БелАЗ: как делают самый большой карьерный самосвал в мире?
Andrey Pozharskiy / Shutterstock.com
Большой, надежный и безотказный, этот самосвал может годами работать в самых суровых условиях. Когда зимой в Сибири температура опускается до –45 °С, БелАЗы не глушат моторы неделями. Запустить их на морозе — задача не из легких.
Только в одном карьере в Кузбассе ежедневно добывают несколько железнодорожных составов угля. Но прежде, чем добраться до полезного ископаемого, нужно поднять и вывезти сотни тысяч тонн пустой породы. Как раз этой работой и занимаются БелАЗы. Их грузоподъемность зависит от серии — самый большой в мире карьерный самосвал 75710 перевозит до 450 тонн. Вместе с грузом супермашина весит больше, чем Boeing 747, и может в прямом смысле слова свернуть горы.
На угольном разрезе в Западной Сибири работа не прекращается ни на минуту. За одну смену самосвал перевозит столько породы, что ею можно было бы засыпать несколько олимпийских бассейнов. БелАЗы курсируют по карьеру днем и ночью — без выходных и праздников. Во время пересменки водители даже не глушат двигатели, и нередко получается так, что машины работают по несколько дней подряд.
Как делают этих монстров?Строительство завода торфяного машиностроения под Минском началось 75 лет назад — в 1947 году. Белорусский автомобильный завод возводили в чистом поле — вдали от крупных карьеров, металлургических комбинатов и крупных электростанций. Но со временем ничем не примечательное поселение Жодино стало местом, где расположен крупнейший в мире и единственный на территории бывшего СССР завод карьерной техники.
Большинство деталей для уникального самосвала не закупаются, а делаются на заводе. Технологический процесс был выстроен и отлажен еще в 1960-е годы: детали передаются с одного станка на другой согласно технологической цепочке. Правда, сегодняшние модели требуют нового оборудования и новых подходов к производству. Поэтому внутренности БелАЗа делают не линейно, как раньше, а в одном месте, на современных пятикоординатных станках. Токарю-наладчику нужно всего лишь правильно установить заготовку, а потом компьютер все сделает сам.
После того как готовая деталь снимается со станка, ее отправляют в измерительную лабораторию, где каждое изделие проходит строгий контроль. Специальный щуп с искусственным рубином на конце проводит осмотр и сверяет параметры изделия с электронным чертежом в компьютере. Только если отклонение в пределах нормы (составляет сотые доли миллиметра), деталь получает сертификат соответствия.
Фото: Aliaksandr Kushner / Shutterstock.com
Все новые детали проходят испытания в экспериментальном цехе, где над ними жестоко издеваются, то есть проводят тесты: сжимают, растягивают, проверяют на прочность и износостойкость. Прежде чем шестеренка попадет в серию, испытатели беспощадно уничтожат примерно сотню ее «сестер».
Горняки постоянно требуют от карьерных самосвалов все большую и большую грузоподъемность. Конструкторам приходится придумывать все новые и новые технологические решения, металловедам — постоянно изобретать инновационные материалы.
Если 60 лет назад первая модель самосвала могла перевозить лишь 27 тонн, то в 1977 году грузоподъемность составила уже до 110 тонн, а в 2013-м с конвейера вышел гигантский БелАЗ-богатырь, вмещающий 450 тонн.Самый большой самосвал в миреБелАЗ-75710 дважды вошел в Книгу рекордов Гиннесса: как самый большой двухосный самосвал в мире, а также благодаря самому крупному кузову карьерного самосвала. На заводе кузов изготавливают из высокопрочной легированной стали. Ее можно разрезать только плазменным либо высокотемпературным газовым резаком. Листам придают нужную форму с помощью огромного пресса, который давит с силой в 1000 тонн. Согнутые детали соединяют на очень больших сварочных аппаратах, но делают кузов не до конца: заказчик получает его в разобранном виде из трех частей и собирает уже у себя с помощью болтов. Иначе кузов бы не поместился ни на одну железнодорожную платформу и его было бы невозможно доставить.
БелАЗ вблизи напоминает двухэтажное здание с лестницей — дом на восьми колесах. Высота каждого колеса — около 4 м. У серии БелАЗ-75710 каждая покрышка весит больше 5 тонн, примерно как африканский слон. Шины 59/80R63 — самые большие в мире.
Фото: AleksSafronov / Shutterstock.com
Кстати, покрышки для БелАЗа делают на другом белорусском заводе — в Бобруйске. При производстве используется несколько сортов резины с различными свойствами. Материала, который уходит на одну покрышку, было бы достаточно для создания более чем 600 шин для легковых автомобилей. Пятитонное колесо устанавливается всего за 10 секунд — достаточно закрутить 24 гайки. К заказчику самосвал едет в разобранном виде, ведь одни только покрышки занимают целый вагон.
Моторный отсек у чудо-машины настолько просторный, что в него может залезть человек. Два тяговых электродвигателя БелАЗа, на которые устанавливаются редукторы, потребляют 1400 кВт. Этого электричества хватило бы, чтобы зажечь 23 000 лампочек. Таким количеством энергии машину снабжает огромный дизель внутреннего сгорания. Принцип его работы такой же, как в обычном автомобиле.
Только цилиндров побольше — 16 штук, объем каждого — почти 4 л.При этом БелАЗ — гигантская передвижная электростанция. Самосвал имеет электромеханическую трансмиссию: он сжигает топливо, вырабатывает электрический ток и передает его по проводам к электродвигателям, которые установлены прямо на колесах, и они приводят в движение всю эту махину.
Кабина у карьерного самосвала тоже очень просторная, но в целом как у обычного автомобиля. Стоит коробка-автомат, но есть три педали. Две из них — это педали тормоза: основной и аварийный. Очень редко, но бывают случаи, когда отказывают оба тормоза. Чтобы избежать катастрофы, все дороги в карьере обсыпаны горами из пустой породы. Если тормоз отказал, водитель отправляет машину в это препятствие и БелАЗ упирается в него, как бык в ограду.
Техническое обслуживание каждого монстра обходится примерно в $100 000 в год. БелАЗ работает в непростых условиях. Порода очень тяжелая, твердая, и у нее острые края. В итоге за несколько лет кузов самосвала стирается об камни чуть ли не до дыр. Примерно раз в четыре года кузов обшивают новыми листами металла.
Любая поломка такого монстра может остановить работу половины карьера. Поэтому за состоянием БелАЗов круглосуточно следят в специальном ситуационном центре. На экран выводятся параметры каждой машины: местоположение, загрузка, запас топлива и даже температура двигателя. Если оператор увидит неисправность, он свяжется с водителем, который находится в кабине. В ТО входит частая чистка воздушных фильтров, через которые самосвал «вдыхает» сотни кубометров воздуха в минуту и вентилирует двигатели. Снаружи они напоминают фары, но на самом деле это «легкие» автомобиля.
Как заявляют производители БелАЗа, каждый третий карьерный самосвал в мире производится у них. Эту белорусскую супермашину можно встретить на сотнях карьерах в десятках стран мира. Он немного неповоротлив, прожорлив и почти всегда грязный, но зато прекрасно добывает уголь, принося людям свет и тепло.
Процесс изготовления БелАЗов можно увидеть на канале «Наука» — в программе «Анатомия монстров».
Как закрыть «Врата ада»
Воспарить над пробками: авиамобили — наша новая реальность
Самые впечатляющие телескопы России
На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации
Техника на грани
Остальные теги
Расскажите друзьям
- Что было раньше
Генетики выяснили, где и когда люди одомашнили виноград
- Живое
- Эволюция сегодня
Исследование: собаки Чернобыля генетически отличаются от других собак мира
- Устройство человека
Биологи: поведение матери в первый год жизни младенца влияет на работу генов ребенка
- Внеземное
Найдены доказательства того, что на Энцеладе могут быть теплые источники
- Будущее уже здесь
- Кибервсё
Новый шлем дополненной реальности позволяет видеть скрытые предметы
Мир, дружба, жвачка
©Midjourney / ТГ-канал Нейросеть for Fun
Нейросеть показала, как выглядят бляха-муха, ёшкин кот и ядрёна вошь
NASA Image Collection
К Солнцу приблизилась еще одна большая комета
SDO/AIA
Опубликовано видео мощного коронального выброса на Солнце
Richard D. Hansen/Ancient Mesoamerica, 2022
На севере Гватемалы в джунглях обнаружили огромную сеть поселений ранних майя
Роскосмос
«Прогресс МС-21» свели с орбиты. Российский корабль разрушился в атмосфере
Хотите быть в курсе последних событий в науке?
Оставьте ваш email и подпишитесь на нашу рассылку
Ваш e-mail
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Крупнейший в мире самосвал БелАЗ отправился в Кузбасс
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Рубрика:
Легковые автоКемеровская областьСибирь
02.10.2013 23:21
Владимир Яковлев ([email protected])
На днях Белорусский автомобильный завод, известный своими карьерными самосвалами и другой тяжелой техникой, отметил 65-летие. А городу Жодино, в котором предприятие находится и которому, собственно, обязан своим существованием, исполнилось 50.
И заводчане, и горожане отметили эти торжественные даты весело и содержательно. Была и ярмарка, и народные гулянья. Но главное событие произошло все-таки на испытательном полигоне БелАЗа. Туда впервые выкатили только что собранный самый большой в мире карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн.
Такого гиганта о восьми колесах и двух двигателях мировое машиностроение еще не знало. Его общий вес с грузом может достигать 810 тонн! При этом грузовик сможет развивать скорость до 64 километров в час — этого было бы достаточно, чтобы, к примеру, устойчиво двигаться в городском транспортном потоке. По плечу гиганту и крутые спуски и подъемы. Он сможет работать как при морозах в 50 градусов, так и при 50-градусной жаре. Это открывает ему дорогу в добывающие карьеры любой точки планеты. Но первый экземпляр по традиции отправится в Кузнецкий угольный бассейн России.
Появление сверхмощного самосвала не случайно. Добывающая промышленность мира все глубже вгрызается в недра, для этого требуется все более производительный транспорт. Заместитель генерального директора БелАЗа Станислав Якубович на празднествах пояснил: выпуск техники высокой и сверхвысокой грузоподъемности за последние годы удвоился. И в ближайшие два года еще более возрастет. До тысячи, с учетом запасных частей, машин в год.
Чтобы реализовать эту масштабную задачу, уже полтора года на БелАЗе выполняется программа развития предприятия. Построены новые просторные цеха общей площадью под 30 тысяч квадратных метров — с огромными воротами, подъемными кранами, сверхпрочными полами. Но главное — с новейшим оборудованием. Именно в эту составляющую вкладывается основная часть 440-миллионных инвестиций. Цель — обеспечить высокую гибкость производства, минимальное влияние на качество субъективного фактора, повышение качества и производительности. Все это по плечу в основном многооперационным станкам с программным управлением, на которые приходится наибольшая доля затрат. Всего в новых и уже действующих цехах запланировано установить более 700 новых станков и технологических установок, многие из которых, к слову, создаются сообща с учеными. И тоже на мировом уровне. В замыслах, например, внедрить изготовление колес из одной цельной установки вместо трех, как сейчас. А диаметр изделия нешуточный — полтора метра! Такого мировая практика также еще не знает.
Общий вес самосвала-гиганта с грузом может достигать 810 тонн! Он сможет работать как при морозах в 50 градусов, так и при 50-градусной жаре
Растут белазовские машины, прибавляет в весе и само предприятие. Сегодня это масштабный холдинг, предприятия которого разбросаны по всей Беларуси. Сборочные филиалы есть и в России, Казахстане. И там тоже идет масштабное обновление технологий и оборудования. В том числе используется для этого российский капитал. Недавно Минск посетил глава российского Сбербанка Герман Греф. Он подтвердил намерение выдать БелАЗу и Мозырскому нефтеперерабатывающему заводу кредитные ресурсы на 800 миллионов долларов. Можно не сомневаться, это выгодное вложение средств.
Хотя бы потому, что белорусские тяжеловозы растут не только в размерах, но и в качестве. Их ресурс возрос с 400 тысяч километров до 800 тысяч и миллиона километров. Ни у одного из конкурентов нет такой широкой гаммы машин по грузоподъемности, заверил первый заместитель генерального директора Олег Степук. Недавно на БелАЗе появились самосвалы промежуточной грузоподъемности 55, 154-160, 180 тонн. Они востребованы не только в СНГ, но и на других рынках. На смену 240-тоннику приходит 280-тонник, на смену 320-тонной машине пришла 360-тонная.
А в каком направлении будет расти белорусское карьерное производство завтра? Появится ли, к примеру, самосвал грузоподъемностью 1000 тонн? Создатели больших машин из Жодино мыслят не столь прямолинейно. Сейчас они работают над тем, чтобы изготовить умную машину, способную работать в карьере без участия человека. И первый такой экспериментальный 130-тонник уже проходит испытания.
Кстати
За свою историю БелАЗ изготовил 136 тысяч машин свыше 500 моделей и модификаций грузоподъемностью от 30 до 450 тонн, они представлены в 72 странах. На БелАЗ приходится каждый третий карьерный самосвал в мире. Россия остается главным потребителем белорусской карьерной техники.
Союз. Беларусь-Россия — Федеральный выпуск: №37(617)
Главное сегодня
NYT: Киев готовит украинцев к сдаче Артемовска на фоне российского наступления
Канцлер Германии Шольц: Китай заверил, что не будет поставлять оружие России
Экс-советник Пентагона Макгрегор заявил, что США бросят Зеленского после поражения Украины
WSJ: ВСУ потеряли под Артемовском несколько самых подготовленных подразделений
Bloomberg: Саудовская Аравия подняла цены на нефть для Азии и Европы
В России начинается четырехдневная рабочая неделя с выходным в среду
Продукты, конкуренты, финансы, сотрудники, штаб-квартиры
Мировая индустрия самосвалов до 2026 г.
21 февраля 2022 г.
Глобальный рынок самосвалов оценен в 27,97 млрд долларов США в 2020 году и, по прогнозам, будет расти со среднегодовым темпом роста 6,30% в течение прогнозируемого периода с 2022 по 2026 год. Поддерживающая государственная политика подпитывает деятельность по развитию инфраструктуры в странах с развивающейся экономикой, что в значительной степени ускоряет спрос на мировом рынке самосвалов. Растущее внимание ведущих мировых органов власти к производству экономичных транспортных средств и наличие строгих норм выбросов стимулируют производство высокопроизводительных и эффективных самосвалов. Ожидается, что внедрение более совершенных и усовершенствованных моделей самосвалов и развитие транспортной инфраструктуры создадут огромный потенциал для роста мирового рынка самосвалов. Высокий спрос на редкоземельные и драгоценные металлы в связи с растущим располагаемым доходом потребителей способствует росту продаж самосвалов по всему миру.
Возможность переносить и перемещать материалы с одного места на другое устраняет необходимость найма рабочей силы для выполнения задачи; поэтому самосвалы считаются более экономичными. Глобальный рынок самосвалов можно сегментировать по типу транспортного средства, размеру, применению и региону. В зависимости от типа транспортного средства рынок можно разделить на малые, средние и большие самосвалы. Ожидается, что в ближайшие пять лет в сегменте малых самосвалов будет наблюдаться самый быстрый рост. Компактный размер этих самосвалов позволяет им передвигаться по любой местности и легко добраться до труднодоступных строительных площадок. Кроме того, они снижают ухудшение состояния окружающей среды за счет снижения выбросов по сравнению с более крупными самосвалами и эффективно работают в сухую и влажную погоду. Основными игроками на мировом рынке самосвалов являются AB Volvo, ОАО «БелАЗ», Caterpillar Inc., Hitachi Construction Machinery Co. Ltd., Komatsu Limited и другие, в том числе Ashok Leyland Limited, Scania AB, MAN Truck & Bus AG, Tata Motors.3 февраля 2021 г.
Coal India подписывает договор на 2900 крор рупий о закупке самосвалов
17 декабря 2020 г. Мировой рынок угля
27 августа 2020 г.
Индийская угледобывающая компания CIL заключила с БелАЗом контракт на оборудование на сумму 390 млн долларов
07 9 февраля0003
admin2021-02-06T11:59:32+01:00
Автор: admin Автомобильные новости 0 Комментариев
ОАО «БЕЛАЗ» (Белорусский Автомобильный Завод) – пожалуй, малоизвестное предприятие, базирующееся в г. Жодино Минской области белорусской столицы. Тем не менее, он является мировым игроком в производстве карьерных самосвалов для тяжелых грузов и имеет высокую грузоподъемность, а также другие типы тяжелых транспортных средств, используемых в горнодобывающей и строительной промышленности.
Белаз 75710 — самый тяжелый грузовик в мире: его вес соответствует весу более 40 полностью загруженных автобусов. Занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» в январе 2014 года как двухосный самосвал с самой большой грузоподъемностью (450 тонн) и самым большим (объемом 645,4 м3). Его размеры циклопические: длина 20,60 м, 90,75 метра в ширину и чуть более 8 метров в высоту. Его вес пустого составляет 360 тонн, а при полной загрузке он может достигать 810. Этот огромный самосвал превосходит своих ближайших преследователей Caterpillar, Liebherr и Bucyrus.
Belas 75710 — настоящий уличный монстр. Речь идет о самом тяжелом из когда-либо построенных самосвалов, пыльном гиганте, служащем в российской Кемеровской области в морозной Сибири. В настоящее время в эксплуатации находятся три машины, все они работают на угольных шахтах юго-западной Сибири.
Впечатляют и технические характеристики силового агрегата. На самом деле он оснащен двумя дизельными двигателями MTU (группа Rolls Royce) 16V 4000 мощностью 3440 кВт, которые потребляют красоту 953,3 литра/час. По сути, сибирский гигант рассчитывает на дизель-электрическую силовую установку, немного похожую на то, что бывает на крупных кораблях или подводных лодках. Физически Белаз приводит в движение четыре электродвигателя, но грубая сила, необходимая для движения 75710, изначально предлагается двумя шестнадцатью V-образными цилиндрами производства немецкого MTU, способными выдать суммарную мощность в 4600 лошадиных сил. Два четырехтактных двигателя V16, явно работающих на дизельном топливе, развивают более 9 300 ньютон-метров каждый, что соответствует общему крутящему моменту более 18 600 ньютон-метров: прежде всего благодаря безумному рабочему объему 130 000 куб.
Для питания двух огромных двигателей V16 требуется боеспособный танк, и в данном случае это так. Всего БелАЗ может перевозить 5600 литров топлива, что достаточно для проезда около 430 км. Говоря о подобных транспортных средствах, цифра потребления является лишь ориентировочной, так как эта величина сильно варьируется в зависимости от условий использования: однако в среднем можно сказать, что мегагрузовику требуется около 1300 литров дизельного топлива на каждые 100 километров.