Белаз и человек: Карьерный самосвал БелАЗ-75710: от сборки до транспортировки – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

Карьерный самосвал БелАЗ-75710: от сборки до транспортировки – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

Рассказываем, об особенностях сборки и транспортировки некогда самого большого в мире грузовика — БелАЗ-75710. Хоть и недавно ему пришлось уступить словенскому великану — карьерному самосвалу ETF MT-240, он по-прежнему остаётся уникальным.

БелАЗ-75710 прославился на весь белый свет. Этот гигантский карьерный самосвал, появившийся в 2013-м году, стал рекордсменом сразу в нескольких номинациях. Во-первых, он был пионером нового класса автомобилей с особо большой грузоподъёмностью, во-вторых, попал в «Книгу Гиннесса» благодаря феноменальной грузоподъёмности, а в-третьих занял первое место среди самых больших грузовиков мира как таковых.

В 2014-м году БелАЗ-75710 установил рекорд, когда на испытательном перегоне перевёз груз массой 503,5 т, превысив собственную допустимую нагрузку (450 т) на 53,5 т. — В принципе уникальный случай для грузовой машины.

БелАЗ-75710 — полноприводный 2-осный карьерный самосвал с электромеханической трансмиссией, мощностью двигателя 2 330 л.с., весом 350 тонн. Его габариты: 20,6 м в длину, 9,75 м в ширину и 8,26 м в высоту. Крутящий момент у этой модели равен 18,626 Н-м., на 100 км расходует примерно 1 300 л горючего. У машины 8 колёс (из них 4 2-скатных) с радиальными бескамерными покрышками, рассчитанными на нагрузку до 100 тонн — на каждое.

Дизель-электрическая силовая установка БелАЗа-75710 состоит из 2-х дизельных двигателей, электрогенераторов и мотор-колёс.

Машина предназначена для перевозки грузов по глубоким карьерам по технологическим дорогам при t(°С) от −50 до +50. Максимальная скорость, которую он может развить на ровной, подготовленной дороге — 64 км/ч.

Грузовик получил восторженные отзывы отечественных и зарубежных изданий. «Силовая установка в 6 раз мощнее двигателей современных машин «Формулы-1». В длину как 2 лондонских даблдекера, а весит больше пассажирского самолёта, полностью загруженного», — писали о нём в BBC Future.

Грузоподъёмность обеспечивается рядом неординарных решений: 4 колёсные пары с бескамерными пневматическими покрышками, рассчитанные на существенное превышение загрузки, и 2 16-цилиндровых дизельных двигателя, запускающих генератор, питающий 4 электрических мотора.

БелАЗ-75710 преодолевает продольные затяжные уклоны дорог до 12%, а кратковременные — до 18%. Его расчётная производительность на 25% выше, чем у всех предшественников, включая самые тяжёлые карьерные самосвалы.

Важно, что БелАЗ-75710 относительно легко адаптируется для работы в карьерах, где уже эксплуатируются «карьерники» с грузоподъёмностью от 320–ти до 360-ти т.

Внешне кабина БелАЗа-75710 напоминает рубку капитана корабля, и «мостик» тоже присутствует.

Появление такого гигантского грузовика было продиктовано кризисом мировой экономики. У компаний, специализирующихся на добыче ресурсов, возник запрос на сокращение затрат.

В холдинге «Сибирский деловой союз», базирующемся в Кемерове, Кемеровской области и Алтайском крае, решили оптимизировать транспортировку ископаемых за счёт использования грузовика с максимально возможной загрузкой. Однако все предложения на рынке того времени не могли кардинальным образом решить проблему. В итоге холдинг стал почётным 1-м покупателем БелАЗ-75710.

Новенький самосвал в декабре 2014-го был введён на территории угольного разреза «Черниговец» в Берёзовском (Кемеровская область), где «Сибирский деловой союз» добывает энергетический и коксующийся уголь высокого качества.

Большому «кораблю»…

Разработчикам БелАЗа-75710 пришлось отойти от классического подхода в создании карьерных самосвалов.

Для начала, конструкторам БелАЗ-75710 пришлось ориентироваться на размер самых больших шин в мире, чтобы на них можно было поставить несущую часть максимально возможных габаритов. Их производителем оказалась фирма Bridgestone, выпускающая шины размером 59/80R63 и весом 5,5 т.

Система управления грузовиком с поворотными мостами оказалась единственным возможным вариантом в этом случае, так как, к примеру, при шарнирно-сочленённой системе, автомобиль невозможно было бы нормально ремонтировать.

Основу БелАЗ-75710 составляют главная рама и поворотные устройства. Раму сварили на Минском станкостроительном заводе из высокопрочной стали Weldox 800.

Строение опорно-поворотных устройств и мостов схоже с поворотной платформой экскаватора, 3-рядные роликовые подшипники имеют диаметр 2,75 м. Мосты поворачиваются 2-мя гидроцилиндрами: один толкает, другой — тянет. Это происходит по отдельности: сначала полностью поворачивается передний, а с ним при необходимости — и задний. За счет 2-х поворотных осей и оригинальной кинематики поворота конструкторы добились высокой манёвренности для такой большой машины. Радиус поворота карьерного у БелАЗа-75710 составляет 19,8 м, в то время как аналогичный показатель у карьерных самосвалов грузоподъемностью 360 тонн равен 17,2 м.

Все мосты оснащены пневмогидравлическими цилиндрами подвески (по 2 на каждый) и 2-мя стойками стабилизаторов поперечной устойчивости. Они обеспечивают не только плавный ход, но и страхуют грузовик от опрокидывания.

На случай отказа гидрооборудования установлены пневмогидроаккумуляторы рулевого управления. Давления в 6-ти ёмкостях хватит на 1 поворот мостов из крайнего положения в противоположное.

Размещение тяговых моторов тоже было предопределено особенностями обслуживания такого гигантского автомобиля. Они установлены таким образом, чтобы их можно было отремонтировать, не снимая колёса, с которыми без помощи крана не разобраться. В свою очередь, простой из-за лишней разбортировки колёс ощутимо бил бы по карману заказчика.

Ставка на электромеханическую трансмиссию была сделана из соображений безопасности и долговечности, обусловленной отсутствием трущихся деталей. Поскольку генератор, вырабатывающий нужное такому самосвалу количество энергии, не нашли, силовую установку сделали из 2-х электрогенераторов, подсоединённых V-образному 16-цилиндровому дизельному двигателю MTU Detroit Diesel 16V4000 мощностью 1715 кВт. Дизели расположены в моторном отсеке поперечно, каждый — с предпусковым подогревателем.

Ко всем 4-м мотор-колёсам поступает напряжение — 1200 кВт, причём ток поступает по мере того, как создаётся нагрузка, благодаря системе привода переменного тока ММТ500 от Siemens. В этой системе есть шкаф управления с 2-мя инверторами ELFA, 3-мя вентиляторами обдува и вентиляцией тормозных резисторов. Привод на все колёса обеспечивает самосвалу высокую проходимость.

Работа двигателей выглядит следующим образом: когда самосвал едет пустой, работает один двигатель, а после загрузки подключается и второй. Выхлопные газы одного двигателя отводятся через глушители, а второго — направляются в платформу для подогрева, так как зимой грунт может примерзать, что мешает его разгружать.

БелАЗ-75710 оснащён системой кругового видеообзора и радарами, распознающими человека в слепых зонах. У платформы есть индикатор, показывающий экскаваторщику, насколько она загружена. Загруженность измеряется при помощи встроенных электронных весов.

Белорусский транзит

Безусловно, такую гигантскую машину невозможно перевезти по автомобильной дороге, да ещё и в другую страну! Поэтому весной 2014-го первый БелАЗ-75710 пришёл к заказчикам разобранным на 28-ми ЖД-платформах.

Транспортировку и сервисное обслуживание этого самосвала подробно описал коммерческий директор компании ООО «БелТрансЛогистика» Сергей Киселёв в своём интервью порталу Колёса.Ru.

С его слов процесс перевозки «БелАЗа» выглядит примерно так:

  1. Заводская сборка машины,
  2. Предпродажная подготовка,
  3. Прохождении комиссии, приём,
  4. Разбор на части и подготовка к отправке,
  5. Погрузка на ЖД-платформы и отправка клиенту (БелАЗ-75710 занимает целый ЖД-состав),
  6. Сборка на стороне клиента со специалистами дилера,
  7. Пуско-наладочные работы, настройка агрегатов и узлов,
  8. Повторное тестирование,
  9. Сдача машины заказчику.

Из Белоруссии до Урала ЖД-состав с грузовиком будут ехать около 7-ми дней, на Кузбасс – около 10-ти.

Что касается сервисного обслуживания, тут коммерческий руководитель «БелТрансЛогистика» отмечает, что у «БелАЗа» товаропроводящая сеть, куда входят: сборочное предприятие, десятки дилеров и сервисных центров в РФ и разных странах.

С 2013-го года в регионах России и Украине создаются сервисные предприятия при участии ОАО «БелАЗ», где есть склады деталей и базы агрегатно-узлового ремонта. Там, как правило, имеются условия для сервиса на всех этапах жизни «БелАЗов».

Формат ремонтных работ зависит от характера проблемы. Если произошёл сбой в работе какого-то крупного агрегата, мотора, редукторов мотор-колёс, элементов подвески, их снимают и везут в сервисный центр, временно заменяя на рабочий «оборотный» вариант, чтобы не было простоя.

Работы, требующие оперативного решения, совершает выездная бригада прямо в карьере.

Роман Кадулин

Беспилотные «БелАЗы» осваивают российские угольные карьеры

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Экономика

15.04.202016:40

Текст: Владимир Яковлев

Союз. Беларусь-Россия — Федеральный выпуск: №14(930)

ОАО БелАЗ

Белорусский автозавод совместно с российской «ВИСТ-Групп» продолжает разработку интеллектуальных карьерных самосвалов, которыми вместо привычного водителя, сидящего в кабине, управляет оператор. На расстоянии.

На заводском автодроме даже прошли показательные «выступления» уникальной машины. Первые самосвалы «БелАЗ-7513R» грузоподъемностью 130 тонн с удаленной системой управления уже работают в реальных условиях. На угольном разрезе «Черногорский» в Хакасии они перевозят вскрышную породу, двигаясь по выделенному участку протяженностью 1350 метров. Каждая умная машина уже прошла более пяти тысяч километров, перевезла многие тысячи тонн груза. Кстати, путь от идеи до практического воплощения занял менее десяти лет. Для таких гигантских машин срок мизерный.

— Считаю, что перспективы у нашего самосвала-беспилотника чрезвычайно большие, — рассказал «СОЮЗу» генеральный конструктор, начальник научно-технического центра ОАО «БелАЗ» — управляющая компания БЕЛАЗ-холдинг» Александр Егоров. — К слову, создать его в свое время предложили специалисты российских горнодобывающих компаний. В других странах также идут интенсивные поиски, как заменить в карьере человека умной машиной.

Сегодня не хватает водителей самосвалов, работа в карьере напряженная, зачастую в экологически небезопасных условиях, при 40-градусном морозе или, напротив, при высокой температуре. Соответственно, платить таким специалистам приходится немало. Плюс нужно создать им в удаленных от цивилизации регионах приемлемые бытовые условия, что также недешево.

Конечно же, сделать эту умную машину было непросто. Многие технические проблемы белорусским и российским машиностроителям и айтишникам пришлось решать впервые в мире. В частности, на «БелАЗе» разработали уникальную гидравлическую систему рулевого управления, электронно-гидравлическую тормозную систему. Это потребовало немалых интеллектуальных и материальных затрат.

Многотонной умной машине не страшны пыль, загазованность и плохая видимость, она сама выберет оптимальный маршрут, преодолеет его с максимально допустимой скоростью. К примеру, роботизированный «БелАЗ-7513R» подъезжает к месту разгрузки задом, используя так называемый челночный ход. Благодаря этому удается существенно сократить время на прохождение маршрута. Причем машина может использоваться практически непрерывно, останавливаясь лишь на заправку топливом и техническое обслуживание.

Многотонной умной машине не страшны пыль, загазованность и плохая видимость

Следующий этап — вслед за перевозкой вскрышной породы максимально автоматизировать ее погрузку. Первый образец фронтального погрузчика «БелАЗ-78250» с дистанционным управлением уже проходит испытания. В перспективе он сам сможет отстроить 3D-модель горной массы, предназначенной для погрузки, определит порядок действий, соотнесет свои перемещения с положением самосвала. Это значит, что вскоре «БелАЗ» сможет поставлять горнодобывающим предприятиям роботизированные погрузочно-доставочные комплексы. Такая техника будет управляться из единого центра. Тем самым «интеллектуальным» станет весь карьер. Обслуживающего персонала там будет минимум. В планах, сообщили в ОАО «БелАЗ», также создание роботизированного карьерного самосвала и погрузчика без кабины водителя. Да и зачем она, если человека в управлении машиной практически полностью заменит специальный интеллектуальный модуль. Места он занимает несравненно меньше. А значит, техника станет конструктивно проще. C другой стороны, «БелАЗ» готов расширить модельный ряд самосвалов, способных автономно работать. Для этого уже апробированное интеллектуальное оборудование может быть адаптировано для установки на машины грузоподъемностью от 90 до 360 тонн.

КСТАТИ

Второй 130-тонный «БелАЗ» приобрело в этом году ОАО «Ураласбест», теперь здесь работают 11 таких машин. За смену каждая перевозит до 1,5 тысячи тонн горной массы. Самосвал носит имя Алексея Ладыженского, первооткрывателя асбестового Баженовского месторождения.

На заводском автодроме даже прошли показательные «выступления» уникальной машины. Фото: ОАО БелАЗ

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте

Подписаться

Россия стала почетным гостем юбилейной Минской международной книжной выставки-ярмарки

Григорий Рапота — о том, почему СГ так нужна единая транспортная система

Режиссер Игорь Угольников — о своей киностудии и миссии исторического кино

Что нового на рынке страховых услуг Беларуси и России

Как в Минске собирают союзный электротранспорт

Писатель Михаил Поздняков — о том, что значат книги в жизни белорусов и россиян

Корреспондент «СОЮЗа» побывал в одном из ведущих «мозговых центров» союзного машиностроения

К 80-летию трагедии в Хатыни завершится масштабная реконструкция комплекса

Заказать экскурсию БЕЛАЗ — марка Беларуси цена 24,99 евро/чел.

Время отправления 09:30

г. Минск, ж/д вокзал (Минск-Пассажирский), 1 этаж (городской) возле центрального эскалатора

1 взрослый2 взрослых3 взрослых4 взрослых5 взрослых6 взрослых7 взрослых8 взрослых9 взрослых10 взрослых11 взрослых12 взрослых13 взрослых14 взрослых15 взрослых старше 18 лет

х

без детей1 ребенок2 ребенка3 ребенка4 ребенка5 детей6 детей7 детей8 детей9 детей10 детей11 детей12 детей13 детей14 детей15 детей до 18 лет

х

Итого

Страна проживания BelarusRussiaAlgeriaAngolaArgentinaArmeniaAustraliaAustriaAzerbaijanBelgiumBrasilBulgaryBurundiCôte d’IvoireCambodiaCameroonCanadaChileChinaColombiaCongoCosta RicaCroatiaCzechiaDenmarkEgyptEl SalvadorEstoniaEthiopyFinlandFranceGeorgiaGermanyGhanaGreeceGuatemalaHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsraelItalyJapanJordanKazahstanKoreaKubaKuwaitKyrgyzLatviaLebanonLibyaLithuaniaMacedoniaMalaysiaMexicoMoldovaMongoliaMontenegroMoroccoNederlandNepalNew ZealandNigeriaNon citizenNorwayOmanOtherPakistanPhilippinesPolandPortugalQatarSalvadorSaudi ArabiaSenegalSerbiaSingaporeSlovakiaSloveniaSouth AfricaSouth KoreaSpainSri LankaSudanSwedenSwitzerlandstateless personTajikistanThailandThe Republic of CyprusTunisiaTurkeyTurkmenistanUAEUkraineUnited KingdomUSAUzbekistanVenezuelaVietnamYemenAdd city

Город проживания Нью-ЙоркЛос-АнджелесКанзасНорт-ПортУэст-ХартфордСент.

PaulNew MexicoPalo Alto, CaliforniaWashingtonLafayetteMinneapolisChicopeeWest Palm BeachСlevelandRaleighFlower MoundHerndonAbsecon, New JerseyReno, Nevada San FranciscoEdisonBaltimoreChicagoSherwood, OregonAnchorage, Alaska DenverLincolnHolt, MichiganEasthamptonVirginia BeachPortlandDowners-GroveKihei, HawaiiHoustonSeattleRandolphBostonAustin, ТехасEnglewood, New JerseyAtlanta, GeorgiaSacramentoLos AltosBoca RatonHopatcong, New JerseyBurlington, VermontUtica Savannah, GeorgiaPhoenixPhiladelphiaAdd city

Способ оплаты

/ Оплата до начала тура
В выходные оплата на месте не принимается. Оплатить экскурсию необходимо заранее онлайн или через информационный киоск

Я ознакомился с Политикой конфиденциальности и соглашением об обработке персональных данных и принимаю их.

Страна проживания BelarusRussiaAlgeriaAngolaArgentinaArmeniaAustraliaAustriaAzerbaijanBelgiumBrasilBulgaryBurundiCôte d’IvoireCambodiaCameroonCanadaChileChinaColombiaCongoCosta RicaCroatiaCzechiaDenmarkEgyptEl SalvadorEstoniaEthiopyFinlandFranceGeorgiaGermanyGhanaGreeceGuatemalaHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsraelItalyJapanJordanKazahstanKoreaKubaKuwaitKyrgyzLatviaLebanonLibyaLithuaniaMacedoniaMalaysiaMexicoMoldovaMongoliaMontenegroMoroccoNederlandNepalNew ZealandNigeriaNon citizenNorwayOmanOtherPakistanPhilippinesPolandPortugalQatarSalvadorSaudi ArabiaSenegalSerbiaSingaporeSlovakiaSloveniaSouth AfricaSouth KoreaSpainSri LankaSudanSwedenSwitzerlandstateless personTajikistanThailandThe Republic of CyprusTunisiaTurkeyTurkmenistanUAEUkraineUnited KingdomUSAUzbekistanVenezuelaVietnamYemenAdd city

Город проживания Нью-ЙоркЛос-АнджелесКанзасНорт-ПортУэст-ХартфордСент. PaulNew MexicoPalo Alto, CaliforniaWashingtonLafayetteMinneapolisChicopeeWest Palm BeachСlevelandRaleighFlower MoundHerndonAbsecon, New JerseyReno, Nevada San FranciscoEdisonBaltimoreChicagoSherwood, OregonAnchorage, Alaska DenverLincolnHolt, MichiganEasthamptonVirginia BeachPortlandDowners-GroveKihei, HawaiiHoustonSeattleRandolphBostonAustin, ТехасEnglewood, New JerseyAtlanta, GeorgiaSacramentoLos AltosBoca RatonHopatcong, New JerseyBurlington, VermontUtica Savannah, GeorgiaPhoenixPhiladelphiaAdd city

Метод оплаты в белорусских рублях (Mastercard, Visa)в российских рублях (Mastercard, Visa)в долларах (Mastercard, Visa)в евро (Mastercard, Visa)оплата наличными в офисе (Минск, ул. Суражская 10, оф. 21)банковский перевод ( для юридических лиц) в белорусских рубляхбанковский перевод (для юридических лиц) в российских рубляхбанковский перевод (для юридических лиц) в долларах СШАбанковский перевод (для юридических лиц) в евро

Я ознакомился с Политикой конфиденциальности и соглашением об обработке персональных данных и принимаю их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *