Грузовики карьерные: Карьерные самосвалы, самые большие карьерные самосвалы

известные производители, вес и размер моделей

Карьерный самосвал — это крупнотоннажный грузовой автомобиль, функцией которого является перевозка сыпучего или монолитного груза на разрезах. Большегрузные самосвалы применяются при добыче полезных ископаемых открытым способом, карьерных разработках, на строительстве гидротехнических сооружений. Работы часто проводятся в труднопроходимых местах с тяжелыми климатическими условиями.

История возникновения

Первым крупнотоннажным грузовиком считается модель Euclid Trac. Эта машина была выпушена в 1930 году американской компанией Euclid, основателями которой являются братья Армингтоны. Автомобиль стал ответом на быстро развивающееся индустриальное строительство той эпохи.

Стоит отметить, что грузоподъёмность карьерной техники середины прошлого века разительно отличается от современных машин. Самосвал Euclid Trac обладал способностью перевозить до 8 тонн. Это мало кого удивит сейчас, но по тем временам было достяжением.

Конструкция грузовика тоже была не обычной – кузов имел ковшеобразную форму, а шасси оснащалось разноразмерными колесами: задние были шире и больше, чем передние.

Уже через 2 года компания увеличила грузоподъёмность машин до 14 тонн, выпустив обновлённую модель. А в 1955 году с конвейера сошёл 670-сильный грузовик с возможностью перевозки 45 тонн груза.

Советский автопром предложил в 1967 году БелАЗ-548А с грузоподъемностью 40 тонн. Но уже через 10 лет белорусские специалисты представили миру карьерный самосвал, способный перевозить до 110 тонн. По состоянию на 2021 год, самым большим в мире является БелАЗ 75710 грузоподъёмностью 450 тонн.

Конструктивные особенности

Основное место применения самосвалов — открытая разработка полезных ископаемых. От автомобиля требуется перевозка груза по пересеченной местности при условиях спусков и подъемов. Без применения особенных инженерных нововведений тут не обойтись.

Огромный силовой агрегат выпускается в гибридном исполнении. Мощный дизельный двигатель запускается при помощи генератора, выполняющего роль стартера. Генератор переменного тока обеспечивает работу электродвигателей тормозной, рулевой систем и привода колёс.

Тормозная система гидравлическая, усиленная электродвигателем для торможения во время спуска. Также гибридная система гидравлики и электродвигателя применена для системы поднимания кузова. Данные спаренные системы обеспечивают безопасность при перевозке и маневрировании.

Еще одной конструктивной особенностью данной техники является система балансировки. Из-за своих больших габаритов карьерный тягач часто заваливался на бок, перевозя камни либо монолитную породу. Устранить эту проблему помогли изменения конструкции кузова: инженеры больше не применяют форму ковша. Кузов теперь имеет острый, глубокий угол сразу за передней стенкой. Такая форма позволяет сместить большую часть груза ближе к задней оси и глубоко вниз. Низкое расположение груза уменьшает высоту центра тяжести.

Применить сеть электродвигателей для вспомогательной работы всех ходовых и подъемных частей самосвала стало возможным за счет собственной электростанции переменного тока. Гидравлическая система с электроприводом сделали автомобиль максимально управляемым при езде на низкой скорости, а также безопасным, при перевозке монолитной породы по пересеченной местности.

Классификация самосвалов для горной промышленности

Сфера использования карьерных самосвалов достаточно широкая и от нее зависит класс применяемой техники. Автомобили, применяемые в горнодобывающей отрасли классифицируются по техническим признакам и сфере применения. В первую очередь они различаются по сфере применения – подземные и надземные. Эксплуатация подземных самосвалов в карьере проблематична и неэффективна, а наземных под землёй – невозможна из-за их габаритов.

По типу выполняемых работ и грузоподъёмности самосвалы классифицируются следующим образом:

  1. Дорожные грузовики до 40 тонн допустимой нагрузки. С количеством осей от 2 до 4. Используются при дорожном и муниципальном строительстве, для доставки породы непосредственно с карьера.
  2. Карьерные самосвалы, которые используются непосредственно для горных разработок. Их максимально полезная нагрузка от 100 до 450 тонн.
  3. Подземная техника с нагрузкой от 90 тонн для работ при прокладке шахт или тоннелей.

В горнодобывающей отрасли на разрезах применяются автомобили не только стандартной компоновки с передними управляемыми колёсами, но и шарнирно-сочленённые самосвалы. Они используются в карьерах с труднопроходимым рельефом местности и позволяют перевозить до 60 тонн груза.

Классификация предполагается не только по максимально допустимому весу для перевозки, но и способу разгрузки:

  • Наклонная разгрузка выполняется по принципу поднятия кузова при помощи гидравлического телескопического подъемника. Для автомашин повышенной грузоподъемности гидравлика дополняется электродвигателем.
  • Принудительная разгрузка выполняется с использованием шнеков.

Дополнением к этой классификации является направление выгрузки:

  • Двусторонняя осуществляется на левую или на правую сторону от самосвала.
  • Боковая выгрузка осуществляется только в одну сторону, часто в левую, для лучшего контроля со стороны водителя.
  • Задняя выгрузка осуществляется обычным для грузовиков способом, назад.

Существует также классификация самосвала по типу кузова. Кузова карьерных самосвалов производят в виде устойчивых или съезжающих платформ, бункеров, съезжающих бункеров. Для съезжающих вариантов выгрузка производится подъемным способом, для устойчивых кузовов —принудительная выгрузка.

Основные производители карьерных гигантов

В отличие от автопромышленности повседневного использования список производителей карьерной техники невелик. Основных производителей немного. Но разработки в этой отрасли не останавливаются и рекорды грузоподъемности постоянно меняются. В какой стране находится производство тяжелых самосвалов не так важно. Гораздо важнее их качество, безопасность и эффективность в работе.

Terex

Американская фирма — основоположник карьерной техники Северной Америки. Сегодня компания выпускает всего 4 модели, из которых самым большим грузовиком считается Terex TR100 с возможностью перевозки 100 тонн.

Caterpillar

Один из ведущих мировых производителей строительной и горной техники и оборудования со штаб квартирой в США. В линейке грузовых автомобилей для горнодобывающих компаний присутствует 17 моделей самосвалов. Самым большим является Caterpillar 797F, рассчитанный на 363 тонны полезной нагрузки.

Komatsu

Ещё один лидер среди производителей оборудования для горной промышленности. Компания основана в 1929 году в Японии. Она производит карьерные самосвалы, экскаваторы и другую технику. Компания может предложить на выбор одну из 14 моделей самосвалов для карьерных перевозок. Самый мощный самосвал – Komatsu 980E-4, грузоподъёмностью 400 т. Кроме того, в 2016 на выставке MINExpo в Лас-Вегасе компания представила широкой публике автономный карьерных перевозчик.

БелАЗ

Один из ведущих поставщиков карьерных самосвалов, производитель самого большого в мире грузовика – Белорусский автомобильный завод. БелАЗ основан в 1948 год и за эти годы завоевал популярность не только в странах постсоветского пространства. Его самосвалы известны во всём мире и эксплуатируются в России, Европе, Африке, Австралии, Северной и Южной Америках.

Hitachi

Ещё один представитель страны Восходящего солнца. С 1951 года выпускает тяжелые грузовики. В линейке 5 моделей. Самый большой выпускается с 2013 году. Hitachi EH5000AC-3 имеет грузоподъёмность до 326 тонн.

Liebherr

Семейная компания выпускает широкий спектр техники и оборудования – от холодильников до кранов и карьерных машин. Свой самый мощный грузовик Liebherr T 284 компания представила на MINExpo 2012. Машина имеет грузоподъёмность 363 тонны и мощностью 3 650 л.с.

Китайские производители

Горное машиностроение Китайской народной республики начало активно развиваться с конца 80-х годов прошлого века. Тем не менее они активно включились в борьбу за долю рынка карьерных самосвалов. Самый большой китайский самосвал – XCMG XDE400 – способен перевозить до 400 коротких тонн (примерно 363 тонны метрические). Это сопоставимо с грузоподъёмностью машин мировых лидеров, таких как Caterpillar, Komatsu, Liebherr.

Ещё два китайских машиностроительных предприятия – Sany и LiuGong – также выпускают грузовики для карьерных перевозок, правда меньшей грузоподъёмности.

Самые большие самосвалы в мире

Потребность в горных разработках или строительстве заставляет производителей самосвалов все больше увеличивать перевозимые ими объемы. Выпуск самых больших карьерных самосвалов признан за Liebherr, Caterpillar, Komatsu и Hitachi. Эти компании смогли построить самосвалы до 400 тонн полезной нагрузки.

Однако мировым лидером считают карьерный самосвал БелАЗ-75710. Он может перевозить до 450 т. Это по-настоящему самый большой самосвал в мире, поскольку основные узлы машины на место работы доставляются отдельно, а сам агрегат собирают уже в карьере.

Разработки по производству большегрузной техники не прекращаются. Сегодня в целях экономии, а также улучшения производительной мощи, карьерные самосвалы переводят с дизельного на газомоторное топливо. Планируется также испытание 63 тонного Komatsu HD605-7 на полностью электрической тяге. Изготовители горнодобывающей техники пытаются использовать топливо с максимальным КПД и при минимальных выбросах в окружающую среду.

Автор: Андрей Соломин

Поделиться

Огромные карьерные грузовики

Зачем нужны огромные карьерные грузовики?

Работа промышленности невозможна без добычи полезных ископаемых. Но данный процесс подразумевает не только копание. Руду надо вывозить, для чего самый удобный вид транспорта – карьерные самосвалы.

Непонятно только одно. Почему эти машины делают такими огромными? Для удовлетворения фирменного тщеславия? Или это негласное соревнование между производителями?

Ни то, ни другое. Всем правит экономическая эффективность. Она направляет прогресс в нужную сторону. Если рассматривать ситуацию с этой точки зрения, то картина выглядит предельно просто. Достаточно взять для примера две машины. Одной пусть будет 32-тонный КамАЗ-65801. А другой – БелАЗ-75710, способный взять «на борт» 450 тонн. Чтобы сравнение было корректным, надо по каждой технике посчитать стоимость одного тонно-километра. Набираем годовые затраты: топливо, запчасти, амортизация, накладные расходы и еще много чего. И делим на годовую производительность (вес груза, умноженный на расстояние доставки). В итоге получается, что большие машины выгоднее, чем те, что поменьше.

(Данный тезис касается не только самосвалов. В других отраслях он тоже справедлив. Например, колесный трактор Джон Дир с широкозахватной сеялкой тоже выгоднее, чем МТЗ с прицепленной к нему СЗ-3,6).

Почему так важна экономика доставки? Потому что по мере углубления карьера статья «транспортировка горной породы» доходит до 65-75% от общей суммы затрат. А еще польза от великанов возрастает благодаря техническим новшествам. Например, двухмоторный БелАЗ, после разгрузки, ради экономии топлива, едет обратно на одном двигателе.

Почему именно карьерный самосвал?

Читайте также: Карьерные самосвалы Комацу, пятерка популярных моделей

Вопрос, вынесенный в подзаголовок, далеко не праздный.

Карьер – это открытая горная разработка, независимо от производительности. Поэтому, фактически, самосвал любой грузоподъемности, занятый на перевозке породы, можно назвать карьерным. А раз так, то потребители спрашивают: «Почему спецтехника для доставки ископаемых такая дорогая? Какой в этом смысл, если вместо одного огромного и дорогущего БелАЗа можно взять, например, заметно более дешевый самый большой КамАЗ в мире – пятиосный 65805 «Самсон», грузоподъемностью 60 тонн?»

В том-то и дело, что можно, но не нужно. Потому что еще в 60-е годы ХХ столетия, на основе практики, подкрепленной научными изысканиями, сформировался тип классического карьерного самосвала. Эта машина наилучшим образом подходит для горных разработок открытого типа. В ее конструкции реализованы следующие положения:

  • Компоновка: кабина помещается недалеко от мотора, колесная база минимальная, габариты (особенно длина) – чем меньше, тем лучше.
  • Вариант с двумя мощными осями лучше, чем многоосевое шасси, с меньшей нагрузкой на каждую пару колес. В данном случае, ТС оказывается более надежным, снижаются затраты на ремонт и эксплуатацию. А также – время, необходимое на ремонт и обслуживание. В итоге КТГ (коэффициент технической готовности) доходит до 0,92, а срок службы большинства марок превышает 9 лет.
  • Короткая двухосная тележка обеспечивает большую жесткость конструкции, вес машины при этом снижается. Кузов занимает почти всю площадь шасси.
  • В качестве силового агрегата применяется дизельный двигатель, который отличается небольшим литражем, но значительным крутящим моментом. Производителей таких моторов немного: Cummins, Caterpillar, MTU. Но уровень их профессионализма – выше всяких похвал. Правильно выбранный приводной агрегат гарантирует длительную и экономичную эксплуатацию машины.
  • Силовая передача. В настоящее время большинство фирм-изготовителей делают трансмиссию одного из двух типов. В первом случае это гидромеханическая передача (ГМП) в комплекте с механической КПП, карданом и гидротрансформатором. Во втором – гибридный привод. Здесь имеется силовой электродвигатель привода колес, питающийся от собственного мощного генератора. Например, самосвал Liebherr T282C оборудован дизель-электрической передачей, с собственным электромотором на каждое колесо. Данная ЭМТ (электромеханическая передача) применяется, как для колесной схемы 4х2, так и для 4х4. И тот и другой варианты могут быть реализованы на разных моделях одной и той же марки. Третий, более редко встречающийся вариант – мотор-колеса.

Все перечисленные выше особенности случат одной цели – сделать самосвал оптимальным транспортным средством для работы в открытых карьерах.

Самые большие самосвалы в мире. ТОП-10

Читайте также: Электрические карьерные самосвалы

Задача определения самого большого карьерного самосвала в мире не так проста, как кажется. По каким данным надо ориентироваться? По высоте машины или по ее полной массе? По мощности двигателя или по объему кузова? Лучшее решение — самое практичное. Поскольку указанные ТС выполняют конкретные производственные задачи, значит, и оценивать их надо по грузоподъемности.

Ниже перечисляются самые большие самосвалы, которые входят в первую десятку рейтинга, а также даются их основные технические характеристики.

  1. Hitachi EH50000AC-3 (грузоподъемность 326 тонн). Этот самосвал с железным каркасом производят с 2012 года. При длине 15,51 м, ширина и высота равны 8,6 м и 7,41 м. 16-цилиндровый дизель обеспечивает максимальную скорость 90 км/ч.
  2.  Caterpillar 795F AC (345 тонн) выпускается с двумя вариантами кузова. Один из них – специально для угля. При полной массе 628 тонн, габариты машины равны 15,15х8,97х7,04 метра.
  3.  Terex MT 5500 AC (360 тонн). Наибольшая масса равна 598 тонн. Размеры: 14,87х9,05х7,67 метров. Силовая установка 16-цилиндровая, дизельная, мощностью 3000 л.с., плюс электромотор. Максимальная скорость 100 км/ч.
  4. Komatsu 960E-1К (360 тонн). Полная масса 635 тонн. 18-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель способен разогнать «японца» до 100 км/ч.
  5.  XCMG DE400 (363). Этот китаец – самый большой самосвал в мире по ширине, которая равна 10 метров. Прочие размеры: длина 16 м., высота 7,6 м. Выпускается с 2012 года. Предельная скорость 50 км/час.
  6.  БелАЗ 75601 (396 тонн). Полная масса 672 тн. Размеры: 14,9х9,28х7,22 м. Предназначен для транспортировки крупных камней из глубоких карьеров.
  7.  Bucyrus MT6300AC (400). Этот американец выпускается с 2008 года. До 2010 года назывался Terex Unit Rig MT 63 00 AC. Мощность двигателя 3750 л.с.
  8.  Liebherr Т284 (400 тонн). При максимальной массе 661 т. и габаритах 15,59х7,42х8,3 м, эта машина, оборудованная 3750-сильным дизелем с 20-ю цилиндрами, способна развивать скорость до 100 км/ч. Самый высокий в своем классе.
  9. Caterpillar 797F (400 тонн). Полная масса составляет 687,5 тонн. Размеры: 14,8х9,75х6,52 метра. 20-цилиндровый дизель с турбонаддувом разгоняет самосвал Caterpillar до 110 км/ч. Выпускается с 2009 года.
  10.  БелАЗ-75710. У этого БелАЗа грузоподъемность по паспорту равна 450 т. Но на испытаниях машина везла 503,5 тонны. Объем кузова геометрический — 157,5 куб. м.; с «шапкой» (2:1) – 269,5 куб. м.

