Типы железнодорожного подвижного состава
Перевозка грузов по железной дороге осуществляется различными типами подвижного состава. В зависимости от характера груза, конструкции кузова, способов погрузки и выгрузки, а также обеспечения сохранности грузов различают: крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, вагоны-самосвалы, вагоны бункерного типа и реф-вагоны.
Грузовые вагоны в зависимости от категории, разделяются на следующие основные типы:
Крытые вагоны.
Крытые вагоны предназначены для перевозки грузов, которые боятся влаги и солнца, для защиты груза от кражи и механических повреждений. В крытых вагонах перевозят такие грузы как продукты питания, бытовая техника, мебель, хоз. товары, одежда и т. п. К классу крытых вагонов также относят вагоны изотермического парка: вагоны-ледники, вагоны-рефрижераторы, вагоны-термосы. В них перевозят быстро портящиеся продукты, например мясо, рыбу, консервацию, медикаменты, молоко, фрукты. Специальное холодильное оборудование в изотермических вагонах создает необходимый температурный режим.
Размеры крытых вагонов и вагонные нормы загрузки.
Тип вагона | Грузоподъемность | Объем внутренний | Внутренние размеры (длина х ширина х высота) | Размер дверного проема |
---|---|---|---|---|
вагон 11-066 | 66 тонн | 86,4 м3 | 13800х2760х2790 мм | 2000х2230 мм |
вагон 11-217 | 68 тонн | 104 м3 | 13840х2760х2740 мм | 2340х3800 мм |
вагон 11-260 | 68 тонн | 138 м3 | 16800х2770х3050 мм | 2720х3970 мм |
вагон 11-264 | 68 тонн | 81 м3 | 13080х2760х2790 мм | 2340х3790 мм |
вагон 11-270 | 68 тонн | 104 м3 | 13840х2760х2790 мм | 2340х3790 мм |
вагон 11-280 | 68 тонн | 138 м3 | 15720х2770х2800 мм | 2340х3800 мм |
вагон 11-286 | 68 тонн | 138 м3 | 15720х2770х2800 мм | 2340х3800 мм |
вагон11-К001 | 68 тонн | 138 м3 | 13840х2790х2800 мм | 2000х2300 мм |
вагон для перевозки автомобилей 11-К651 | 42 тонны | 265 м3 | 23300х3100х3670 мм | 2000х2300 мм |
Полувагоны.

Тип грузового вагона, открытый, без крыши вагон с высокими бортами, в стандартной комплектации оборудован дверями и разгрузочными люками. Предназначен для жд перевозки навалочных грузов (руда. уголь, флюсы, лесоматериалы и т.п.), а также контейнеров, различных машин и других грузов не требующих защиты от атмосферных осадков. Делятся на: Люковые и Глуходонные.
Размеры полувагона, нормы загрузки полувагона.
Тип вагона | Грузоподъемность | Объем внутренний | Внутренний размеры (длина х ширина х высота) | Ширина двери |
---|---|---|---|---|
полувагон 12-1000 | 69 тонн | 73 м3 | 12120х2880х2730 мм | 2530мм |
полувагон 12-127 | 70 тонн | 138 м3 | 12700х2880х2000 мм | – |
полувагон 12-1505 | 69 тонн | 76 м3 | 12700х2870х2000 мм | 2530 мм |
полувагон 12-508 | 125 тонн | 137,5 м3 | 18760х2790х2450 мм | 2450 мм |
полувагон 12-П152 | 94 тонны | 106 м3 | 14580х2900х2360 мм | 2520 мм |
полувагон 12-П153 | 63 тонны | 64 м3 | 12000х2850х1880 мм | 2600 мм |
полувагон 12-726 | 62 тонны | 73 м3 | 12100х2880х2730 мм | 2530 мм |
полувагон 12-753 | 69 тонн | 73 м3 | 12330х2880х2730 мм | 2530 мм |
полувагон 13-Н001 для 3т и 5т контейнеров | 69 тонн | 73 м3 | 12330х2880х2730 мм | 2530 мм |
Платформы.

Тип грузового вагона, открытого типа, в стандартной комплектации имеет настил пола и откидные борта. Предназначен для ж/д перевозки длинномерных, громоздких, штучных грузов, контейнеров, оборудования и других грузов не требующих защиты от атмосферных осадков. Платформы подразделяются на: Универсальные (для перевозки ж/д различных грузов большой номенклатуры) и Специализированные (для ж/д перевозки грузов определенного вида).
Размеры и габариты платформы.
Тип платформы | Грузододъ-емность | Размеры внутренние (длина х ширина х высота борта) | назначение платформы |
---|---|---|---|
платформа 13-401 | 70 тонн | 13300х2770х500 мм | для перевозки колесных и гусеничных машин, штучных лесных и прочих грузов |
платформа 13-Н451 | 63 тонны | 13300х2830х500 мм | |
платформа 13-435 | 93 тонны | 14000х2830х0 мм | для перевозки постоянно установленного на ней поглощающего трансформатора с аппаратурой охлаждения |
платформа 13-4012-09 | 72 тонны | 13400х2500х0 мм | для перевозки контейнеров и цистерн |
платформа 13-470 | 60 тонн | 18400х2500х0 мм | для перевозки крупнотоннажных контейнеров |
платформа 13-935 | 73 тонны | 18400х2830х0 мм | для перевозки крупнотоннажных контейнеров, колесной техникии других грузов |
платформа 23-4000 | 56 тонн | 22000х2830х2890 мм | для перевозки лесоматериалов от 4,5 до 20,5 м длиной |
платформа для колесных пар | 70 тонн | 13400х2870х0 мм | для перевозки колесных пар |
Транспортеры.

Тип грузового вагона, открытого типа. Предназначен для жд перевозки грузов, которые по габаритно-весовым характеристикам невозможно транспортировать в обычных универсальных вагонах, полувагонах и на платформах (тяжелая строительная техника, оборудование – турбины, статоры и роторы, трансформаторы больших мощностей, станины больших станков и т. п.).
Транспортеры подразделяются на:
— платформенные предназначены для жд перевозки тяжеловесных грузов, перевозка которых на платформе невозможна ввиду превышения допускаемого моммента изгиба рамы. По сути платформенный транспортер, эта таже платформа, но с усиленной рамой. Транспортеры платформенного типа бывают 4-х, 6-ти и 8-ми осные, грузоподъемностью 64, 92, 110, 120 тонн.
— площадочные предназначены для ж д перевозки негабаритных грузов, габариты которых делают перевозку или более дорогой или невозможной по железной дороге. Поэтому такие транспортёры имеют пониженную погрузочную площадку благодаря изогнутой форме главной балки, что позволяет понизить индес негабаритности груза и соответственно стоимость перевозки по ж.
— колодцеобразные (колодцевые) предназначены для ж д перевозки грузов круглой или квадратной формы, высота которых не позволяет перевозить их по железной дороге. Колодец позволяет существенно понизить индекс негабаритности груза. Транспортеры колодцевого типа бывают 4-х, 6-ти, 8-ми осные, грузоподъемностью 52, 61, 80, 110 тонн. Погрузка грузов в колодцевые транспортеры ограничена размером колодца и грузоподъемностью транспортеров.
—
— сочлененные предназначены для ж д перевозки сверхнегабаритных грузов. Транспортеры этого типа состоят из двух частей. Негабаритный груз подвешивается между этими частями и под действием собственного веса защемляется между верхними частями консолей и действует как несущий элемент. Транспортеры этого типа бывают 8-ми, 20-ти, 32-х осные, грузоподъемностью 120, 240, 300, 500 тонн.
Назад к списку статей
Универсальные вагоны колеи 1435 мм
Универсальные вагоны предназначены для перевозки широкой номенклатуры грузов. К универсальным вагонам относятся крытые вагоны с дверями в боковых стенах, полувагоны для перевозки угля, платформы с откидными бортами, с кониками и без них.
Ниже мы представили технические характеристики наиболее распространенных моделей.
Полувагоны.
В Европе, в большей степени полувагоны используются для перевозки инертных грузов, в первую очередь угля. К примеру, польские полувагоны, серии Е, так и называются — вагоны для перевозки угля. Отличает их от универсальных полувагонов колеи 1520, то, что у них нет разгрузочных люков, а есть только боковые двери (по одной или две с каждой стороны). Разгрузка происходит через двери, с применением транспортерной ленты.
Характеристика вагонов | 3W/L | 415W, 423W | CFR/E, CSD/E | 601W |
Длина внутри, мм. | 8760 | 14492 | 14040 | 14982 |
Ширина внутри, мм. | 2760 | 2720 | 2770 | 2780 |
Высота до борта, мм. | 1550 | 2092 | 2041 | 2105 |
Объем кузова, м3 | 37 | 82,5 | 72 | 100 |
Вес груза в вагоне, тн.![]() | 25-30 | 60 | 50-60 | 60-75 |
Боковые двери | 2 двери, 1800 х 1550 | 4 двери, 1800 х 1800 | 4 двери, 1800 х 1800 | 2 двери, 835 х 1000 |
Количество осей | 2 | 4 | 4 | 6 |
Крытые вагоны.
Крытые вагоны широко распространены в Европе. Конструкцию вагона стараются сделать максимально эффективной, в соотношении объем/грузоподъемность. Вагоны предназначены для любых грузов боящихся атмосферных осадков. По своей конструкции представляет закрытую коробку, с боковыми люками, двумя (с каждой стороны) боковыми дверями. Так же есть модели, имеющие конструкционные отличия от вагонов колеи 1520. Вагон не имеет дверей (как таковых), а открывается целиком стенка вагона. Погрузка и выгрузка при этом происходит с пандуса, заезжать в вагоне не нужно. Скорость работ становится выше, а объем кузова вагона больше. Большая часть вагонов имеет деревянный кузов.
Характеристика вагонов | 208Kg | AUST/G | 208Kf | 401Ka |
Длина внутри, мм. | 12700 | 12716 | 14020 | 15200 |
Ширина внутри, мм. | 2600 | 2606 | 2610 | 2600 |
Высота внутри, мм. | 2810 | 2800 | 2810 | 2757 |
Объем кузова, м3 | 88 | 80 | 88 | 102,4 |
Грузоподъёмность, тн. | 25 | 25 | 25 | 60 |
Размеры дверного проема, мм.![]() | 2500х2150 | 2500х2150 | 2500х2150 | 2500х2150 |
Примечание | 2-осный, 2 двери | 2-осный, 2 двери | 2-осный, 2 двери | 4-осный, 4 двери |
Платформы.
Данный тип вагона относится к открытому подвижному составу. Платформы предназначены для крупногабаритных грузов. Платформы оборудованы дополнительными устройствами для увязки и крепления грузов: стойки, серьги и уши для увязки, борта по периметру, поворотные скобы, откидные фитинги для крепления контейнеров. Платформа подходит для перевозки негабаритных грузов, техники, модульных конструкций, и различного оборудования. Так же платформы используют как прикрытие для вагонов с длинномерными грузами. Разнообразие моделей вагонов позволяют перевозить грузы любой длины.
Как и другие типы подвижного состава, платформы могут быть 2-осные и 4-осные. Пол платформ деревянный.
Характеристика вагонов | 24Z | 212Z | 412Za | 424Z |
Длина внутри | 12480 | 12500 | 18500 | 18504 |
Ширина внутри | 2756 | 2740 | 2740 | 2646 |
Дополнительное оборудование | 12 стоек | 12 стоек, 12 фитингов | 16 стоек, 32 уха для крепления | 16 стоек, борта по периметру |
Примечание | 2-осный | 2-осный | 4-осный | 4-осный |
Статья подготовлена при использовании данных «Польской железной дороги» — PKP.
Благодарим за помощь и предоставление материалов компанию «CF&S Estonia LTD», партнера ООО «Грузовая компания ЕАКС», по перевозкам на территории Прибалтики.
Типы вагонов
Типы вагонов
Вагон — единица железнодорожного подвижного состава. Вагон предназначен для перевозки грузов или пассажиров и оборудован соответственно всеми необходимыми приспособлениями как для их перевозки, так и для включения вагона в поезд.
Важными параметрами, характеризующими возможность использования вагонов, являются: грузоподъемность, тара, количество осей, площадь кузова, площадь пола, линейные размеры вагона, а также максимально допустимая скорость движения.
Вместимость железнодорожного вагона – максимальная нагрузка, разрешенная для перевозки в этом вагоне. Современные универсальные четырехосные вагоны имеют грузоподъемность 68-71 т, восьмиосные 120-132 т; вместимость специализированного вагона определяется видом перевозимого груза. Так, грузоподъемность автоэвакуатора для перевозки легковых автомобилей составляет всего 20 тонн, а грузоподъемность 32-осного сочлененного транспортера достигает 500 тонн.
Различные типы автомобилей:
Крытый вагон — тип грузового вагона, крытый со всех сторон. Крытый вагон предназначен для защиты перевозимых грузов от неблагоприятных погодных условий, краж и механических повреждений. Этот тип подвижного состава используется для перевозки комплектных генеральных грузов (бумага, мебель, шины, напитки, консервы).
Типы крытых вагонов:
Крытые вагоны общего назначения предназначены для перевозки упакованных генеральных, штучных и навалочных грузов. Применяя специальные приспособления, их также можно использовать для перевозки людей.
Крытые вагоны общего назначения предназначены для перевозки скота и птицы, автомобилей, бумажных рулонов, холоднокатаной стали в рулонах и связках, апатитового концентрата и других грузов.
Вместимость: 25-72 тонны.
Крытый рефрижераторный вагон предназначен для перевозки скоропортящихся грузов и оборудован приспособлениями для поддержания определенных условий хранения пищевых продуктов (мяса, рыбы, фруктов, овощей и др.).
Вместимость: 25-40 тонн.
Гондола — вагон без крыши с высокими бортами, предназначенный для перевозки грузов, загружаемых сверху, таких как насыпные грузы, трубы, лесоматериалы, древесина, а также контейнеров и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Отсутствие крыши позволяет легко загружать/разгружать гондолу. Бункер (разновидность полувагона) имеет наклонные откидные люки или желоба, либо полувагон может иметь сплошной корпус без отверстий.
Грузоподъемность: четырехосный 22-75 т, восьмиосный 69-130 т.
Платформа — полувагон, предназначенный для перевозки крупногабаритных и негабаритных грузов, а также различной техники (тракторов, экскаваторов, автобусов), контейнеров и оборудования, не подверженных повреждениям от непогоды.
Платформы делятся на универсальные (для перевозки большой номенклатуры грузов) и специализированные (для перевозки определенного вида грузов).
Платформы общего назначения имеют прочный стальной сварной каркас с деревянным или деревянно-металлическим настилом пола и откидными металлическими боковыми и торцевыми бортами. Платформа настила усилена дополнительными балками каркаса. Торцевая сторона в открытом положении служит переходом для въезда колесных транспортных средств в платформу. Платформа способна перевозить грузы как с равномерно распределенным весом, так и с массой, сосредоточенной посередине (45 тонн на вагоне длиной 3 метра и 60 тонн на вагоне длиной 4,3 метра).
Специализированные платформы не имеют бортов, а некоторые не имеют пола. Они оборудованы устройствами для удобного крепления груза во время перевозки и облегчения погрузочно-разгрузочных работ. К специализированным платформам относятся вагоны для перевозки крупногабаритных контейнеров, леса, автомобили (двухэтажные).
Вместимость: 70-73 тонны.
Вагон Schnabel — специализированный тип длинного грузового железнодорожного вагона с низким центром тяжести. Он предназначен для перевозки тяжелых и негабаритных грузов (таких как крупногабаритные трансформаторы, детали гидротурбин, статоры и роторы генераторов, колонны, рамы), которые не могут быть транспортированы другими автомобилями из-за их веса и/или габаритов.
Вагоны Schnabel бывают следующих типов: платформенные, плоские, полувагоны, соединенные и сочлененные.
Платформенные вагоны Schnabel имеют главную несущую балку в виде изогнутой балки, в нижней части которой расположена погрузочная площадка. Дальняя балка снабжена шкворнями (обычно сферическими), опирающимися на вспомогательные (соединительные) балки или непосредственно на шасси автомобиля. Грузоподъемность вагонов Schnabel варьируется от 55 до 220 тонн (в зависимости от количества осей, длины грузовой платформы и ее высоты над головкой рельса).
Вагоны Flat Schnabel отличаются от вагонов Platform Schnabel прямой формой основной балки (рамы).
Утопленные вагоны Schnabel имеют основную несущую балку, которая в среднем вагоне образует углубление (колодец) между двумя боковыми элементами. В нижней части углубления расположены подвижные балки для поддержки груза.
Депрессорные вагоны Schnabel грузоподъемностью от 60 до 120 тонн.
Соединяемые вагоны Schnabel состоят из двух несущих площадок (деталей) с кронштейнами для поддержки и крепления длинномерных тяжеловесных грузов и средней площадки, служащей для увеличения длины и соединения частей вагона. Детали автомобиля соединяются укороченными муфтами без амортизирующих устройств. Основными типами вагонов Connected Schnabel являются 12-осный вагон (грузоподъемностью 120 тонн), 16-осный вагон (240 тонн) и 32-осный вагон (480 тонн).
Сочлененные вагоны Schnabel состоят из двух частей с основными несущими элементами в виде кронштейнов, которые посредством сборки балок опираются на шасси. Груз размещается между двумя кронштейнами обычно на вспомогательных несущих балках (иногда без них). Внизу груз (или опорные балки) соединяется с кронштейнами с проушинами и роликами. Вверху груз (или балки) зажат между концами кронштейнов под действием силы тяжести. Сочлененные вагоны Schnabel оснащены гидравлическим оборудованием, которое либо поднимает, либо горизонтально перемещает груз при разделении частей вагона. Вагоны бывают 16-осные (грузоподъемностью 220 т), 20-осные (300 т), 28-осные (400 и 500 т).
Вагон-цистерна — вид железнодорожного подвижного состава, предназначенный для перевозки жидких грузов, нефти и нефтепродуктов, химических и агрессивных жидкостей (кислоты, щелок и другие сложные вещества), сжиженных газов (пропан-бутан, кислород), воды, молоко (молочная машина), патока. Цистерны также используются для перевозки муки и цемента.
Дифференциация вагонов-цистерн:
По типу:
• общего назначения: для перевозки нефтепродуктов
• специализированного: для отдельных видов грузов
По конструкции:
• цистерны с рамой
• цистерны без рамы
По количеству осей:
• 4-осные
• 8-осные
По грузоподъемности
• 60 тонн
• 120 тонн
• 125 тонн.
Вагон хоппер – думпкар, предназначенный для перевозки сыпучих грузов (уголь, руда, грунт, песок, гравий). Главным преимуществом является то, что не требуется специально оборудованных разгрузочных площадок.
Вместимость: до 180 тонн.
Новинка от Greenbrier, NS и U.S. Сталь: высокопрочная и легкая «зеленая» гондола
- Новости
.jpg)
Компании Greenbrier, U.S. Steel и Norfolk Southern объединили свои усилия для создания этой высокопрочной и устойчивой стальной гондолы. (Предоставлено Гринбрайером)
Полувагон — один из старейших типов грузовых вагонов. Первые полувагоны в Северной Америке были разработаны в 1830-х годах и использовались в основном для перевозки угля. Ранние конструкции представляли собой вагоны-платформы с добавленными деревянными бортами; они были небольшими — 30 футов или меньше в длину и около 13 тонн или меньше в весе. Теперь, спустя почти два столетия после того, как первая гондола повернула колесо, этот вездесущий тип автомобиля достиг вершины дизайна благодаря сотрудничеству компаний Greenbrier Companies, Inc., United States Steel Corp. и Norfolk Southern.
Новая гондола изготовлена из высокопрочной и легкой стали, разработанной компанией U.S. Steel, которая адаптирует достижения автомобильной стали к железнодорожной отрасли. Использование этой стали снижает вес пустой гондолы до 15 000 фунтов, или 7,5 тонны. Конструкция гондолы традиционна в том смысле, что она предназначена для перевозки сыпучих материалов, таких как металлический лом или стальные плиты, но ее высокопрочный кузов устойчив к повреждениям при погрузке и разгрузке.
Norfolk Southern в качестве соразработчика и первого заказчика заказала у Greenbrier 800 единиц. Партнерство между поставщиком, строителем и конечным пользователем, как отмечают три партнера, «основано на признании того, что стареющий парк гондол в Северной Америке вскоре потребует существенной замены более устойчивой конструкцией для перевозки сыпучих материалов».
Примерные размеры новой гондолы:
- Длина внутри: 52 фута шесть дюймов.
- Длина, над муфтами: 57 футов, 90,5 дюйма
- Ширина внутри: 9 футов, 8 дюймов.
- Максимальная ширина: 10 футов 6,75 дюйма.
- Высота внутри: 5 футов 6 дюймов.
- Высота, максимальная: 9 футов 1,8125 дюйма.
- Клиренс: пластина AAR C.
- Легкий вес: 61 500 фунтов (30,75 тонны).
- Предельная нагрузка: 224 500 фунтов (112,25 тонны).
- GRL (полная нагрузка на рельс): 286 000 фунтов.
- Объем: 2971 куб. футов.
- Кривая Оборачиваемость Радиус, несцепленный: 150 футов.
- Радиус поворота, соединенный с базовым автомобилем: 216 футов.
- Радиус поворота по кривой в сочетании с подобным автомобилем: 218 футов.
Новая гондола (видео ниже) предлагает несколько преимуществ по сравнению с обычными конструкциями:
• Увеличенный жизненный цикл: Новая сталь отличается высокими эксплуатационными характеристиками и низкой ударной нагрузкой. В два раза прочнее, чем традиционная сталь, используемая в процессе производства вагонов, она потенциально продлевает срок службы вагона до 50 лет. Более прочная внешняя отделка также укрепляет кузов, снижая затраты на техническое обслуживание.
• Повышенная экологичность: Новый полувагон «зеленый»: он более энергоэффективен как при производстве, так и при эксплуатации. Сталь, используемая для изготовления кузова, плавится и прокатывается компанией U.S. Steel на ее предприятиях, сертифицированных по стандарту ISO:14001:2015, с использованием значительно меньшего количества воды, чем при использовании традиционных сталей, что снижает выбросы CO 2 на целых 75 %. С содержанием переработанной стали до 90 % эта сталь на 100 % пригодна для вторичной переработки для нового применения. Меньший пустой вес вагона снижает потребление топлива локомотивом при перемещении порожних грузов, сокращая потребление энергии и снижая выбросы.
• Более быстрое производство вагонов: Для изготовления вагонов требуется меньше времени, что приводит к повышению энергоэффективности благодаря меньшему количеству требуемого материала.
• Улучшенная грузоподъемность: Усовершенствования конструкции обеспечивают большую грузоподъемность. Высокопрочная сталь требует меньшего усиления конструкции кузова, что упрощает производственный процесс и увеличивает грузоподъемность.
«Работа, проделанная U.S. Steel, Norfolk Southern и Greenbrier, обещает значительные преимущества всем трем компаниям и отрасли грузовых перевозок в целом», — говорит председатель и главный исполнительный директор Greenbrier Уильям А. Фурман.
«Использование легкой и высокопрочной стали — это настоящая революция для железнодорожных вагонов», — отмечает председатель и главный исполнительный директор NS Джим Сквайрс. «Каждая гондола не только будет перевозить больше материала, но и будет потреблять меньше энергии, что сделает наши операции и операции наших клиентов еще более экологичными. Усовершенствования, сделанные Norfolk Southern, U.S. Steel и Greenbrier в этих полувагонах, могут быть применены к другим типам автомобилей, гарантируя, что эти устойчивые инновации будут продолжаться и в будущем. Кроме того, как только эти новые гондолы будут введены в эксплуатацию, мы планируем утилизировать предыдущие модели».
«Это замечательное сотрудничество с нашими партнерами в Norfolk Southern и Greenbrier помогает реализовать весь потенциал постоянных инновационных продуктов U.