Спрос на железнодорожные перевозки на Дальний Восток резко возрос
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Экономика
27.03.2022 20:30
Поделиться
Дарья Худякова
Введенные Западом ограничения в сфере транспорта вынудили российские компании переориентировать сбыт продукции на восток. Нагрузка на железнодорожные пути резко выросла. В РЖД предлагают клиентам совместно проработать нестандартные логистические решения.
Алексей Куденко/РИА Новости
Например, компания может запустить ускоренные маршрутные поезда из Китая для своевременной доставки критически важных химикатов для отбеливания целлюлозы. В России этих реактивов уже не хватает. «Наша главная задача, чтобы производства не остановились. Для этого нам нужно вместе выработать более гибкую систему планирования перевозок, чтобы принимать быстрые решения», — заявил накануне генеральный директор, председатель правления компании «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров в Совете Федерации. Сенаторы рассматривали способы быстро решить возникшие проблемы с логистикой.
Нагрузка на транссибирском маршруте резко выросла из-за импорта из Восточной Азии, поясняет «РГ» вице-президент Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Сергей Желаннов. Активизировались перевозки и внутри страны. «В первую очередь перевозят продукты, товары первой необходимости, чтобы наполнить магазины достаточным запасом товаров», — говорит он.
Как сообщали в РЖД, за первую неделю марта грузооборот по сети железных дорог вырос на 1,8% к аналогичному периоду прошлого года и побил исторический рекорд. При этом перевозки контейнерных грузов по БАМу и Транссибу выросли на 23,5%.
За две недели марта поток грузов продолжал нарастать. На выездном заседании Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Белозеров заявлял, что сейчас в приоритете военные спецперевозки и транспортировка социальных грузов. Перевозки продуктов, лекарств заметно выросли. В РЖД указывали, что фиксируют резкую переориентацию экспортных поставок с западного направления на восток.
При этом председатель Совфеда Валентина Матвиенко замечала, что при разработке механизмов обеспечения доставки грузов нужно учесть интересы грузоотправителей. Бизнес и промышленность в сложившихся условиях, по ее словам, должны получить максимальную поддержку.
Сами представители бизнеса публично обсуждать сложившуюся ситуацию не спешат. Одни из крупнейших логистических компаний в России — СДЭК и «Деловые линии», которым «РГ» направляла запрос, комментировать возможные проблемы с транспортировкой грузов отказались.
Между тем в минтрансе посчитали нужным взять управление ситуацией на себя. В министерстве создали оперативные штабы по координации перевозок. Адресные решения по обращениям грузоотправителей, по словам Белозерова, принимаются в ежедневном режиме.
Шаги по стабилизации ситуации в секторе железнодорожных перевозок были приняты и на уровне правительства. С 6 марта по 1 июля 2022 г. для гибкого реагирования на внешнеэкономические условия в стране приостановили действующие с 2003 правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре. Они применялись для участков БАМа и Трассиба с ограниченной пропускной способностью. По этим правилам, в очередности перевозки грузы стояли в конце списка. Теперь высокодоходные грузы в контейнерах, идущие на экспорт, получат приоритет и могут потеснить уголь. Новые правила должны помочь быстрой переброске экспорта на восток, так как западные выходы оказались закрыты. Везти грузы к российским портам на Балтике сейчас не имеет смысла. Из-за санкций там не находится достаточно судов, желающих доставлять грузы, связанные с Россией, через европейские порты, рассказал «РГ» представитель рынка грузовых перевозок.
Инфографика «РГ»/ Александр Чистов/ Дарья Худякова
Закрытым оказался и транзит через Украину. Некоторые грузоотправители приняли решение прекратить поставки в недружественные страны. Но уже погруженые вагоны теперь нужно отсортировать из составов, следующих на экспорт.
В РЖД сообщили, что отменили штрафы и сборы за непредъявление грузов, следующих на Украину и через Украину, а также организовали бесплатные консультации по техническим условиям перевозок грузов и упростили процедуру заключения договоров на подачу-уборку вагонов.
Прогнозировать, как будет дальше развиваться ситуация, участники рынка грузоперевозок не берутся. Пока лишь можно предполагать, что нагрузка на железные дороги будет расти. Причем спрос ожидается не только на перевозки в восточном направлении.
На фоне остановившихся грузовых авиаперевозок и сужающихся возможностей перевозки морем в Евросоюзе решили нанести удар также по автомобильным перевозкам. Министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис вместе с коллегами из Польши, Латвии и Эстонии обратились к еврокомиссару по транспорту Адине Валеан и министрам транспорта стран ЕС с призывом запретить перевозку товаров по дорогам из России и Беларуси, сообщили в минтрансе Литвы.
Нагрузка на железные дороги дальше будет только возрастать, спрос предполагается перераспределить с восточного на южные направления
В такой ситуации роль железнодорожных перевозок повышается. Потому параллельно в РЖД развивают и другие направления перевозок. Например, компания увеличила частоту контейнерных шаттлов между Калининградской областью и Подмосковьем. По маршруту перевозятся полимерные и строительные материалы, кондитерские изделия, электронная техника и другие товары народного потребления со сроком доставки не больше трех дней.
Экспортерам предлагают рассмотреть другие альтернативные направления, где пути недозагружены. Например, можно использовать транспортный коридор «Север — Юг». Грузы будут идти через погранпереход Самур в Азербайджан и далее транзитом по суше либо через порты Каспия. Правда, в последнем случае многое будет зависеть опять же от возможностей перевозки грузов по морю.
Российская газета — Федеральный выпуск: №65(8713)
Поделиться
Железные дорогиОАО «Российские железные дороги» ДФОДальний ВостокВ регионахСанкции и антисанкции
РЖД опровергли введение спецограничений на перевозки грузов в Якутии — РБК
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 6 мая
EUR ЦБ: 84,91
(-2,09)
Инвестиции, 05 мая, 16:30
Курс доллара на 6 мая
USD ЦБ: 76,82
(-1,79)
Инвестиции, 05 мая, 16:30
В ООН сообщили о тупике в переговорах о зерновой сделке Политика, 03:05
Во время пожара на химзаводе Shell в Техасе пострадали шесть человек Общество, 03:01
В Берлине сняли запрет на флаг Украины к 9 Мая и оставили на флаг России Политика, 02:26
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
Анкара предупредила о росте цен на продукты без продления зерновой сделки Политика, 02:21
Туроператоры раскритиковали идею Бали ввести очередь на посещение острова Общество, 02:00
Telegraph узнал о запрете принцу Гарри надеть военную форму на коронацию Общество, 02:00
В Глазове ввели режим повышенной готовности из-за птичьего гриппа Общество, 01:23
Ждать ли краха рубля в ближайшие месяцы?
Узнаем мнение ведущих экономистов России на встрече Клуба инвесторов РБК Pro. 16 мая 19:00 МСК
Присоединиться
В Киеве заметили падение эффективности HIMARS из-за российских «глушилок» Политика, 01:19
СК оценит действия депутата Украины после драки с делегатом России Политика, 01:01
МИД назвал неуважением слова Салливана о соблюдении санкций Узбекистаном Политика, 01:00
Минцифры вернуло проект о едином реестре воинского учета после сбоя Технологии и медиа, 00:40
На нефтеперерабатывающем Shell в Техасе произошел пожар Общество, 00:26
В Великобритании пройдет коронация Карла III Политика, 00:01
Станет ли «Зенит» чемпионом на глазах у «Спартака». Интриги тура РПЛ Спорт, 00:00
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
РЖД не вводили ограничения на железнодорожные грузоперевозки в Якутии, они производятся с учетом дефицита пропускной способности путей, сообщил РБК представитель компании.
На сайте «Железных дорог Якутии» (ЖДЯ) в сообщении от 29 декабря говорится, что в республике затруднена доставка грузов «с возникновением логистических сложностей из-за увеличения объемов перевозок на Восточном полигоне ОАО «РЖД». Однако днем ранее ТАСС и «Интерфакс», цитируя схожее по содержанию заявление ЖДЯ, также указывали, что из-за этих проблем РЖД ввели «ограничения на согласование заявок на перевозку грузов».
В РЖД отметили, что не вводили каких-либо «специальных ограничений».
adv.rbc.ru
«Прием грузов к перевозке осуществляется на общих основаниях, учитывая приоритеты, заложенные во временных правилах определения очередности в условиях дефицита пропускной и провозной способности Байкало-Амурской магистрали и Транссиба», — сообщили в РЖД.
adv.rbc.ru
Там добавили, что «держат на особом контроле доставку в республику товаров первой необходимости, топлива и скоропортящихся грузов».
Заместитель гендиректора компании, начальник центральной дирекции управления движением Михаил Глазков отмечал, что «после 24 февраля грузопоток развернулся с запада на восток». Для повышения «маневренности и оперативности» движения грузов по железной дороге компания предложила утвердить методику расчета оптимального числа грузовых вагонов, работающих на путях общего пользования. В числе идей — убрать с таких путей 170 тыс. вагонов, что составляет 13% от всего парка на сети.
Магазин исследований Аналитика по теме «Транспорт»
Название статьи (используйте стиль: название статьи)
%PDF-1.5 % 1 0 объект >>>]/ON[142 0 R]/Порядок[]/RBGroups[]>>/OCGs[142 0 R 205 0 R]>>/Страницы 2 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 204 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 209 0 R>> эндообъект 141 0 объект >поток приложение/pdf
Наплыв товаров из Китая создает нагрузку на железнодорожную сеть России
[1/5] Вид на торговый порт во Владивостоке, Россия, 18 октября 2021 г.
REUTERS/Татьяна Меел- Резюме
- Глобальные задержки перевозок повышают привлекательность железнодорожных маршрутов через Россию
- Объемы перевозок по железной дороге из Китая выросли на 47% за первые девять месяцев 2021 года
- Рост выявил проблемы с путями, контрольно-пропускными пунктами, подвижным составом 19 правительственных планов инвестиции, оператор ищет более быстрые темпы
МОСКВА, 19 окт (Рейтер) — Взрывной рост стоимости морских перевозок побуждает китайских производителей отправлять больше товаров в Европу по железной дороге через Россию, но рост спроса создает узкие места и нагрузку на пропускную способность сети .
Государственная монополия «Российские железные дороги» заявила, что общий объем контейнерных перевозок, следующих транзитом через Россию, за первые девять месяцев 2021 года подскочил на 40% до 782 000 TEU (двадцатифутовый эквивалент) и может достичь рекордного уровня в 1 миллион TEU в этом году.
«В начале года стоимость перевозки грузов в контейнерах по железной дороге между Азией и Европой была вдвое ниже, чем по морю. Сейчас она в 3,5 раза (ниже)», — сообщили в железнодорожной компании.
Основной прирост приходится на маршрут Китай-Россия-Европа, где объемы транзита за первые девять месяцев выросли на 47% до 568,7 тыс. TEU.
Но транспортные операторы и аналитики говорят, что быстрый рост выявил проблемы с инфраструктурой, которые могут значительно ограничить транзитные потоки.
К ним относится нехватка персонала, в том числе менеджеров и крановщиков, а также подвижного состава, говорит Алексей Безбородов, глава консалтинговой компании «Инфрапроект», которая анализирует данные и тенденции в области транспорта и инфраструктуры.
«В такой резкий рост транзитных перевозок до пандемии никто не верил и никто не был к этому готов», — сказал он.
Транспортно-логистическая группа «Дело» сообщила Рейтер, что грузопотоки сдерживаются низкой пропускной способностью основных железнодорожных путей и узкими местами вблизи портов и пограничных пунктов пропуска.
Другой источник контейнерных перевозок сообщил о бюрократических задержках и технических проблемах на пограничных переходах, где контейнеры должны перегружаться с одного поезда на другой из-за различий в ширине колеи.
Правительство разработало долгосрочный план по увеличению пропускной способности железных дорог. В 2018 году президент Владимир Путин приказал увеличить контейнерный транзит до 1,7 млн TEU к 2024 году, что в четыре раза больше, чем в 2017 году. Проект транспортной стратегии, с которым ознакомилось агентство Reuters, предполагает, что к 2035 году потоки вырастут до 3,7 млн TEU, в результате чего доля России в грузопотоках между Азией и Европой увеличится с 4% до 15%.
Для достижения этих целей ОАО «РЖД» в период с 2019 по 2024 год инвестирует 200 млрд рублей (2,8 млрд долларов США) в проект «Транссиб за 7 дней», целью которого является сокращение времени транзита грузов от восточных до западных границ крупнейшей страны мира до в неделю по сравнению с обычными 11-14 днями.
Это часть более крупного проекта стоимостью более 700 миллиардов рублей, который РЖД и государство финансируют с 2013 года, направленного на увеличение экспорта угля, металлов и других товаров в страны Азии за счет расширения БАМа и Транссиба, пересекающих Сибирь.
Эти деньги идут на дополнительные пути, необходимые для обхода медленно идущего или встречного поезда, на строительство и увеличение пропускной способности станций, усиление электроснабжения, пояснили в монополии.
В ответ на вопросы агентства Reuters транспортный оператор Delo приветствовал инвестиции.