На самосвале стоит дизель-электрическая силовая установка с 2-мя моторами MTU DD 16V4000, мощностью по 2300 л.с. каждый. При пустом кузове, используется только один из них. Они запускают генератор, который подает энергию на 4 электродвигателя. Эксплуатационная масса (вес авто с рабочим оборудованием, всеми заправками и водителем (75 кг)) – 360 т. Полная масса (то же, с грузом) – 810 тонн.

Колесная формула 4х4, все колеса – спаренные. Габариты (ДхШхВ) – 20,6 х 10,62 х 8,265 м. Крутящий момент – 9300 Н*м при 1500 об/мин., удельный расход топлива – 198 г/кВт*час (практически — 1300 кг ДТ на 100 км или 470 л/час). Объем бака – 5600 л. Максимальная скорость – 64 км/час. Радиус поворота – 19,8 м. Тормоза сухие двухдисковые. Подвеска гидропневматическая.

В стандартную комплектацию входят системы: “Wiggins” (быстрая заправка), предпускового подогрева (жидкостная), контроля давления в шинах, пожаротушения (с ДУ), контроля загрузки и автоматической смазки. А также: заправочный центр, блок «отопитель-кондиционер», сигнализация, которая включается в случае приближения к ЛЭП. Возможно тропическое либо северное исполнение.

Самый большой БелАЗ в мире, по словам водителей, отличается плавным ходом, повышенной устойчивостью и легкой управляемостью. За счет наличия двух поворотных осей, ТС очень маневренное. Благодаря четырем мотор-колесам и сдвоенным шинам (8 шт.), у машины хорошая проходимость и максимальная грузоподъемность. Мощный гидропривод разгружает самосвал всего за полминуты.

БелАЗ-75710 работает по схеме 24 / 7 / 365. Во время пересменки машина не глушится. Двигатели останавливаются только в случае проведения планового ТО или ремонта.

В заключение – еще один интересный факт по самым большим карьерным самосвалам. Если при составлении списка лидеров речь шла о практической пользе, т.е. о грузоподъемности, то почему надо рассматривать только «одиночные» машины? Может, надо вспомнить и об автопоездах?

Здесь имеется один ярко выраженный лидер, прочие далеко позади. Рудовоз Powertrans Pit Hauler с шестью прицепными модулями с боковой выгрузкой способен за один рейс доставить к месту выгрузки 480 тонн породы. Чтобы обеспечить подобные характеристики, конструкторы применили оригинальное решение. Силовые агрегаты Cummins KTA19 (730 л.с.) смонтированы не только на тягаче. Каждый прицеп тоже имеет свою моторизованную группу (двигатель + трансмиссия). В итоге суммарная тяговая мощность автопоезда равная 5110 л.с.

Видео:Ты только посмотри на эту МОЩЬ!!! Самые Большие САМОСВАЛЫ в Работе

Поиск запроса «самый большой самосвал в мире» по информационным материалам и форуму

Грузовиков | Комацу

Сузьте область поиска

Сочлененные грузовикиСочлененные грузовики(2) Механические тележкиМеханические тележки(6) Карьерные самосвалы с электроприводомКарьерные самосвалы с электроприводом(8)

Максимальная полная масса автомобиля

52 000–77 000 кг115 000–170 000 фунтов. (3) 78 000–272 000 кг171 000–600 000 фунтов. (5) > 272 000 кг > 600 000 фунтов. (7)

Лошадиная сила

200 — 360 кВт300 — 500 л. с. (2) 361 — 1000 кВт501 — 1500 л.с. (6) > 1000 кВт > 1500 л.с. (7)

Вместимость

20 — 45 мт30 — 45 ст (4) 46 — 160 мт46 — 160 ст (4) > 160 м > 160 ст (7)

Специальности

тележкатележка (2) АвтономныйАвтономный (3)

HM300-5

  • Полная мощность 248 кВт при 2000 об/мин 332 л. с. при 2000 об/мин
  • Эксплуатационная масса 53 475 кг 117 892 фунта.
  • Вместимость 27,2 млн тонн 30,9 ст

HM400-5

  • Полная мощность 353 кВт при 2000 об/мин 473 л.с. при 2000 об/мин
  • Эксплуатационная масса 75 135 кг 165 644 фунта.
  • Вместимость 40,0 м 44,1 ст

HD325-8

  • Полная мощность 386 кВт при 2000 об/мин 518 л. с. при 2000 об/мин
  • Эксплуатационная масса 70 760 кг 155,999 фунтов.
  • Вместимость 36,6 млн тонн 40,3 ст

HD405-8

  • Полная мощность 386 кВт при 2000 об/мин 518 л.с. при 2000 об/мин
  • Эксплуатационная масса 77 415 кг 170 671 фунт.
  • Вместимость 40,0 м 44,1 ст

HD465-8

  • Полная мощность 578 кВт при 2000 об/мин 775 л. с. при 2000 об/мин
  • Эксплуатационная масса 103 500 кг 228 178 фунтов.
  • Вместимость 55,0 м 61,0 ст

HD605-8

  • Полная мощность 578 кВт при 2000 об/мин 775 л.с. при 2000 об/мин
  • Эксплуатационная масса 114 700 кг 252 870 фунтов.
  • Вместимость 63,0 млн тонн 69,4 ст

HD785-8

  • Полная мощность 895 кВт при 1900 об/мин 1200 л. с. при 1900 об/мин
  • Эксплуатационная масса 166 000 кг 365,967 фунтов.
  • Вместимость 92,2 млн тонн 101,6 ст

HD1500-8E0

  • Полная мощность 1171 кВт при 1900 об/мин 1580 л.с. при 1900 об/мин
  • Эксплуатационная масса 249780 кг 550 229 фунтов.
  • Вместимость 139,0 млн тонн 153,2 ст

730E-10

  • Полная мощность 1 491 кВт при 1 900 об/мин 2000 л. с. при 1900 об/мин
  • Эксплуатационная масса 338 075 кг 745 328 фунтов.
  • Вместимость 186 м 205 ст

830E-5

  • Полная мощность 1 864 кВт при 1 800 об/мин 2500 л.с. при 1800 об/мин
  • Эксплуатационная масса 408 868 кг 901 400 фунтов.
  • Вместимость 227 м 250 ст

860E-1K

  • Полная мощность 2 013 кВт @ 1 900 об/мин 2700 л. с. при 1900 об/мин
  • Эксплуатационная масса 454 363 кг 1 001 700 фунтов.
  • Вместимость 254 м 280 ст

930E-4SE

  • Полная мощность 2 610 кВт при 1 900 об/мин 3500 л.с. при 1900 об/мин
  • Эксплуатационная масса 505 755 кг 1 115 000 фунтов.
  • Вместимость 290 м 320 ст

930E-5

  • Полная мощность 2 013 кВт при 1 800 об/мин 2700 л. с. при 1800 об/мин
  • Эксплуатационная масса 521 631 кг 1 150 000 фунтов.
  • Вместимость 290 м 320 ст

930E-5SE

  • Полная мощность 2 611 кВт при 1 800 об/мин 3500 л.с. при 1800 об/мин
  • Эксплуатационная масса 521 631 кг 1 150 000 фунтов.
  • Вместимость 290 м 320 ст

960E-2K

  • Полная мощность 2 610 кВт при 1 900 об/мин 3500 л. с. при 1900 об/мин
  • Эксплуатационная масса 576 062 кг 1 270 000 фунтов.
  • Вместимость 326 м 360 ст

980E-5

  • Полная мощность 2 610 кВт при 1 800 об/мин 3500 л.с. при 1800 об/мин
  • Эксплуатационная масса 627 999 кг 1 384 500 фунтов.
  • Вместимость 363 м 400 ст

Загрузить больше продуктов

Карьерные самосвалы | Либхерр

  • Ед. изм Метрика Империал
Просмотров 1-4 из 4
Класс полезной нагрузки 100,00 т
Полная масса автомобиля (GVW) 180,00 т
Полная мощность 895 кВт

Подробнее

  • Добавить в список
  • Сравнивать
Класс полезной нагрузки 00 t»> 240,00 т
Полная масса автомобиля (GVW) 416,00 т
Полная мощность 2 013 кВт

Подробнее

  • Добавить в список
  • Сравнивать
Новый
Класс полезной нагрузки 00 t»> 305,00 т
Полная масса автомобиля (GVW) 528,00 т
Полная мощность 2720 кВт

Подробнее

  • Добавить в список
  • Сравнивать
Класс полезной нагрузки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *