Кто оформляет транспортную накладную: Кто выписывает транспортную накладную при самовывозе \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

Содержание

Как оформить электронную транспортную накладную

С марта 2022 года участники грузоперевозок могут передавать транспортные накладные в электронном виде — формат и порядок обмена утверждён федеральными органами. Рассказываем, как оформить ЭТрН:

— кто оформляет ЭТрН;

— в каких случаях нужно и не нужно оформлять накладную;

— файлы обмена ЭТрН, зачем нужны, кто подписывает.

Кто оформляет ЭТрН

ЭТрН оформляет грузоотправитель, либо лицо, осуществляющее погрузку в ТС, в редких случаях  — экспедитор. Разберём на примерах.

  1. Оформляет грузовладелец. Грузоотправителем может быть грузовладелец. Например, консервный завод сам находит перевозчика, оформляет груз и отправляет грузополучателю. Он же и оформляет ЭТрН.
  2. Оформляет тот, кто отгружает груз. Тот же завод передаёт грузы 3PL-оператору, который развозит грузы покупателям завода. В таком случае оформляет ЭТрН представитель склада 3PL-оператора, который отгружает груз.
  3. Оформляет экспедитор. Бывает так, что завод нанимает экспедитора, который организовывает перевозки, принимая груз во владение. Тогда грузоотправителем и подписантом ЭТрН является экспедитор.

Когда не нужно оформлять ЭТрН

ЭТрН не нужно оформлять, если нет договора перевозки груза. Это происходит, когда грузовладелец перевозит груз и не нанимает перевозчика. Допустим, у завода есть автопарк с водителями, которые развозят грузы покупателям. В таком случае договора перевозки нет, ЭТрН оформлять не нужно, но нужно оформить другие документы, которые подтвердят затраты на перевозку. Например, путевой лист

Бывают отдельные виды грузов, например, алкоголь, при перевозке которых нужно оформлять товарно-транспортную накладную.

Как выглядит ЭТрН

ЭТрН — юридически-значимый документ, аналог бумажной транспортной накладной. Состоит из 8 файлов обмена (титулов):

  • четырёх обязательных, которые формируют базовый сценарий: погрузку и выгрузку;
  • двух дополнительных, которые заполняются, когда происходит переадресация, смена водителя и/или транспортного средства;
  • двух опциональных, которые грузоотправитель и перевозчик заполняют, если хотят использовать документ в качестве первичного учётного. Тогда не придётся дополнительно заполнять УПД.

 

 
Ситуация Файл обмена Сведения Подпись
Погрузка
 
Т1 Об участниках перевозки, условиях договора, транспортном средстве и водителе, о грузе и сопроводительных документах. УКЭП грузоотправителя или лица, ответственного за погрузку.
Т2 О состоянии груза на приёмке. ПЭП водителя, УКЭП перевозчика.
Выгрузка Т3 О приёме груза от перевозчика, фактических характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки. УКЭП грузополучателя или уполномоченного на подписание от имени грузополучателя.
Т4 О передаче груза получателю. ПЭП водителя, УКЭП перевозчика.
Изменение финансового состояния перевозчика и грузополучателя Т5 О выполнении перевозки, стоимости, порядке расчёта. УКЭП перевозчика.
Подтверждение факта изменения финансового состояния перевозчика и грузоотправителя.
Т6
Об изменении финансового состояния перевозчика и грузоотправителя в результате выполнения перевозки. УКЭП грузоотправителя.
Переадресация Т7 Об изменении конечного пункта доставки и (или) сведения о новом грузополучателе. УКЭП перевозчика.
Смена водителя и/или ТС Т8 О замене водителя или ТС. УКЭП перевозчика.

 

После того, как грузополучатель подписал первый файл обмена, оператор ЭДО передаёт документ в ГИС ЭПД. Система проверяет формат, данные и присваивает идентификационный уникальный номер. После этого файл обмена попадает к участникам перевозки.

Где оформлять ЭТрН

Участники обмена оформляют и передают ЭТрН через операторов ЭДО в ГИС ЭПД. В перспективе оператор должен будет числиться в специальном реестре Минтранса.

Есть три способа оформления через оператора:

  • заполнять все данные вручную на платформе ЭДО;
  • заполнять в автоматическом режиме, если настроена интеграция между учётной системой и платформой ЭДО;
  • заполнять заявки на перевозку на платформе оператора или в учётной системе, затем — на основе заявки в пару кликов формировать ЭТрН.

Как оформлять ЭТрН через Ediweb

Логистическая платформа DropCat помогает управлять логистическим процессом от выбора контрагента и согласования условий перевозки до контроля маршрутов и передачи документов.

Платформа состоит из веб-сервиса и мобильного приложения для водителей, через которые участники перевозок могут создавать, подписывать и передавать электронные транспортные накладные.

Как подключиться к платформе:

  • Оставьте заявку. 
  • С вами свяжутся наши эксперты, расскажут о вариантах работы на платформе, помогут определить сценарий обмена ЭТрН в вашей компании и предложат интеграционное решение для учётной системы.
  • После интеграции мы запустим пилотное тестирование с вашими реальными контрагентами, а затем поможем массово подключить контрагентов и запустить проект в продуктивную среду.

Платформа участвует в предпромышленной эксплуатации ГИС ЭПД. 

25 мая 2022 г.

Анастасия Замашная

Редактор блога Ediweb

разбираем некоторые вопросы о применении

Вопросы

16.02.2021

3784

77

Автор: Елизавета Махнутина

1 января 2021 года вступили в силу изменения в законодательстве, которые повлияли на форму транспортной накладной.

Не беспокойтесь: новая форма кардинально не меняет правила взаимодействия на рынке — правительство внесло несколько правок, которые обсуждались уже давно. Но однозначные ответы в законодательстве есть не на все вопросы о применении новой формы. В статье делимся своим взглядом.

Новая форма vs старая форма: что сейчас используют транспортные компании и заказчики

Мы получаем вопросы и наблюдаем, что у многих представителей рынка еще нет четкого алгоритма, как работать с новой формой. 

Часть грузоотправителей уже применяют новые требования к оформлению документов, а некоторые выставляют старую форму — не перестроились на новый формат. 

Главное: чтобы снизить налоговые риски, нужно обязательно заполнять в транспортной накладной следующие данные:

  • дата составления транспортной накладной;

  • наименования грузоотправителя, грузополучателя (при необходимости и клиента — заказчика перевозки) и перевозчика в разделах 1, 2, 1а, 10 транспортной накладной;

  • размер провозной платы в разделе 1;

  • наименования должностей, подписи и расшифровки подписей в разделах 1а (при необходимости), 6, 7, 15, 16.

Теперь к основным изменениям.

Поле для галочки (чекбокс) «является экспедитором»

В раздел «Грузоотправитель» добавили чекбокс «является экспедитором».

Нужно ставить отметку в этом чекбоксе, если экспедитор заключает договор с заказчиком от своего имени и сам оформляет транспортную накладную. В этом случае экспедитор также заполняет новую графу 1а «Клиент (Заказчик организации перевозки)», где указывает данные грузовладельца.

Распространенный вопрос: кто все-таки заполняет раздел «Грузоотправитель»? Этот раздел заполняет грузовладелец или экспедитор.

Какую проблему решили с этим изменением? Теперь из транспортной накладной сразу видно, что грузоотправителем является экспедитор, а не грузовладелец.

Стоимость груза

В разделе «Груз» теперь нужно вносить стоимость груза.

Зачем это нужно: при повреждении груза у заказчика будет подтверждение его стоимости, а значит будет проще сделать расчет компенсации.

Лицо, от которого забирается груз

В раздел «Прием груза» добавили поле «Лицо, от которого забирается груз». В нем нужно указывать фактического грузоотправителя, который осуществляет погрузку.

Сведения из этой строки позволяют государственным органам точно идентифицировать фактического отправителя.

Тип владения транспортным средством

В раздел «Транспортное средство» добавили поле, в котором нужно указывать тип владения транспортным средством — на праве собственности, аренды или лизинга.

С точки зрения возможности реализации и согласования с Уставом автомобильного транспорта это нововведение самое спорное. Почему?

В силу ст. 2¹³ Устава перевозчик — это лицо, которое заключило договор и приняло на себя обязанность доставить груз получателю.

По общему правилу транспортную накладную составляет грузоотправитель. При оформлении он указывает в 10-ом разделе документа сведения о перевозчике, с которым у него заключен договор — даже если договор заключен с экспедитором. Верховный Суд РФ считает, что такой экспедитор исполняет функции договорного перевозчика.

Как грузоотправители будут указывать тип владения транспортным средством, если оно

не принадлежит экспедитору на правах собственности, аренды или лизинга?

Скорее всего они будут оставлять этот раздел пустым или ставить прочерки — как раньше оставляли незаполненным раздел «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы».

Новая форма транспортной накладной в «Умной Логистике»

В статье мы затронули далеко не все изменения в реквизитах транспортной накладной — только те, что вызывают больше вопросов. Ознакомиться со всеми можно в Постановлении Правительства — там же есть форма транспортной накладной.

Все нужные изменения уже есть в транспортной накладной, которую вы создаете в «Умной Логистике»: мы добавили новые реквизиты в форму. Будьте уверены: транспортная накладная, которую вы создаете в «Умной Логистике», всегда учитывает последние и, в том числе, новые требования Правительства.

Чтобы всегда быть уверенными в корректности транспортной накладной, оформлять ее за 2 минуты и по паре кликов отправлять ее контрагентам, попробуйте «Умную Логистику».

Если вы еще не наш пользователь, переходите по ссылке и попробуйте «Умную Логистику Trans» или «Умную Логистику Cargo» в деле бесплатно в течение 7 дней.

Главный коносамент в сравнении с внутренним коносаментом и как это влияет на вас

Вернуться к оглавлению блога

подписаться на наш блог

правила.

Крайне важно использовать правильный тип BOL, особенно при международных перевозках. Независимо от судна, BOL направляет действия соответствующих сторон на всем пути следования груза и сообщает грузоотправителям, куда направляется груз, как следует обращаться с товаром, какой должна быть поштучность и как она будет быть выставлен счет.

Непосредственно от группы экспертов DDC по таможенному брокерству и выставлению счетов за фрахт, вот краткое и простое руководство о различиях между внутренним коносаментом (HBL) и генеральным коносаментом (MBL), а также когда их следует использовать в морские перевозки.

Внутренний коносамент

Внутренний коносамент (HBL) — это BOL, созданный морским транспортным посредником (OTI), таким как экспедитор или компания, не управляющая судами (NVOCC), и выдается поставщику после получения груза. HBL является важным документом в судоходстве, поскольку это официальное подтверждение получения отгружаемых товаров.

Согласно Freight Comparator, HBL имеет следующие требования:

  • Грузополучатель должен быть фактическим получателем груза
  • Грузоотправитель должен быть экспортером груза
  • Уведомлением может быть либо импортер, либо любое другое лицо, указанное в коносаменте 

Нужно быстро освежить в памяти термины грузоотправитель и грузополучатель? Мы резюмируем роль каждого в этом сообщении в блоге.

Основной коносамент

Основной коносамент (MBL) выдается перевозчиком (судовладельцем или оператором) и представляет собой договор перевозки между грузоотправителем и перевозчиком. Важно отметить, что грузоотправитель получит основной коносамент только в том случае, если он работает напрямую с магистральным перевозчиком или экспедитором.

MBL, возможно, является одним из самых надежных документов при морских перевозках, потому что он распечатывается и подписывается перевозчиком, и как только перевозчик подтверждает, что он получил груз, MBL выдается лицу, сделавшему заказ.

Домашний коносамент Vs. Master Bill of Lading

Основное различие между HBL и MBL заключается в том, что HBL выдается NVOCC (или экспедитором) и обычно указывает фактического грузоотправителя и грузополучателя, тогда как MBL выдается перевозчиком. И домашний, и основной коносамент содержат одинаковую точную, точную и подробную информацию о грузе (количество контейнеров, номера пломб, вес, размеры и т. д.).

Грузоотправитель, грузополучатель и уведомляющая сторона — это единственные детали, которые будут различаться между HBL и MBL.

Соображения по управлению документооборотом

Чтобы избежать сбоев в доходах и поддерживать стабильный денежный поток, очень важно убедиться, что все поля во всех ваших отгрузочных документах, включая BOL, заполнены правильно. Вот несколько советов по работе с документами, независимо от того, какой тип BOL вы используете:

  • Отдавайте приоритет точному сбору данных и своевременному доступу к ним, чтобы ошибки в документации могли быть выявлены и исправлены как можно скорее.

  • Будьте в курсе глобальных событий, отраслевых тенденций, правил и системных требований, которые могут повлиять на документооборот (например, Brexit, кадровые проблемы, переход от CHIEF к CDS).

  • Если бумажная работа слишком утомительна для ваших операций, рассмотрите возможность сотрудничества с организацией, занимающейся аутсорсингом бизнес-процессов (BPO), которая поможет вам масштабировать вашу команду и помочь с административным бременем.

Дополнительные ресурсы

Вот некоторые дополнительные образовательные ресурсы по коносаментам:

  • История и обзор выставления счетов за перевозку
  • Типы коносаментов: какие BOL следует использовать и почему они важны 
  • Калькулятор цены за BOL
  • Краткое руководство: фрахтовые накладные против. Коносаменты

Сегодняшние лидеры в области транспорта и логистики, от ведущих автомобильных перевозчиков до мировых экспедиторов, полагаются на наш опыт, и мы рады поделиться с вами своим мнением.

 

Вернуться к информации о процессах грузоперевозок

подписка

Чем мы можем вам помочь?

Свяжитесь с нами, чтобы узнать, как мы можем поддержать ваш успех.

Начать

Подпишитесь на наш блог

Коносамент | Engati

Что такое коносамент?

Коносамент (BL или BoL) — это юридический документ, выдаваемый грузоотправителю и определяющий тип, количество и пункт назначения перевозимых товаров. BoL также работает как квитанция об отправке, когда перевозчик доставляет товар в заранее определенный пункт назначения.

Независимо от вида транспорта коносамент должен сопровождать отгружаемые товары и должен быть подписан уполномоченным представителем перевозчика, грузоотправителя и получателя.

Это юридически обязывающие документы, которые предоставляют перевозчику и грузоотправителю все сведения, необходимые для точной обработки груза. Это важно, потому что подразумевает, что его можно использовать в судебных разбирательствах, если возникнет такая необходимость, и что все вовлеченные стороны приложат все усилия, чтобы обеспечить точность документа.

В коносаменте обычно указываются имена и адреса грузоотправителя (грузоотправителя) и получателя (грузополучателя), дата отгрузки, количество, точный вес, стоимость и классификация груза. В нем также будет полное описание предметов, включая то, классифицируются ли товары как опасные, тип используемой упаковки, конкретные инструкции для перевозчика и любые специальные номера для отслеживания заказов.

Транспортная накладная выдается экспедитором или NVOCC, чтобы показать, кто является фактическим покупателем и продавцом товаров. Основной коносамент выдается перевозчиком или судоходной компанией и показывает, что грузоотправитель и грузополучатель являются местными и иностранными экспедиторами или агентами, участвующими в транспортировке товаров.

Источник: Marine Insight

Для чего нужен коносамент?

Целью коносамента является квитанция об услугах по перевозке, договор между грузовым перевозчиком и грузоотправителем, а также товарораспорядительный документ.

Итак, чтобы разбить его, BoL является правоустанавливающим документом на товары, описанные в коносаменте, а также квитанцией об отгруженной продукции. Он даже представляет собой согласованные условия перевозки товара.

Коносамент служит бесспорным доказательством отгрузки. Это даже позволяет разделить обязанности, что является жизненно важной частью структуры внутреннего контроля фирмы для предотвращения краж. Это поможет вам убедиться, что слишком много контроля не остается в руках ни одного сотрудника. Большинство систем внутреннего контроля придерживаются стандартного набора основных принципов, которые стали стандартной управленческой практикой. Наличие этих внутренних средств контроля может помочь оптимизировать операции и предотвратить мошенничество. Коносамент является одним из наиболее важных документов, которым необходимо надлежащим образом управлять и проверять, чтобы предотвратить кражу активов.

Кто выдает коносамент экспортеру?

Коносамент выдается перевозчиком груза после получения им груза после выполнения таможенных формальностей. Перевозчик выдает коносамент после подтверждения получения груза от грузоотправителя/экспортера, один раз после получения распоряжения о разрешении на экспорт, доставленного агентом таможни грузоотправителя.

Когда должен быть выдан коносамент?

Для осуществления доставки необходимо оформить коносамент. Коносаменты выдаются перевозчиком или морским перевозчиком, если груз перевозится морским транспортом.

Выдается, чтобы показать, что груз был погружен на нужное судно для международного транзита.

Коносамент выдается при погрузке товаров на судно для международного транзита. При использовании морского транспорта коносамент выдается в момент погрузки груза на океанское судно.

Однако когда речь идет о мультимодальных перевозках, есть исключение. Экспедиторам и NVOCC разрешено выдавать мультимодальный коносамент, когда они загружают товары в железнодорожном порту.

В чем разница между счетом-фактурой и коносаментом?

Основное различие между счетом-фактурой и коносаментом заключается в том, что счет-фактура является финансовым документом, а коносамент — юридическим документом. Счет-фактура создается и публикуется в учетной записи клиента. После оплаты счет удаляется из учетной системы. С другой стороны, коносамент не является бухгалтерским документом. Это юридический документ, отражающий право собственности на товар при переходе от грузоотправителя к покупателю (грузополучателю).

Поскольку счет-фактура является финансовым документом, в нем указывается наименование продукта, отгруженное количество, цена за единицу измерения и промежуточный итог по отгруженным позициям. Он также может иметь дополнительные позиции для фрахта и налога, указанные в счете-фактуре с общей суммой, которая должна быть оплачена, и он отражает условия оплаты и особенности относительно того, куда должен быть отправлен платеж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *