков. Заказать услуги экспедитора может грузоотправитель или грузополучатель.

Чем занимается специалист?

Большая часть услуг по перевозке грузов контролируется экспедитором. Это объясняется нюансами, которые нужно учитывать при организации трансфера. Подготовка любого автомобильного, авиа или железнодорожного сообщения включает решение следующих задач: выбор маршрута, удовлетворяющего пожелания заказчика, заполнение сопроводительных документов, подготовка груза к транспортировке, отслеживание его перемещения.

Поскольку экспедитор — полноценный участник рынка грузоперевозок, он осведомлен о действующих тарифах, транспортных сборах. Это позволяет специалисту предусматривать любые нюансы во время трансфера.

Среди основных задач экспедитора:

  • Приемка груза. Специалист на складе принимает продукцию, изучает ее состояние. После контролирует погрузку в подобранное транспортное средство. В случае обнаружения недочетов, специалист информирует отправителя.
  • Сверка комплектности груза. В обязанности сотрудника входит проверка груза, который указан в сопроводительных документах.
  • Оценка состояния упаковки и качества ее сборки. При обнаружении недочетов специалист организовывает дополнительную сортировку и упаковку товара.
  • Проверка технического состояния машины. Чтобы перевозка была безопасной, экспедитор контролирует исправность автомобиля, наличие систем безопасности, ремней, фиксирующих груз.
  • Контроль процесса погрузки. Специалист должен убедиться в качестве отгрузки, соблюдении правил расположения товара.
  • Обеспечение хранения и сохранности посылки, если она размещается на складе консолидации, в пункте отгрузки или на других промежуточных складах. Это делается, например, при отправке сборных партий, которые собираются на складе какое-то время.
  • Разработка документов при транспортировке тяжеловесного или крупногабаритного груза, организация движения транспорта.
  • Информирование. Специалист отслеживает передвижение личных вещей заказчика, уведомляет грузополучателя о статусе доставки, а грузоотправителя — о прохождении границы или передаче груза.
  • Страхование посылки. Специалист подготавливает и заключает договор страхования, оплачивает страховые взносы, оформляет документацию, если страховой случай наступил.
  • Финансовые услуги. Экспедитор оплачивает разовые платежи в виде сборов и штрафов, проводит расчетные операции за транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, нанятый транспорт и услуги водителя.
  • Дополнительные услуги. Он согласовывает технические условия погрузки, маркировку груза, обслуживание и ремонт контейнеров, аренду склада для хранения, автомобиля для доставки.

При организации международной перевозки одна из основных обязанностей специалиста — контроль поддержания режима заморозки продуктов. В экспедирование включено дополнительное заполнение документов: работа с оплатой пошлины и других сборов.

Экспедитор отвечает за соблюдение условий договора, контролирует сроки, выгрузку продукции в установленном месте и в оговоренное время. В случае нестандартных ситуаций, специалист оформляет необходимые акты, фиксирует факт порчи имущества, недостачу или потерю груза.

Роль экспедитора при организации трансфера

Главная роль специалиста, помимо классического курьерского сопровождения, — урегулирование спорных вопросов. Профессионал соблюдает юридические нормы по сопровождению трансфера, предлагает решения, которые помогают в международной перевозке.

Обязанности также включают расчет основных и сопутствующих транспортных расходов, оценку потенциальных финансовых рисков, которые возникают во время трансфера. Специалист должен снижать их последствия, решать любые спорные ситуации.

Поскольку экспедитор работает посредником между грузоотправителем и грузополучателем, он строго соблюдает должностные инструкции в ходе международных, междугородних перевозок. Специалист контролирует соблюдение договоренностей между заказчиком и организацией, занимающейся грузоперевозкой. Оптимизация процесса позволяет в срок переправлять любой груз.

Благодаря основным обязанностям экспедитора исключены простои транспорта, холостые пробеги, несогласованность при подаче машины или сбои во время погрузочно-разгрузочных работ. Специалист подбирает транспорт, который подходит для перевозки груза и находится ближе к пункту загрузки. Такая работа исключает лишние траты, снижает транспортные расходы.

С какими документами работает экспедитор?

Сопроводительная документация — часть международных и междугородних перевозок. Она оформляется во время транспортной экспедиции, подтверждает законность трансфера, показывает отсутствие задолженностей, демонстрирует юридическую силу договора между клиентом и отправителем посылки.

Форма экспедиторских документов регламентируется Приказом №23 от 11 февраля 2008 года, который подписан Министерством транспорта. Согласно постановлению, экспедиторы работают со следующей документацией:

  • Поручением. В этом документе фиксируются транспортно-экспедиционные услуги, условиях их выполнения. Здесь прописываются характеристики груза: вес, тип упаковки, стоимость посылки, наличие маркировки, товарный код и сопроводительные документы. Дополнительно указываются контакты отправителя и получателя. Поручение заполняет специалист, отталкиваясь от информации, переданной заказчиком.
  • Экспедиторской распиской. Документ заполняет только экспедитор. В расписке указываются данные о перевозимом грузе. Помимо товарного кода, маркировки и упаковки, здесь уточняются количество грузовых мест в ТС, объем, габариты и цена посылки. Главная функция экспедиторской расписки — подтверждение факта приемки груза у заказчика. После приемки ответственность за сохранность и доставку имущества несет специалист.
  • Складской распиской. Документ подготавливается для подтверждения факта передачи груза от клиента для складского хранения. Складская расписка заполняется специалистом и передается грузоотправителю, что подтверждает право владения грузом до отправки продукции получателю.

Ответственность

Оказывать экспедиторские услуги можно в соответствии с законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», который объясняет, помимо специфики работ, презумпцию вины специалиста. Согласно документу, экспедитор считается виновным, если допустил утрату, повреждение, порчу или недостачу имущества. При этом специалист ответственен не только за свои действия, но и действия третьих лиц, которых он нанимал для организации трансфера.

От ответственности экспедитора освобождают только обстоятельства непреодолимой силы, которые невозможно предусмотреть, предвидеть или устранить. Это могут быть происшествия, имеющие признаки чрезвычайности и непредотвратимости. Согласно судебной практике, ответственность снимается со специалиста, если он не мог ожидать возникновения таких препятствий при заключении контракта.

Поскольку экспедитор выступает в качестве профессионального участника транспортно-экспедиционных отношений, он должен принимать все риски, связанные с предпринимательской деятельностью. К ним относятся дорожно-транспортные происшествия, хищение продукции третьими лицами.

Согласно законодательству РФ, экспедитор, организующий международные и междугородние перевозки, обязан возместить ущерб клиенту в случае утери, повреждения или порчи груза (если не будет доказано влияние обстоятельств непреодолимой силы). Выплата составляет полную стоимость посылки, которая указана в документах. При этом предусмотрены выплаты пострадавшему в виде упущенной выгоды, которая вызвана из-за утраты, недостачи или повреждения имущества.

Кто отвечает за крепление груза на грузовике?

Бесплатная консультация

Звонок или сообщение

215-642-2335

Главная > Часто задаваемые вопросы > Ответственность за ненадлежащую погрузку груза

Ответственность за неправильную погрузку груза часто ложится на несколько сторон, но зависит от многих факторов, от причины аварии до того, кто занимался обработкой груза. Стороны, несущие ответственность, могут включать лицо, ответственное за работу, а также любое лицо, которое могло нести ответственность за надзор или надзор за выполнением задачи.

Подача иска о дорожно-транспортном происшествии может быть сложной, но адвокат Cordisco & Saile LLC может помочь вам определить, был ли груз небезопасным, а также кто может нести ответственность за аварию с ненадлежащей погрузкой груза.

Правила погрузки и крепления груза

Согласно FMCSA, водители должны надлежащим образом закрепить следующее:

  • Задняя дверь
  • Двери
  • Брезент
  • Запасные шины
  • Оборудование для крепления груза

Основной целью обеспечения безопасности является предотвращение перемещения груза во время перевозки. Незакрепленные грузы могут высыпаться из грузовика на дорогу. Также становится все труднее правильно управлять грузовиком, когда груз смещается, поэтому водитель должен следить за тем, чтобы груз был правильно загружен.

FMCSA требует, чтобы водители проводили периодические проверки во время перевозки, в дополнение к обязательной предрейсовой проверке всего груза (для обеспечения его надлежащего закрепления и распределения).

Есть несколько исключений из этих правил. Например, периодические проверки во время перевозки не будут необходимы, когда проводить эту проверку нецелесообразно. Эти правила также могут не применяться, если грузчики опечатали груз и дали водителю конкретные инструкции не открывать его.

В случаях, когда водители могут проводить периодические проверки, FMCSA требует от них проведения всех необходимых проверок и регулировок. В некоторых случаях регулировка может потребовать установки дополнительных устройств крепления.

Помимо обеспечения того, чтобы водители проводили проверки, FMCSA предъявляет строгие и очень подробные требования к правильному закреплению груза. FMCSA выходит за рамки того, что средний человек может посчитать достаточным, чтобы предотвратить серьезные опасности, которые неправильно загруженный и неправильно закрепленный груз представляет для всех на дорогах.

Например, любой, кто закрепляет груз на большом грузовике, должен использовать определенный тип крепления в определенном месте. Кроме того, если грузчики разместили предметы рядом друг с другом и закрепили их поперечными швартовками, предметы должны иметь непосредственный контакт друг с другом или грузчик должен убедиться, что они не будут перемещаться навстречу друг другу при транспортировке.

Кто отвечает за надлежащее крепление груза?

Водитель всегда несет ответственность за сохранность груза, даже если он его не загружал. Федеральное управление по безопасности автомобильных перевозчиков (FMCSA) содержит в руководстве для водителей особые требования в отношении крепления груза, в том числе обязательное наличие системы безопасности. Это очень важно для водителей знать и правильно выполнять, потому что риск аварии намного выше, если ответственная сторона не закрепила груз должным образом.

Может ли кто-либо еще нести ответственность за неправильно закрепленный груз?

Вы также можете привлечь к ответственности транспортную компанию, если незакрепленный груз приведет к аварии. Поскольку автотранспортные компании несут ответственность за поведение своих сотрудников, когда водитель нарушает федеральные правила и вызывает аварию, любая пострадавшая жертва может привлечь к ответственности работодателя.

Между тем, помимо водителя грузовика, грузоотправитель или брокер по недвижимости может также нести ответственность за погрузку груза в грузовик. В этом случае небезопасная нагрузка, ставшая причиной несчастного случая, может привести к тому, что пострадавшие потерпевшие возложат ответственность и на эти стороны. Учитывая множество различных сторон, которые могут способствовать одному дорожно-транспортному происшествию, нередко бывает, что в заявлении о дорожно-транспортном происшествии в этих обстоятельствах упоминается более одной стороны.

Как перегруженный, неправильно загруженный и незакрепленный груз может стать причиной аварии грузовика?

Теперь, когда мы обсудили возможные стороны ответственности, нам нужно обсудить, как неправильно загруженный груз может вызвать аварию, чтобы мы могли сузить возможные стороны ответственности. Перегруженный, неправильно загруженный и незакрепленный груз значительно увеличивает риск дорожно-транспортного происшествия, связанного с грузом. Эти аварии случаются внезапно и чрезвычайно опасны для всех участников дорожного движения.

Основной проблемой перегрузки, неправильной погрузки или недостаточного крепления груза является нестабильность, которую вызывают эти условия. Неустойчивость может привести к опрокидыванию, что может привести к опасному разливу груза. Разлив груза может сделать опасную аварию смертельно опасной, создавая дополнительные опасности на дорогах. Неустойчивость также значительно затрудняет управление грузовиком, увеличивая вероятность ошибки водителя грузовика.

Какие другие факторы могут привести к дорожно-транспортному происшествию с грузовым автомобилем?

Вы когда-нибудь задумывались, почему на некоторых автомагистралях есть знаки, специально гласящие: «В ЛЕВОЙ ПОЛОСЕ ДВИЖЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНО»? Это связано с тем, что скорость может играть значительную роль в дорожно-транспортных происшествиях. Грузовики с особо тяжелыми грузами должны двигаться достаточно медленно, чтобы предотвратить опрокидывание, особенно при повороте или движении по съезду.

Водители грузовиков также должны помнить о сильном боковом ветре. Перегруженный или неправильно загруженный грузовик становится еще более восприимчивым к опрокидыванию в ветреную погоду.

Как доказать, что авария произошла из-за неправильно закрепленного груза?

Чтобы иметь право подать иск о компенсации, вы должны быть в состоянии доказать, что авария произошла в результате неправильно закрепленного груза. Для этого вам необходимо собрать доказательства, подтверждающие причину. Эти доказательства могут включать:

  • Записи о погрузке груза
  • Бортовые журналы, доказывающие, что водитель пренебрег проверкой груза
  • Показания очевидцев о том, что водитель сворачивал прямо перед тем, как произошло ДТП

Если вы попали в аварию с тягачом с прицепом в Пенсильвании или Нью-Джерси и подозреваете, что потенциальным виновником является неправильная погрузка или крепление груза, позвоните нашим юристам по авариям с грузовиками. Свяжитесь с Cordisco & Saile LLC, чтобы назначить консультацию сегодня: 215-440-6272.

Признанная на национальном уровне и отмеченная наградами команда адвокатов Cordisco & Saile, LLC защищает жителей Пенсильвании и Нью-Джерси, пострадавших в результате несчастного случая, от уловок и тактик страховых компаний. Позвоните нам сегодня, чтобы узнать больше о своих законных правах и узнать, что мы можем сделать, чтобы вернуть вашу жизнь в прежнее русло.

Быстрые ссылки

Следуйте за нами

Значок Facebook Значок Твиттера Значок LinkedIn

Свяжитесь с нами

Телефон: (215) 642-2335

Назначьте бесплатную консультацию

Офисы

Офис в Бенсалеме

900 Northbrook Drive #120 Feasterville-Trevose, PA 19053
215-642-2335

Bethlehem Office

60 W Broad St Suite 105B Bethlehem, PA 18018
610-708-0165

Bristol Office

220 Radcliffe Street #100 Bristol, PA 19007
215-607-8856

Doylestown Office

44 E Court St #100 Doylestown, PA 18901
215-642-8841

Офис в Лангхорне

403 Executive Drive #100 Лангхорн, Пенсильвания 19047
215-269-7726

Офис в Норристауне

516 Dekalb St Suite A Norristown, PA 19401
215-608-5535

Офис Quakertown

328 W Broad St #200
Quakertown, PA 18951 2108069

9

Следуйте за нами

Значок Facebook Значок Твиттера Значок LinkedIn

Свяжитесь с нами

Телефон: (215) 642-2335

Назначьте бесплатную консультацию

© 2022 Cordisco & Saile LLC. Все права защищены.

Обязанности водителя грузовика по обеспечению безопасности груза

Водитель коммерческого грузовика несет ответственность за многие вещи, когда садится за руль. Один из самых важных моментов — убедиться, что надежно закрепил груз . Смещение груза в пути может не только повредить груз, но и привести к неравномерному распределению веса, что сделает транспортное средство небезопасным. Смещающиеся грузы упоминаются как фактор, способствующий почти 1/3 всех аварий коммерческих автомобилей.

Ответственность дальнобойщиков за фиксацию груза

Транспортные компании и водители грузовиков несут ответственность за надлежащее крепление груза на своих транспортных средствах. Управление по охране труда и здоровья (OSHA) отмечает, что максимально разрешенная нагрузка может быть достигнута только при правильном распределении центра тяжести груза перед задней осью. Если груз не заблокирован и не закреплен должным образом, он может сместиться в пути. Тяжелый сбоку или сверху груз, проходящий по повороту, может привести к скатыванию грузовика. Более того, потеря дороги на общественном шоссе в час пик может стать причиной полнейшего хаоса и серьезных травм.

Законодательные ограничения размеров и веса должны определять не только тип транспортного средства, которое следует использовать для его перевозки, но и тип оборудования, используемого для перевозки груза. Например, чрезвычайно тяжелые грузы, такие как камень, гранит или плитка, следует перевозить на специальном типе шасси, известном как трехосное, чтобы обеспечить правильное распределение веса и дополнительную поддержку третьей задней оси. Третья ось позволяет увеличить грузоподъемность прицепов с общей общей массы 80 000 фунтов до новых пределов веса 20 000 фунтов на ось и 34 000 фунтов на тандемную ось. В большинстве ситуаций при транспортировке для крепления общего груза следует использовать комбинацию блоков, цепей и креплений.

Сколько креплений должен использовать водитель грузовика?

FMCSA конкретно касается минимального количества креплений, требуемых федеральным законом для использования для крепления груза. Правилом является одно крепление для предметов длиной до пяти футов или весом более 1100 фунтов. Два крепления требуются для предметов длиной более пяти футов, но менее 10 футов, независимо от веса.

Другие правила FMCSA по креплению груза

Согласно Федеральному управлению безопасности автомобильных перевозчиков (FMCSA), оператор тягача с прицепом не обязан лично закреплять груз на своем прицепе. Груз может погрузить другое лицо или компания. Однако в соответствии с Федеральным регламентом безопасности автомобильных перевозчиков (FMCSR) 392.9, они должны быть знакомы с методами крепления груза, поскольку они должны осмотреть груз во время предрейсового осмотра, и они должны быть готовы внести коррективы в целях безопасности во время перевозки.

Должны ли автотранспортные компании обучать своих водителей?

Раздел 390.3(e)(1&(2), каждый автотранспортный перевозчик обязан не только понимать и соблюдать FMCR, но и инструктировать и требовать соблюдения от каждого водителя и сотрудника. Короче говоря, автотранспортные компании должны обучаться их водители и сотрудники должны быть ознакомлены со всеми правилами крепления грузов и обеспечивать их соблюдение.0005

Опыт на вашей стороне

Как вы можете видеть выше, существуют как федеральные, так и государственные правила, которым водители грузовиков должны следовать не только во время вождения, но и в том, как они обслуживают свои 18-колесные транспортные средства и обеспечивают безопасность груза. Если вас сбил коммерческий грузовик, не действуйте в одиночку. Позвоните адвокату, который защищает жертв дорожно-транспортных происшествий, который знает, как определить федеральные нарушения, которые привели к столкновению. Позвоните Симмонсу и Флетчеру, П.С. сегодня.

Автор

Кристофер К. Флетчер был назван «Восходящей звездой» по версии Thompson-Reuters с 2020 по 2022 год. Он был назван одним из 40 лучших адвокатов в возрасте до 40 лет по версии National Trial Lawyers с 2017 по 2022 год. Он также был назван одним из лучших юристов Хьюстона журналом H-Texas Magazine в 2020 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *